Прикуривание автомобиля — процесс аварийного запуска двигателя при разрядке аккумулятора с применением донора. Суть метода состоит в подключении АКБ исправного автомобиля к бортовой сети машины с разряженной аккумуляторной батареей.
Необходимость прикуривания, как правило, возникает в мороз, когда АКБ быстро разряжается, а двигатель требует более длительного прокручивания для запуска.
Какие машины нельзя «прикуривать»
Перед подключением к другому аккумулятору стоит учесть риски для любого из участников.
- Неисправность АКБ на одном из автомобилей. Речь идет о протечке, вздутии, нарушении целостности выводов, повреждении проводов и прочих поломках.
- Разные характеристики аккумуляторов. Перед прикуриванием обратите внимание на емкость и мощность каждого источника питания. Попытка зарядить АКБ внедорожника от малолитражного авто чревато разрядкой двух аккумуляторных батарей. После подключения аккумулятор с большей емкостью забирает заряд, его может не хватить для пуска авто.
- Расхождение в напряжениях бортовой сети. На легковых машинах предусмотрена 12-вольная система, а на грузовиках — 24-вольтная. Прикуривание от грузовой машины легковушки может привести к повреждению АКБ и потребителей.
- Неисправность автомобиля. Причиной разряда аккумулятора может быть поломка машины: проблемы с зажиганием, топливной системы, генератора и т. д. В таком случае «прикуривание» не даст результата и сначала нужно устранить причину поломки.
- Большой пусковой ток. В разных автомобилях отличаются не только характеристики АКБ, но и пусковой ток стартера. В кроссоверах и внедорожниках он больше, чем в небольших авто. Это значит, что запитывание малолитражной машины от мощного авто возможно, а вот при обратной процедуре могут возникнуть трудности.
- Запрет на прикуривание заводом-изготовителем. Ограничение может быть обусловлено сложной электроникой, которая боится скачков напряжения. В таких обстоятельствах от подключения к другому АКБ лучше воздержаться. Альтернативным решением является зарядка собственной батареи.
Что нужно для прикуривания автомобиля
Важно подготовить все необходимое:
- Провода с «крокодилами» для крепления на выводах. Сечение проводников зависит от емкости источника питания. Подробнее о выборе этих элементов поговорим в отдельном разделе.
- Автомобиль-донор. Необходимо найти машину с заведомо исправным аккумулятором. Как вариант, можно использовать запасной АКБ (при наличии).
- Время и внимание. При подключении проводов важно контролировать полярность и не нарушать правила.
Какие провода лучше использовать
Главная сложность — выбор проводов, которые должны иметь подходящее сечение, толщину изоляцию, материал и тип зажимов.
- Длина. Ее должно хватать для подключения к аккумулятору другого автомобиля. Оптимальный вариант — до 2-3 метров. Гнаться за большой длиной не стоит, ведь это приводит к потере энергии и более высокой цене.
- Материал. Провод и зажимы должны быть изготовлены из меди, имеющей минимальное удельное сопротивление. Следовательно, в изделии будет меньше потерь и нагрева.
- Тип фиксации зажима. Распространенный вариант крепления — «крокодилы», которые раскрываются вручную, а после надевания на вывод фиксируются зубцами к поверхности металла. При выборе стоит обратить внимание на жесткость пружины и наличие острых зубцов, обеспечивающих надежное крепление.
- Изоляция. Для безопасности на ручках зажимов и проводах должна быть толстая и мягкая изоляция. Важно, чтобы она защищала от протекающего напряжения, выдерживала холод и не трескалась от воздействия мороза.
- Сечение. При выборе проводов с небольшим сечением высок риск их перегорания при большом токе. Лучший вариант — выбор изделий с диаметром 14-16 кв. мм. «На глаз» провод с изоляцией должен иметь толщину пальца среднего размера.
Условия, которые важно соблюсти
Перед началом прикуривания учтите ряд правил:
- Используйте АКБ аналогичной или большей емкости. Этот параметр напрямую зависит от автомобиля и его потребностей. К примеру, запитать «Ленд Крузер» от «Короллы» вряд ли получится. Слухи о запрете запуска таким способом дизельных авто от бензиновых — миф. Мощная машина с мотором, работающем на бензине, может использоваться для пуска небольшой дизельной.
- Прогрейте двигатель. Перед стартом нагрейте мотор автомобиля-донора, чтобы АКБ лучше отдавал ток. Большой плюс, если двигатель принимающего автомобиля также нагрет до рабочей температуры.
- Обратите внимание на напряжение бортовой сети. Учтите, что мотоциклы питаются от АКБ на 6 В, легковые авто на 12 В, а грузовики — на 24 В. Это значит, что для прикуривания каждого вида техники необходимо искать соответствующего донора. К примеру, подключение АКБ мотоцикла или грузовика к легковой машине может привести к пагубным последствиям.
Как правильно прикуривать автомобиль: пошаговая инструкция
Отсутствие противопоказаний еще не гарантирует успех мероприятия. В процессе прикуривания важно соблюдать полярность, действовать аккуратно и без спешки.
Далее для удобства будем называть реципиентом машину, которую нужно завести, а донором — ту, которая используется для передачи тока.
- Установите автомобили рядом друг с другом, чтобы длины проводов хватило для подключения.
- Откройте капоты машин и отыщите клеммы аккумулятора. В зависимости от типа транспорта источник питания может находиться возле двигателя, в багажном отсеке или под креслом.
- Проверьте провода, которые будут использоваться для подключения, осмотрите целостность изоляции и надежность фиксации зажимов.
- Отключите зажигание на обеих машинах. На автомобиле с МКПП переместите ручку в нейтральное положение. Включите ручной тормоз, чтобы исключить случайное движение.
- Выключите нагрузку в обоих авто: магнитолу, освещение, обогреватели и т. д.
- Откройте хотя бы одну дверцу и оставьте ключ в замке зажигания, чтобы избежать срабатывания охранной системы.
- Подключите «плюсовой» провод (как правило, идет красного цвета) к «+» на клемме автомобиля-донора. Со второй стороны наденьте зажим на вывод АКБ реципиента. При соединении будьте внимательны, чтобы не перепутать полярность.
- Наденьте «крокодил» «минусового» провода (как правило, черный) на «-» донора, а второй край к «массе» машины-получателя. В качестве «массы» можно использовать любую металлическую деталь в подкапотном пространстве. Лучший вариант — шпильки, болты или ГБЦ двигателя. Обратите внимание, чтобы на поверхности не было краски или загрязнений, мешающих прохождению тока. Рекомендации по подключению могут приводиться в мануале к автомобилю.
- Убедитесь, что провода не касаются вентилятора, ремня привода и иных подвижных элементов.
- Выждите от 10 до 15 минут, чтобы ток перешел от донора к реципиенту. Для большей эффективности включите на короткое время все потребители в машине.
- Заведите авто с разряженным АКБ. В случае успеха оставьте двигатель включенным в течении 5-10 минут для прогрева двигателя и подзарядки АКБ.
- Снимите провод с «массы» получателя, а после — с «минуса» донора.
- Отключите зажим с «плюса» реципиента, а на следующем шаге — с «плюсовой» клеммы получателя.
Если на 10 шаге ничего не произошло, и двигатель не завелся, используйте другой метод:
- Отключите зажигание реципиента и заведите мотор на машине, от которой берется энергия.
- Оставьте двигатель работать на 10 минут. Для повышения эффективности попросите напарника или сами жмите на газ для увеличения оборотов до 2000. Это необходимо для раскрутки генератора и выдачи им большей энергии.
- Заглушите силовой агрегат автомобиля-донора и отключите зажигание.
- Заведите реципиента. Старайтесь делать короткие промежутки между запуском стартера, чтобы не разрядить аккумулятор.
После успешного прикуривания оставьте двигатель поработать не менее 30 минут, а лучше сделайте небольшую поездку. Обязательно скажите «спасибо» водителю, который помог завестись.
Меры безопасности
Процедура несет ряд рисков для водителя и автомобиля, поэтому требует соблюдения ряда правил:
- Во время прикуривания не отключайте АКБ от бортовой сети машины. В ряде новых авто напряжение источника питания применяется в роли «опорного». При его отсутствии генератор может выдать высокое напряжение, из-за чего будет повреждена электроника.
- Точно соблюдайте полярность АКБ при подключении, чтобы избежать замыканий. Первым всегда подключатся «плюсовой», а потом — «минусовой» провода. Последним подключаемся минусовой провод на машине-реципиенте (с разряженной батареей) во избежание взрыва водорода.
- Подключайте «минус» только к «массе», которая находится как можно дальше от АКБ, а не к выводу аккумулятора с соответствующей полярностью. Такое требование уже указывалось выше.
- Проверяйте маркировку стартерного кабеля. Во время «прикуривания» через провода идет до 400 А. Если они не рассчитаны на такую нагрузку, изоляция расплавится, а сам кабель может сгореть.
- Убедитесь в исправности аккумуляторов донора и реципиента, а также соответствии рабочих напряжений. Об этом уже упоминалось выше, поэтому останавливаться подробнее нет смысла.
Как прикурить автомобиль от аккумулятора без машины
При отсутствии машины-донора можно «прикурить» автомобиль от другого АКБ.
При параллельном подключении двух аккумуляторов напряжение на них будет стремиться к выравниванию, а емкость суммируется.
Для предотвращения негативных последствий следуйте ряду правил:
- действуйте максимально быстро;
- следите за правильностью подключения;
- убедитесь в чистоте газоотводных отверстий;
- проверьте уровень электролита;
- избегайте искрения «крокодилами».
Как «прикурить» автомобиль без проводов
Выделяется два метода, как «прикурить» АКБ при отсутствии проводов с «крокодилами».
Применение другого АКБ
При наличии заряженного аккумулятора сделайте следующее:
- Снимите «минус» с разряженного АКБ.
- Уберите клемму с его «плюса».
- Достаньте севший аккумулятор и поставьте на его штатное место заряженную аккумуляторную батарею.
- Подключите «плюс», а потом «минус».
- Заведите автомобиль.
- Снимите «минус», а потом «плюс» донорской АКБ и отдайте хозяину.
- Установите подсевший аккумулятор, подключите «плюс», а затем «минус». Клеммы ставятся и фиксируются при работающем двигателе.
- Дайте машину поработать, чтобы зарядить батарею.
Использование бустера
Второй способ «прикуривания» без проводов — пуск от бустера (к примеру, на 2000 мА).
- Откройте капот машины с разряженным АКБ.
- Подключите бустер с учетом полярности.
- Заведите двигатель.
- В течение 30 секунд отключите бустер.
- Дайте поработать двигателю, чтобы зарядить севший аккумулятор.
Как «прикурить» автомобиль от сварочного аппарата
Альтернативный вариант — «прикуривание» АКБ от сварочного аппарата. В качестве примера используем инверторную модель «Ресанта» на 190 Ампер.
- Подключите провода к сварочному аппарату с учетом полярности.
- Скиньте клеммы с АКБ, чтобы не спалить какой-то блок на автомобиле.
- Подключите «плюсовой» провод сварочника к «+» АКБ, а «минусовой» к «массе».
- Установите на инверторе 10% от емкости аккумулятора. К примеру, если АКБ имеет 50 А*ч, необходимо выставить на сварочном аппарате 5 А*ч.
- Включите сварочник в розетку и запустите его тумблером.
- Оставьте устройство на 30 секунд, чтобы подзарядить аккумулятор.
- Отключите сварочный аппарат и снимете его клеммы.
- Установите «плюс» и «минус» на место и хорошо протяните.
- Пробуйте завести двигатель. В большинстве случаев работа завершается успехом, и мотор успешно заводится.
Можно ли «прикуривать» от заведенного автомобиля
Эксперты утверждают, что процесс «прикуривания» от заведенного автомобиля может нести риски для генератора, блока управления и других узлов машины-донора. Причиной якобы является резкое повышение нагрузки на генератор при пуске двигателя.
На практике в мануалах к автомобилям БМВ, Шкода и другим указано, что «прикуривать» нужно и от заведенной машины.
Генератор в большинстве машин выдает 120-150 А, а стартер имеет почти аналогичные показатели.
Главную нагрузку берет на себя аккумулятор машины-донора, а генератор выступает в качестве помощника и исключает просадку напряжения.
Пишите свои мнения по этому поводу в комментариях.
Альтернативные методы
Если ни один из рассмотренных выше способов не подошел, можно использовать альтернативные варианты:
- Пуск двигателя с «толкача». Подходит только для автомобилей с механической коробкой передач.
- Использование ручки для прокручивания коленвала. Актуально в случае, если такая опция предусмотрена конструкцией.
- Зарядка от машины-донора с помощью обычных проводов не меньше 1,5 кв. мм. Суть в том, чтобы завести двигатель автомобиля донора и питать разряженный АКБ в течение 15-30 минут. Заводить машину, которая «подпитывается» в этот период, нельзя. В таком случае провода просто сгорят.
Ответы на часто возникающие вопросы
В отношении правильности прикуривания у автолюбителей возникает масса вопросов.
Вот некоторые из них:
- «Можно ли в мороз «прикуривать» другой автомобиль?» — Да. Главное, чтобы «минус» подключался к кузову, а не к самому АКБ. В противном случае батарея разрядится в течение нескольких минут;
- «Опасна ли такая процедура для автомобилей?» — Если все делать правильно, то проведение таких манипуляций безопасно для бортовых сетей и самих источников питания;
- «Можно ли заводить инжекторный автомобиль таким методом?» — Вполне. Главное, чтобы оба аккумулятора, которые принимают участие в процессе, были исправны;
- «Как долго можно вращать стартер «пациента» от донора?» В среднем энергии заряженного источника питания хватает на 4-5 попыток пуска. В противном случае может разрядиться и работоспособный АКБ. Следовательно, если после 2-3 попыток пуск оказался неуспешным, то проблему нужно искать в ином месте.
Почему садится аккумулятор
В завершение выделим ряд причин разрядки аккумуляторной батареи:
- Оставленные включенными потребители. Распространенная ситуация, когда водитель вышел из машины и забыл выключить габариты, лампу ближнего света, смартфон или другую нагрузку. В таком случае весь ток берется не с генератора, а от АКБ, и последний быстро разряжается.
- Возраст. При длительном применении в аккумуляторе проходит множество химических процессов без возможности восстановления. Спустя четыре-пять лет аккумуляторная батарея теряет до 40% емкости. Летом такое ослабление почти незаметно, а вот зимой возможны проблемы.
- Поломка генератора. После пуска двигателя нагрузка ложится на генератор, который параллельно заряжает аккумулятор. В случае повреждения ток заряда отсутствует или слишком низкий для восстановления емкости АКБ.
- Ошибки подключения устройств. Охранная система, магнитола, навигатор или регистратор, которые неправильно подключены к бортовой сети, могут тянуть больше тока и разряжать АКБ.
- Износ приводного ремня. Известно, что вращение к генератору передается от коленчатого вала через ременную передачу. В случае повреждения или растяжения ремня источник питания работает неправильно, или не функционирует вовсе.
Знание правил «прикуривания» упрощает жизнь автовладельцам и позволяет быстро решить вопрос с разряженным АКБ.
Лучшее решение — использовать автомобиль-донор, но при его отсутствии доступно применение альтернативных путей.
Главное следовать инструкции завода-изготовителя, возить с собой провода (особенно зимой), следить за правильным использованием полюсов и учитывать рекомендации в статье.