Чип тюнинг – это изменение мощностных и других характеристик двигателя (уменьшения расхода топлива, исправления ошибок) в результате перепрограммирования электронного блока управления путем замены или обновления его программного обеспечения.
Принцип чип тюнинга очень прост. Специалист с помощью ноутбука и специальной программы подключается к электронному блоку автомобиля и вносит ряд изменений в настройки системы.
При этом вмешательства в механическую часть автомобиля не происходит (только электронная корректировка). В этом и есть основное отличие от полного тюнинга двигателя с увеличением его мощности.
Как это возможно?
Задача управления двигателем возлагается на специальные контроллеры, настройки которых при желании можно менять.
- Увеличить мощность мотора;
- Снизить расход бензина;
- Откорректировать работу форсунок и турбины.
В общем, спектр возможностей довольно широк.
Но в большинстве случае «чиповка» производится для устранения заводских ошибок, повышения мощности и снижение расхода топлива. При этом такая перепрошивка доступна для всех автомобилей (главное условие – наличие ЭБУ и необходимых разъемов для подключения).
Основные задачи
Мы уже упоминали, что грамотно проведенная работа по перепрошивке двигателя позволяет внести значимые корректировки в особенности его работы. При этом каждый автолюбитель ставит перед мастером какую-то конкретную задачу.
Бывают ситуации, когда основная задача перепрошивки – «снос» отсечки оборотов, которая на многих моделях устанавливается еще на заводе. Следовательно, от четкости поставленной задачи, напрямую зависит и конечный результат.
Зачем делают чип-тюнинг?
Многие автолюбители решаются на чип тюнинг двигателя только потому, что это модно. На самом же деле с «мозгами» автомобиля лучше не шутить и лезть в них только тогда, когда это действительно необходимо.
Есть несколько ситуаций, когда без постороннего вмешательства никак не обойтись:
- Через несколько месяцев эксплуатации обнаружены серьезные недоработки в прошивке двигателя.
- При переводе на машины на газ.
- В случае перевода машины на бензин с более низким октановым числом (снова-таки в целях экономии).
- После избавления от противосажевого фильтра в топливной системе.
- После удаления катализатора (это необходимо при переходе на более низкий класс ЕВРО-2, где нет столь существенных ограничений, как в случае с ЕВРО-3 или ЕВРО-4).
- Для маскировки и удаления грубых диагностических ошибок, которые были допущены еще на заводе.
- При необходимости снятия ограничений оборотов, холостого хода или скорости (если они имеются).
- Увеличить мощность мотора, приемистость машины при этом снизить оплату транспортного налога, который платится исходя из данных в техпаспорте.
- В результате эксплуатации были замечены рывки при переключении передач, неустойчивая работа двигателя в сильный мороз или в жаркую погоду.
В принципе, любая из этих причин может привести автолюбителя к мысли о необходимости такого вида тюнинга. Если же проблемы накопились в комплексе, то без перепрошивки и вовсе не обойтись.
Почему чип-тюнинг не делают сразу на заводе?
Дело в том, что перед производителями не стоит задача сделать так, чтобы мотор выдавал 100% своей мощности.
Для этого существуют ряд основных причин:
- Уменьшают мощность по причине налогов в стране, куда поставляется автомобиль.
- Повышение экологичности двигателя путем уменьшения выброса СО2. В европейских странах, чем больше выбросы, тем больше налоги.
- Повышение ресурса двигателя.
Существуют марки автомобилей, в которых моторы, при неизменной их конструкции, обладают разной мощностью так как поставляются в разные страны.
И таких примеров можно привести много.
В свою очередь обычному специалисту по прошивке (как и автолюбителю) показатели ЕВРО не важны. Их главная задача – сделать двигатель мощнее, чего можно добиться в течение нескольких часов. Так что дело совершенно не в интеллекте специалистов, а целях и задачах.
Поэтому хорошие чип-тюнеры всегда стараются найти не только компромисс, к примеру, между увеличением мощности и экологичностью, но и найти своеобразные лазейки, оставленные производителями, чтобы получить наилучший результат.
А что же ресурс мотора?
Как правило, чип-тюнинг целесообразно делать первому или второму автовладельцу при условии пробега до 100 000 км так как данное вмешательство, как правило, приводит к снижению ресурса двигателя.
Особенно это критично, если работы выполнялись с использованием некачественного программного обеспечения.
Оба эти фактора могут наложиться друг на друга и на 200 000 придется делать капитальный ремонт двигателя.
Поэтому при покупке авто на вторичном рынке важно обращать внимание на этот момент и стараться не приобрести авто с чипованным мотором с большим пробегом.
Не забываем про трансмиссию?
Увеличение мощности мотора подразумевает увеличение крутящего момента на коленчатом валу. И возникает резонный вопрос, — А рассчитана ли коробка передач на этот крутящий момент?
Все зависит от модели автомобиля и от установленной на нем типе трансмиссии.
Поэтому важно найти грамотного чип-тюнера, который знает и отлично разбирается в возможностях моторов и трансмиссий и найдет правильный компромисс в этой ситуации.
Отличия чип-тюнинга атмосферного и турбированного моторов
Отличия есть, и они существенные.
Атмосферные двигатели
Опыт показывает, что такие моторы чип-тюнингу поддаются плохо. Максимально, что можно выжать – до 10% иногда до 15% прироста мощности. К примеру, с 80 л.с. это будет 8 — 12, что не тот результат, на который многие рассчитывали.
Также целесообразно делать такую процедуру при очевидных провалах на кривой крутящего момента, которые возникают в результате ошибки в программе или предусмотрены производителем в целях улучшения экологичности.
Турбированные моторы
Чип-тюнингу поддаются хорошо турбированные как бензиновые, так и дизельные моторы. Цифры могут варьировать от 25 до 50% от начальной мощности.
При этом надежность турбированного мотора в современных авто не уменьшается, как считалось ранее. Технологии не стоят на месте.
Про страховку от поломки
Как правило, нигде вы ее не получите. Только крупные компании, которые уже долго на рынке, могут устно предупредить о возможных последствиях и выполняют чиповку двигателя в максимально разумных пределах.
Т.е. все риски автовладелец берет на себя.
Заводские гарантии
После чип-тюнинга гарантия на двигатель в 99,9% теряется полностью, ведь неграмотное вмешательство в ПО ЭБУ может привести к выходу мотора из строя.
И хотя многие перепрошивки пишутся на основе заводских программ, при углубленном изучении их все равно можно выявить.
Но если, к примеру, возникли проблемы с кузовом, топливным баком, то дилер вряд ли будет изучать версию ПО ЭБУ.
Какие именно параметры меняются во время чип-тюнинга?
Меняются ряд важных параметров, влияющих на работу двигателя.
Калибровочные коэффициенты:
- фаз газораспределения (в моторах с их автоматическим регулированием);
- избытка воздуха;
- зависимости углов опережения зажигания;
- углов впрыскивания для дизельного мотора.
Также меняется порядок работы перепускного клапана системы наддува и другие параметры.
Экономия топлива и увеличение модщости. Возможно ли это?
Да такое возможно, но, как правило, за счет снижения экологичности увеличивая выбросы окислов азота.
Достигнуть это можно путем увеличения угла опережения зажигания.
Если сделать наоборот, уменьшить угол опережения зажигания, то упадет мощность и увеличится расход топлива, но при этом количество окислов азота в выхлопных газах снизится.
Что такое тюнинг-бокс, какие функции выполняет?
Это устройство позволяющие сделать чип-тюнинг двигателя без вмешательства в программное обеспечение ЭБУ.
Это блок, которые модулирует электрический сигнал от блока управления к исполнительным устройствам, к примеру, форсункам.
Устройство снимается и может быть установлен на другой автомобиль, при этом в самом моторе ничего не меняется.
Также существуют «продвинутые» тюнинг-боксы, которые способны плавно менять мощностные характеристики мотора выводя его с обычного режима на экономичный или мощностной при этом управление этими режимами возможно со смартфона.
Можно ли с помощью чип-тюнинга сделать двигатель более приемистым
К сожалению, современные авто часто имеют плохую динамику разгона по сравнению с машинами аналогичной мощности, выпускаемыми в 90-х и начале 2000 годах.
Вся причина в настройках педали газа для повышения экологических показателей при переходных режимах работы двигателя.
Устройство представляет из себя электронный блок небольшого размера, который интегрируется в цепь между блоком управления и педалью газа.
Его задача увеличить в двое сигнал от акселератора и предать его к ЭБУ.
- выполняют свою функцию;
- можно демонтировать перед посещением дилерского центра;
- в некоторых моделях предусмотрена кнопка отключения позволяющая перевести работу педали газа в обычный режим работы.
- увеличение расхода топлива;
- дискомфорт для других участников дорожного движение;
- снижение экологичности.
Целесообразно будет взять такой корректор на тест драйв и посмотреть, насколько он будет полезен в вашем случае и уже потом принимать решение о приобретении.
Как делают чип-тюнинг в специализированных фирмах?
Действительно, такую процедуру лучше выполнять в специализированных фирма, у которых есть солидный опыт.
В большинстве случаев алгоритм работы у таких фирм одинаков:
- Выполняется предварительная диагностика автомобиля на предмет наличия поломок, которые могут повлиять на итог работ.
- Снимается внешние скоростные показатели.
- Делается бэкап исходной программы ЭБУ чтобы в случае возникшим проблем «залить» ее снова восстановив исходные данные.
- Если у фирмы нет программы для данной марки авто, то исходная программа передается специалистам, которые, полагаясь на свой опыт и информацию, полученную от автовладельца, пишется новый софт.
- После первой установки нового софта проводятся стендовые замеры, снимаются внешние скоростные показатели, которые сравниваются с предыдущими. По результатам замеров принимается решение о доработке софта.
Установка программного обеспечения может выполняться несколько раз пока не будет достигнут требуемый результат.
Остановимся на ключевых этапах более подробно.
Основные этапы
Сама процедура перепрошивки основных параметров двигателя происходит в несколько этапов.
Первый этап
К диагностическому разъему подключается ПК и с помощью специальной программы осуществляется считывание основных параметров системы. Несколько секунд и перед глазами мастера параметры, которые были заданы мастерами на заводе.
Вариантов считывания всего два:
- на автомобилях до 1997 года выпуска с перепрошивкой возникает целый ряд проблем, ведь диагностических разъемов (в том виде, в которых мы их знаем сегодня) еще не было. Но хороший мастер способен буквально «вытащить» память и произвести перепрограммирование (правда, не во всех моделях это возможно);
- второй вариант – использование специального ПО, с помощью которого можно выполнить изменения в фоновом режиме. При этом наибольшей популярностью пользуется программное обеспечение BDM.
Второй этап
Меняются существующие параметры на те, которые интересуют автолюбителя. Такая работа по «зубам» только настоящим профессионалам, имеющим опыт настройки столь сложных систем.
Для большей надежности лучше обращаться в специализированные компании, где есть возможность использования специализированного ПО и опыт работы с каждой конкретной прошивкой автомобиля.
Иногда выходит одновременно повысить крутящий момент, увеличить мощность мотора и добиться снижения показателей расхода топлива, что для многих автолюбителей является ключевым моментом.
Третий этап
На последнем, третьем этапе все изменения, внесенные в параметры контроллеров, «заливаются» обратно в память ЭБУ. Принцип данной манипуляции аналогичен той, что производилась сначала.
Время на выполнение операции – не более нескольких минут. Самое главное во всем этом процессе, что всегда есть возможность вернуться к первоначальным заводским настройкам.
Вопросы и ответы
Давайте разберемся с теми нюансами «чипования», которые больше всего тревожат автолюбителей. Часть вопросов было рассмотрено выше.
Всегда ли при увеличении мощности страдает экологическая составляющая?
Чаще всего это неизбежно и мастера сразу признаются в этом автолюбителям. В большинстве случаев изменениям подвергается угол опережения зажигания.
Если сделать данный параметр выше, то повысится и мощность, а вот количество вредных выбросов существенно возрастет. Хотя, это мало кого волнует, кроме, конечно, самих экологов и инспекторов ДПС.
Дорого ли обходится работа
Какого-то единого тарифа не существует, ведь все зависит от выбранного автосервиса и марки (модели) автомобиля. Если найти какого-то мастера-одиночку, то он может сделать работу и за тысячу рублей.
Обратившись в специализированную компанию затраты будут намного выше – до 10-15 тысяч рублей (для авто с объемом до 1,6 литра) и до 30-40 тысяч рублей (для машин объем от 1.8 и выше).
Сказать однозначно, что качество работы в квалифицированном сервисе будет выше также нельзя – все зависит от таланта, опыта и навыков специалиста.
Что касается гарантии, то ее не даст ни одна, ни другая сторона.
Как увидеть результаты работы?
После проведения целого ряда мероприятий автолюбитель (что вполне естественно) хочет увидеть реальные изменения в динамике движения автомобиля и прочих параметрах. Но многие разочаровываются, ведь не замечают никаких особых изменений.
Единственное, что можно проверить – отсутствие ограничений по количеству оборотов, рост динамики разгона и повышение мощности (чаще всего это сразу заметно).
На основании полученных результатов можно сделать вывод о реальных изменениях в динамике автомобиля.
Чем отличается чип тюнинг бензинового двигателя и дизельных двигателей?
На самом же деле каких-то ключевых отличий нет. Этапы по выполнению прошивки одинаковы в обоих случаях. Единственное, что меняется – регулируемые параметры.
Но здесь уже специалист сам решает, корректировку какого параметра производить, а какой лучше не трогать.
Преимущества и недостатки
На основании всего вышеизложенного можно делать какие-то предварительные заключения по поводу преимуществ и недостатков чип тюнинга двигателя.
- Во-первых, для выполнения такой работы придется выложить определенную сумму (если речь идет о специализированном сервисе, то затраты будут весьма существенными);
- Во-вторых, придется пожертвовать общими параметрами экологичности;
- В-третьих, всегда есть опасность попасться на недобросовестного мастера, после работы которого двигатель быстро выходит из строя. А дальше следуют затраты гораздо более серьезные.
Выводы
Если уж вы и решились на чип тюнинг своего автомобиля, то должны четко знать несколько вещей – зачем вы это делаете, кто будет выполнять работу, и что вы хотите получить на выходе.
При этом нужно четко осознавать риски, которые несет перепрошивка двигателя вашего автомобиля. Только так можно быть в успехе столь рискового начинания.
Послушайте рекомендации специалиста.