Утечка тока в автомобиле приводит к разрядке аккумулятора. Происходит это, как правило, во время стоянки и, как кажется, на первый взгляд, без видимой на то причины.
Владелец садится за руль, поворачивает ключ в замке зажигания, но ничего не происходит. Все, что он слышит — щелчок или слабые попытки вращения стартера.
Важно вовремя выявить и устранить неисправность так как, особенно в зимний период эксплуатации, это может привести к непростой ситуации.
Какая утечка тока допустима
В каждом современном авто имеется группа потребителей, которые постоянно нуждаются в подключении к бортовой сети, а значит и к аккумулятору. В их число входят часы, иммобилайзеры, память ЭБУ, обогреватель, фары, кондиционер и многое другое.
Для наглядности посмотрите на схему электрооборудования ВАЗ 2115.
К примеру, память блока управления нуждается в сохранении параметров, касающихся работы силового агрегата и других узлов. Если питание пропадет, информация обнулится, и придется устанавливать все параметры заново.
С учетом сказанного небольшая утечка тока в машине — это нормально. Этот параметр незначительный и может быть рассчитан путем простых операций. Достаточно сложить токи всех потребителей сети.
Примеры нагрузки, которую берут те или иные устройства:
- сигнализация — до 20 мА;
- часы — 1 мА;
- аудиосистема — 3 мА и т. д.
Для измерения интересующего тока понадобиться мультиметр. Если замеры показали уровень выше нормы, это свидетельствует о неисправности, которую необходимо отыскать и убрать.
Причины, по которым может быть утечка тока, или почему разряжается аккумулятор
Распространенная причина появления утечки — проблемы с одним из потребителей. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Магнитола
В большинстве случаев именно автомагнитола является проблемой для автовладельцев. Это объясняется наличием энергонезависимой памяти, в которой хранятся настройки пользователя.
Потеря питания приводит к тому, что владелец вынужден снова выставлять все параметры.
Причина утечки может быть в следующем:
- Неисправность. В случае поломки нормальный ток утечки (около 10 мА) существенно возрастает. Причиной может быть замыкание, выход из строя какого-то элемента и прочие проблемы. Решением неисправности может быть замена или ремонт.
- Неправильное подключение. В погоне за дешевизной автовладельцы часто обращаются к начинающим мастерам. Из-за отсутствия опыта они ошибаются при соединении устройства, что приводит к дополнительным утечкам. Оплошность может иметь место при подключении сигнализации или другого дополнительного оборудования.
Больше по теме: Распиновка разъемов автомагнитол.
Охранная система
Сигнализация продолжает работать даже при отключении двигателя и остальных потребителей тока. Именно этот узел часто становится причиной утечек и приводит к разряду АКБ во время стоянки.
Во многих охранных системах имеется передатчик, который отправляет и получает сигналы от брелока. В качестве дополнительных потребителей также выступают системы GSM и GPS, а также другие устройства, нуждающиеся в питании. Многие заводы-изготовители охранных систем стараются снизить потребление, когда устройство переводится в режим защиты.
Завышенную утечку тока можно определить только опытным путем одним из рассмотренных ниже методов.
ЭБУ
Блок управления двигателем всегда потребляет определенный ток. Это актуально даже в том случае, когда устройство исправно. В таком случае утечка будет превышать не больше 1-5 мА. В случае повреждения токи могут быть значительно выше.
Стартер
Исправный стартер потребляет энергию только при повороте ключа зажигания и пуске двигателя. В ином случае на этом узле нет тока утечки даже при наличии на клеммах напряжения. Исключением может быть только неисправность, но такая поломка обязательно себя проявит.
Генератор
АКБ
При загрязнении клемм аккумулятора возможна дополнительная утечка тока. Параллельно стоит помнить о таком факторе, как саморазряд АКБ.
Чем старее АКБ, тем выше у него ток утечки. При подключенных проводах этот параметр может достигать 4% в день.
Забытые устройства
Распространенная ситуация, когда автовладелец забыл выключить какой-либо прибор из прикуривателя. Это может быть регистратор, навигатор, мобильный телефон или что-то еще. В таком случае устройство «вытягивает» ток без какой-либо пользы. Результатом может стать полностью разряженный АКБ.
Прочие причины
В дополнение к рассмотренным выше стоит выделить еще ряд причин, которые могут привести к утечке тока в бортовой сети автомобиля:
- испарение электролита, которое заметно по появлению пятен на корпусе;
- неправильно подключенные приборы, к примеру, телевизор или регистратор;
- повреждение проводки;
- появление проводов возле мотора;
- замыкание дополнительной аппаратуры;
- залипание реле мощных потребителей;
- повреждение концевика багажника или дверей.
Негативные последствия потери тока в бортовой сети
Появление утечки тока на авто имеет ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать:
- Отказ потребителей. При достижении параметра 0.5 А возникает рассеивание 6 Вт по мощности (12 В х 0.5 А). Если утечка происходит в каком-либо одном узле, к примеру, в микросхеме ЭБУ или транзисторе, имеет место нагрев элемента. Возрастает риск поломки и отказа.
- Разряд АКБ. Наиболее распространенная проблема — снижение емкости аккумуляторной батареи невозможность пуска двигателя. При наличии утечки в 0,5 А за 5 часов простоя источник питания теряет 2.5 А*ч. Если машина постоит сутки без дела, этот параметр составит 12 А*ч. В случае, когда водитель берет авто только на выходных, за 5 дней разряд может составить 60 А*ч. На многих легковых авто устанавливается АКБ именно с такой емкостью. Это значит, что попытки завести мотор обратятся провалом. Более того, глубокий разряд батареи негативно сказывается на ее сроке службы.
- Воспламенение электрической проводки. Утечка тока в бортовой сети авто может привести возгоранию. Это реально, если параметр достигнет отметки 1 А и, соответственно, 12 Вт. Сама по себе ситуация не может привести к появлению огня, но этого достаточно для оплавления проводки и дальнейшего замыкания проводов. Результаты могут быть непредсказуемыми.
Как подключить мультиметр
Для выявления тока утечки необходимо правильно подключить мультиметр к бортовой сети.
Алгоритм действий такой:
- Отключите потребителей от АКБ.
- Включите мультиметр и переключите его на режим измерения тока.
- Снимите «плюс» или «минус» с аккумулятора.
- Закрепите один щуп на снятый провод.
- Второй контакт подключите к «плюсу» или «минусу» АКБ в зависимости от того, чтобы было демонтировано.
В результате происходит замыкание, в приборе сгорает предохранитель, но АКБ и проводка машины не должны пострадать. Если полученный ток утечки ниже допустимого параметра, нужно искать другие причины неисправности.
Как найти утечку
Если измеренный показатель выше нормы, необходимо найти утечку и устранить ее. Ситуация усложняется тем, что в современных автомобилях работает десятки потребителей.
Заводская проводка редко повреждается, поэтому КЗ появляются только при наличии повреждений. К примеру, в случае аварии высок риск нарушения целостности кожуха.
При этом провода, которые прокладываются владельцем машины, лежат неаккуратно. Они проводятся в любом попавшемся месте, и именно в этих местах чаще всего происходят повреждения в виде замыканий.
Результат — появление утечек и последствия, о которых упоминалось выше.
Эксперты рекомендуют действовать в следующей последовательности:
- Визуальный осмотр внештатной проводки.
- Обследование устройств, которые подвержены ударам.
- Переход к более сложным методам поиска.
На следующем шаге требуется поочередное отключение предохранителей и контроль тока. Как только проблемный участок найден, можно заняться им более плотно.
Распознать его можно по нормализации тока ниже допустимого уровня после удаления вставки плавкой на определенном ответвлении (пошаговая инструкция рассмотрена ниже).
Проверка на наличие утечки
Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.
В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.
Проверка через минусовую клемму аккумулятора
Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует ослабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.
Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.
Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.
Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.
А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.
Проверка через блок предохранителей
Один из наиболее эффективных способов поиска неисправности — проверка машины на утечку через предохранительный блок.
Алгоритм действий имеет следующий вид:
- Отыщите схему расположения предохранителей. Подробная информация доступна в руководстве по эксплуатации авто. Иногда данные о назначении каждой вставки плавкой можно найти на крышке блока.
- Снимите «плюс» с аккумуляторной батареи.
- Убедитесь, что все потребители в машине выключены и не работают.
- Берите мультиметр и установите режим измерения постоянного тока. Подключите контакты к интересующим разъемам с помощью крокодилов (так удобнее). При соединении учтите полярность и избегайте контакта с кузовом автомобиля из-за риска замыкания.
- Смотрите на экран мультиметра, где появится реальный ток утечки. Если полученный параметр меньше 0.2 А, можно не переживать. Ничего делать не нужно. В случае, когда измеренный параметр превысил отметку 0.5 А, придется искать место повреждения. При показателе от 0.2 до 0.5 А автовладелец сам принимает решение, проводить дальнейшие мероприятия или нет.
- Попросите помощника поочередно доставать предохранители и ставить их на место. В это время необходимо смотреть, меняется параметр тока или нет. Если ток уменьшился, нужно снять другие предохранители цепи. К примеру, если проблема в ЭБУ, можно убрать на время вставки плавкие цепи головного света, стеклоочистителей и других элементов.
Существует более сложный способ проверки, не требующий помощи других людей. Алгоритм действий такой:
- Установите «плюс» на место.
- Последовательно убирайте предохранители.
- Подключайте мультиметр к разъемам снятого предохранителя для контроля тока одной цепочки.
Устранение неисправностей
Как только найден источник проблемы, необходимо перейти к решению проблемы.
В зависимости от ситуации могут потребоваться следующие шаги:
- очистка от загрязнений проблемных участков с помощью спирта или аналогичных средств;
- восстановление проводки АКБ при обнаружении поврежденной изоляции и защита от появления проблем в будущем;
- просушивание приборов, если внутрь блока попадала влага;
- замена неисправного прибора, если он является причиной неисправности;
- изменение режима электроники для снижения минимального потребления тока.
После завершения работы необходимо снова провести проверку и убедиться в снижении тока утечки до безопасных показателей.
Проверка некоторых элементов сети
К таким элементам относится:
- Стартер;
- Генератор;
- Элементы системы зажигания.
Чтобы выявить, какой из них поврежден и из-за этого потребляется ток АКБ, нужно тщательно осмотреть проводку, идущую к данным элементам, а затем поочередно отсоединять провода от них, пока такое действие не даст результат – потребление тока снизится до необходимых пределов.
Как проверить генератор на утечку тока
Одной из причин появления проблем может быть генератор. Для проверки этой версии стоит сделать следующие шаги:
- Подключите щупы к клеммам АКБ.
- Установите режим измерения напряжения.
- Запустите мотор.
- Включите печку, ближний свет и нагрев заднего стекла.
- Контролируйте параметр.
В случае, когда ток утечки превышает 2-3 А, для поиска неисправности используйте обычный гаечный ключ. Приложите его к шкиву генератора и посмотрите, магнитится он или нет. Если это происходит, диоды и катушка неисправны.
Проверка сигнализации на утечку тока
- Поставьте машину на сигнализацию, после чего сразу проверьте потребление тока, и запомнить значение.
- После еще раз выполните замер, но не раньше, чем через 5 минут. Именно столько нужно, чтобы сигнализация стала в режим ожидания.
В таком режиме она потребляет меньше энергии, поэтому при замере после 5-минутного ожидания расход тока должен снизиться.
Если утечка тока не снизилась, следует проверить правильность подключения сигнализации.
Проверка утечки тока на стартере
Причиной неисправности может стать проблема со стартером, который потребляет максимальный ток во время пуска двигателя. Определить неисправность с этим узлом труднее всего, ведь автовладельцы сразу «грешат» на АКБ или генератор.
Для проверки сделайте следующие шаги:
- Открутите «плюс» от стартера.
- Уберите его в сторону, чтобы не прикоснуться к «массе».
- Подключите мультиметр к клеммам.
- Обратите внимание на потребление тока. Если оно снизилось, стартер неисправен.
Алгоритм действий такой:
- Разместите клещи вокруг «минуса», который отходит от АКБ.
- Заведите мотор три раза.
- Обратите внимание на ток при каждом пуске. Он должен составлять от 143 до 148 А. Максимальный параметр можно достигать 150 А.
Если полученный показатель существенно меньше, причиной являются проблемы со стартером. В таком случае его необходимо отремонтировать, а при невозможности заменить.
Проверка утечки тока на аккумуляторе
Причиной неисправности часто является АКБ. Для проверки версии достаточно измерить напряжение на клеммах и корпусе аккумуляторной батареи.
Алгоритм такой:
- Заглушите двигатель.
- Подключите красный провод мультиметра к «плюсу», а черный — к «минусу».
- Убедитесь, что на уровне 20 В параметр находится на уровне 12.5 В.
- «Плюс» оставьте на клемме, а «минус» приложите к корпусу в месте расположения пробок или следов испарений.
Пара советов от бывалых автолюбителей
Предлагаем ознакомится с некоторыми полезными советами от опытных автовладельцев.
Совет 1
Необязательно производить замеры утечки по «минусовому» выводу, протестировать бортовую сеть можно и по «плюсовому».
Алгоритм действий примерно тот же – отсоединяется клеммник от «плюсовой» клеммы АКБ.
Здесь важно не перепутать полярность, иначе можно испортить прибор.
Совет 2
Перед проведением замеров лучше окна в авто открыть, да и не стоит ключи оставлять в зажигании.
Дело в том, что при отключении клеммника от АКБ возможно срабатывание центрального замка, в результате чего авто закроется.
Открытые окна и ключи в кармане позволят избежать такой неприятности, как закрытый автомобиль с ключами внутри.
Увеличение тока утечки — серьезная неисправность, требующая вмешательства автовладельца, поиска неисправности и устранения. Если ничего не предпринимать, аккумулятор будет быстро разряжаться.
Это приведет к сложностям или невозможности пуска и необходимости быстрой замены батареи из-за износа.