Свеча зажигания в автомобиле служит для воспламенения бензиново-воздушной смеси, за счет выделяемого тепла при сгорании топлива происходит рабочий цикл в цилиндрах, и на этом принципе работает любой автомобильный бензиновый двигатель.
Как работают современные моторы
Современные моторы работают на бензиновом топливе с высоким октановым числом, а это значит, что при сгорании бензина выделяется больше энергии, температура в камере сгорания с высококачественным топливом выше, чем с низкооктановым.
Из всего вышесказанного следует вывод – к свечам зажигания современных автомашин предъявляются жесткие требования, так как они работают в высоком температурном режиме под большой нагрузкой.
Чем лучше по качеству эти детали, тем реже требуется замена свечей зажигания.
Для каждой конкретной марки двигателя разрабатываются свои свечи с определенными параметрами, и универсальность, как таковая, здесь присутствует только условно.
Устройство
Несмотря на разнообразие свечей зажигания (СЗ) на автомобильном рынке, все они устроены практически одинаково, и любая из свечей состоит из следующих компонентов:
- Центральный электрод;
- Боковой электрод;
- Керамический изолятор;
- Металлический корпус с резьбой и гранями для отворачивания ключом.
На металлическом корпусе свеча имеет уплотнитель в виде шайбы из мягкого металла, а на конце центрального электрода устанавливается контактная нагайка, на которую надевается наконечник высоковольтного провода или катушка, если в системе зажигания нет высоковольтных проводов.
Типы свечей
У современных СЗ может быть разное количество электродов – в стандартных свечах, выпускаемых промышленностью, боковой электрод чаще всего только один.
Для лучшего искрообразования и более качественного сгорания топливной смеси применяются свечи с двумя, тремя и четырьмя боковыми электродами.
Многоэлектродные СЗ чаще всего устанавливаются на сложных двигателях с большим количеством цилиндров и высокой степенью сжатия.
СЗ могут иметь свои конструктивные особенности и между собой различаться:
- диаметром и шагом резьбы;
- длиной резьбовой части;
- размерами граней под ключ для выворачивания свечей;
- материалами электродов (платина, иридий, медь);
- выступом центрального электрода;
- общими размерами (есть короткие и длинные свечи).
Выступающий над изолятором центральный электрод обеспечивает стабильность работы двигателя – свечи с такими электродами не остывают и дольше остаются чистыми и теплыми на малых оборотах мотора, к тому же не перегреваются при увеличении нагрузки.
Есть специальный тип свечей для гоночных автомобилей, у которых нет бокового электрода, а его роль выполняет сам корпус с резьбой.
Ввиду того, что у спортивных авто очень маленькая камера сгорания, для бокового электрода не остается места, именно по этой причине конструкция имеет такой вид.
По материалу электродов СЗ чаще всего бывают медными (хромоникелевыми), иридиевыми и платиновыми.
Применение драгоценных материалов обеспечивает деталям более долгий срок службы, к тому же центральный электрод здесь тоньше, чем обычно.
Тонкий электрод способствует снижению напряжения в системе зажигания, и при высоких температурах свеча работает производительнее, с лучшей отдачей.
Замена свечей зажигания
Для каждой модели автомобиля изготовителем предусмотрен определенный срок, по истечении которого следует производить замену свечей зажигания.
Регламент должен соблюдаться при выполнении технического обслуживания, дополнительно при каждом ТО производится проверка этих деталей.
Когда нужно менять свечи?
Завод-изготовитель дает рекомендации по пробегу для тех марок свечей, которые им одобрены.
Но сейчас на рынке очень много различных изготовителей, поэтому ресурс у деталей разный, и детали могут прослужить от 20 и до 100 тыс. км.
СЗ подлежат замене в следующих случаях:
- двигатель стал троить, не работает один или несколько цилиндров;
- боковой электрод подгорел или стал тоньше обычного;
- изолятор пробивает на центральный электрод (в некоторых случаях пробой виден в темноте при работающем двигателе);
- почернел изолятор у основания с металлическим корпусом свечи;
- СЗ выработали свой положенный ресурс.
Состояние свечей зажигания может сказать о многом.
Работу по замене свечи выполнить несложно, и многие автовладельцы выполняют такую операцию самостоятельно.
Следует отметить, что есть двигатели, где к СЗ добраться достаточно сложно, и в таких случаях хозяева авто предпочитают доверять работу специализированным автосервисам.
Также есть автомобилисты, который считают, что любой автомобильный ремонт должны выполнять мастера своего дела, к тому же, цена замены свечей зажигания обычно невелика.
Замена свечей зажигания на примере автомобилей Skoda
Нюансы замены свечей зажигания на двигателях «Шкода».
На бензиновых моторах объемом 1,6 л Skoda Octavia или Skoda Fabia периодичность замены свечей зажигания – в среднем через каждые 45 т. км.
Свечи с электродами из драгметаллов «ходят» дольше, например, иридиевые могут прослужить 90-100 т. км.
Замена свечей зажигания у «Шкоды» – процедура непростая, и некоторые мастера, чтобы добраться до свечей, снимают впускной коллектор.
Но это делать вовсе не обязательно, при наличии необходимого инструмента и при определенной сноровке замену СЗ на Skoda с двигателем модели BFQ (BSE) можно произвести следующим образом:
- снимаем декоративную пластиковую крышку, которая находится сверху клапанной крышки двигателя. Декоративная панель отщелкивается, и чтобы ничего не поломать, ее следует снимать очень аккуратно;
- наконечник первого цилиндра (по левую сторону, если смотреть на двигатель) демонтируются просто, и его сдергиваем рукой;
- берем свечной ключ на 16 с удлинителем и карданчиком (шарниром) и отворачиваем первую свечу. Затем вставляем в ключ новую СЗ и закручиваем ее на место;
- к свечному наконечнику 2-го цилиндра добраться сложнее, и для того, чтобы его сдернуть, следует воспользоваться круглогубцами с длинными захватами;
- после того как наконечник демонтирован, откручиваем СЗ второго цилиндра. Свечной ключ вставляем сверху, с левой стороны, шарнирное соединение на ключе позволяет под любым углом отвернуть свечу без особых проблем;
- после демонтажа новую свечу вставляем в ключ и под этим же углом пытаемся установить новую деталь на место, попадая в свечной колодец. Здесь нужно действовать аккуратно и не спешить, только в этом случае все получится. Чтобы попадание было наиболее точным, нужно снизу (под коллектором) помогать второй рукой, направляя свечу на нужное место;
- попав на резьбу, производим закручивание СЗ.
После проделанной работы устанавливаем на место высоковольтные провода первого и второго цилиндра.
Первый наконечник ставится руками, для установки второго следует воспользоваться круглогубцами, и нужно постараться наконечник вставить как можно плотнее, прижимая его к месту.
Наиболее сложной является замена свечи зажигания Шкода Октавия с мотором 1,6 л на третьем цилиндре.
В первую очередь сложно снять наконечник – можно попробовать его отодвинуть от головки блока снизу длинной отверткой, просунув ее между металлическим экраном наконечника и ГБЦ.
После того как наконечник сдернут с места, его вынимаем через верх и отводим сторону.
Для того чтобы открутить свечу на третьем цилиндре, свечной ключ заводим с правой стороны сверху, а попадает ли свеча в отверстие в головке блока, смотрим снизу под коллектором.
Откручиваем СЗ точно также, как и на втором цилиндре, берем новую свечу и устанавливаем ее на место.
Далее следует установить наконечник – его заводят на место, а, чтобы он плотно сел, можно взять какой-нибудь длинный металлический штырь (например, отвертку с тупым концом) и прижать наконечник к свече.
На четвертом цилиндре наконечник выдергивается с помощью плоскогубцев (круглогубцев), а к СЗ здесь подобраться проще, чем на втором или третьем цилиндре.
После произведенной замены запускаем мотор, если все в порядке, устанавливаем на место декоративную крышку.
Следует отметить, что, когда наконечники садятся на место, слышен легкий характерный щелчок.
Другой вариант замены СЗ – со снятием и установкой коллектора, и может быть, кому-то так выполнять работу удобнее.
Но при снятии коллектора можно повредить прокладку, поэтому лучше сразу купить ее заранее.
Зазоры в электродах
Между электродами СЗ должен быть определенный зазор, в зависимости от типа деталей, конкретного производителя и системы зажигания зазор может незначительно меняться.
В среднем расстояние между электродами СЗ при использовании современной электронной системы зажигания равняется 0,8-0,9 мм.
Если зазор будет слишком маленьким, топливная смесь искрой нормально поджигаться не будет, и мотор может троить.
При большом расстоянии между электродами искра и вовсе может не проскакивать, что тоже приводит к перебоям в работе ДВС.
Зазор следует проверять во время проведения техобслуживания, также необходимо осматривать электроды на предмет их подгорания.
На СЗ лучше не экономить и покупать качественные детали от известного производителя – от свечей напрямую зависит стабильность работы ДВС.