Нормально заряжаться будет только исправный аккумулятор (пока исключаем другие источники проблемы), а так как современные АКБ, как правило, служат от 4 до 7 лет, в зависимости от производителя и условий эксплуатации, то источник питания, отслуживший больший срок может подвести в любой момент.
Другое дело, если не заряжается аккумулятор новый или отслуживший 1/5 — 1/2 положенного срока. При этом речь идет не только про зарядные устройства, но и генератор автомобиля, который должен подзаряжать АКБ.
Почему так происходит попробуем разобраться в этой статье.
Распространённые ситуации и способы их решения
Для тех, кто в хоть немного в теме приведем 6 распространённых проблемных ситуаций и что делать для их разрешения.
Проблематика. |
||
Окислились клеммы. |
Отсоединить провода, очистить и смазать клеммы специальной смазкой. |
|
Ослаблен или оборван ремень генератора. |
Откройте капот, убедитесь, что ремень не оборван, проверьте его натяжку и при необходимости подтяните. |
|
Износ графитовых щеток в регуляторе напряжения генератора. |
Проверьте их состояние, при необходимости замените на новые. |
|
Подозрение на регулятор напряжения. |
Проверьте на исправность, при необходимости замените. |
|
Подозрения на диодный мост. |
Проверить состояние диодного моста, при необходимости провести замену. |
|
Плотность электролита. |
Если АКБ обслуживаемое, то проверьте плотность. Оптимальная — 1.29-1.30 г/см3, а в субтропическом поясе – 1.23-1.25 г/см3. |
|
Глубокий разряд. |
При глубоком разряде способ зарядки аккумулятора отличается от обычного, подается большее напряжение, делается переполюсовка. Многие автоматические и ручные зарядные устройства поддерживают такую функцию. |
|
Сульфатация пластин. |
Сделайте переполюсовку и контрольно-тренировочный цикл аккумулятора малым током. |
|
Замыкание одной или нескольких банок. |
Замените батарею, так как мероприятия по ее восстановлению не дадут ожидаемого эффекта. |
Основные причины почему не заряжается аккумулятор
Причин, по которым не заряжается аккумулятор автомобиля, встречается много, но для всех из них свойственна одна из двух ситуаций:
- Быстрая разрядка аккумулятора после его полной зарядки.
- Батарея не берет на себя заряд (не заряжается от зарядного).
Причины быстрой разрядки:
- Утечка ток в результате не выключенных потребителей: габариты, фары, утечка тока через магнитолу в результате неправильного ее подключения, освещение салона и т.д.
- Плохой контакт на клеммах.
Во втором случае причинами может быть:
- Замыкание банки (банок).
- Пониженная плотность электролита.
- Осыпание пластин.
- Окисление клемм.
При подзарядке от генератора ток проходит через ряд дополнительных устройств в работе которых может произойти сбой. Для проверки их работоспособности потребуется углубленная диагностика с помощью мультиметра или тестера.
Как правило проверяются:
- Напряжение на клеммах аккумулятора на разных оборотах работы двигателя.
- Исправность генератора (реле напряжения, диодный мост и т.д.
Аккумулятор не заряжается от генератора
Заряжается ли аккумулятор автомобиля или нет, диагностируется на разных автомобилях по разному, но обычно это красная лампа контроля заряда АКБ. Если она мигает.
В любом случае, нужно провести весь комплекс мероприятий по выявлению причины данной неисправности.
Для начала остановитесь и проверьте стояние ремня генератора и его натяжение.
Если с ремнем генератора все нормально, проверяем напряжение на клеммах аккумулятора.
Нормативное напряжение, В |
|
Заглушите мотор, отсоедините провода клемм, замерьте напряжение |
|
Подсоедините провода обратно, запустите мотор. Попросите помощника, чтобы он уменьшал или увеличивал обороты педалью газа или перемещайте тросик газа если есть к нему доступ. |
|
Включите потребители (фары, освещение в салоне). |
Случаются ситуации, когда значение напряжения вместо того, что бы подняться, как должно быть по логике, опускается еще ниже, до значения 12,7 В, а то и ниже.
Другие причины по которым от генератора не заряжается аккумулятор:
- Напряжение АКБ меньше 11 В. Т.е. глубокий разряд у батареи.
- Окисление клемм на батареи, проводов и контактов на генераторе и массе авто.
- Частичная сульфатация пластин. Решается с помощью полной зарядки через ЗУ.
- Выход из строя реле регулятора, щеток, диодов.
Так же обязательно проверьте визуально и с помощью приборов на возможность обрыва в цепи реле регулятора.
Диодный мост автомобиля ВАЗ 2108.
Но как правило, диодный мост, в случае неисправности одного диода, меняется полностью.
Аккумулятор не заряжается от зарядного
При постановки АКБ на зарядку, в зависимости от выбранного режима, можно увидеть на табло зарядного, как периодически меняется напряжение и сила тока, подаваемое на батарею. В ином случае заряд процесса заряда не происходит.
Другие причины почему не заряжается аккумулятор от зарядного:
- Замыкание банки.
- Сильная сульфатация пластин.
- Плотность электролита не соответствует норме.
- Замерз электролит в аккумуляторе.
- Примеси в электролите вызванные осыпанием пластин.
Как правило, причиной выхода из строя диода является короткое замыкание. Его можно подобрать с нужными или хотя бы приблизительными характеристиками. Но опять же если у вас есть старые генераторы, или старые зарядные устройства, где «водятся» такие диоды.
Для качественной припайки нового диода нужен хороший паяльник мощностью более чем 600 Вт или газовый паяльник. Но это уже отдельная тема.
Если диоды не сгорели, то значит, по своим характеристикам они подошли к вашему генератору, и ремонт прошел удачно.
Что делать если не заряжается аккумулятор — подробно
В первую очередь:
- Проверьте состояние ремня привода генератора.
- Проверьте состояние клемм, проводки.
- Замерьте напряжение на клеммах АКБ.
- Убедитесь в нормальном состоянии электролита: цвет, плотность.
- Убедитесь в отсутствии утечки тока, а также саморазряда батареи.
- Проверьте на исправность реле напряжения и диодный мост.
Окисление контактных клемм
Тут речь идет не только про клеммы АКБ, но и на генераторе, контакта с массой авто. Периодически нужно проверять их состояние (чаще заглядывать под капот), очищать от отложений, окислений, грязи и смазывать специальной смазкой.
Саморазряд аккумулятор
Утечка токов может происходить не только по причине, к примеру, не правильного подключения магнитолы и других потребителей, но и в результате саморазряда. Т.е. батарея разряжается сама на себя.
Причины повышенного саморазряда:
- Наличие на поверхности корпуса АКБ электролита приводит к замыканию между контактами «+» и «-». Попадает он туда во время заряда при сильном выделении газов через вентиляционные отверстия или при небрежном заливке электролита.
- Замыкание плюсовых и минусовых электродов шламом (активной массой).
- Замыкание клемм батареи грязью.
- Разрушение сепаратора.
- Наличие примесей в электролите, особенно с медью и железом, которые образуют паразитные токи в активной массе пластин.
Чтобы предотвратить саморазряд АКБ используйте только чистую дистиллированную воду и кислоту для электролита.
Неисправности в генераторе
Как уже отмечалось выше, проверять нужно состояние ремня, регулятора напряжения и диодного моста.
Ремень генератора. Обрыв ремня будет виден сразу, а вот его ослабление нет. Даже незначительное послабление изделия может привести к его проскальзыванию. Первый признак свист ремня генератора на холодном моторе.
Проскальзывание приведет к падению напряжения в сети и при работе мощных потребителей аккумулятор будет отдавать больше тока, чем получать. В итоге загорится красная лампочка разряда АКБ.
Диоды. Их неисправность может вызвать как недозаряд, так и перезаряд аккумулятора. Проверка осуществляется мультиметром просто — они пропускают ток только в одну сторону.
Щетки генератора. Многие про них забывают так как меняются они редко. Но в результате их износа аккумулятор будет не полностью заряжаться.
Глубокий разряд. В такой ситуации, когда напряжение на клеммах меньше 10 В, батарею сложно зарядить не только от автомобильного генератора, но и не все зарядные устройства справятся с такой задачей. Для этого придется подавать повышенное напряжение, чтобы дать толчок к заряду или делать переполюсовку.
В последнем случае можно как спасти ситуацию, так и еще больше навредить. Выполнять процедуру нужно только тогда, когда полюса на АКБ действительно изменились.
Плотность электролита. Замеряется ареометром. Нормативный показатель при температуре +25°С — 1,27 г/см³.
Она увеличивается при увеличении концентрации раствора серной кислоты и меняется в зависимости от температуры окружающей среды.
В каждой банке аккумулятора плотность электролита должна быть одинаковой.
Плотность в одной из банок сильно понижена |
Замыкание пластин, глубокий разряд. |
Плотность понижена во всех банках |
Устаревание, глубокий разряд, сульфатация. |
Повышенная плотность во всех банках |
Выкипание дистиллированной воды в результате перезаряда АКБ. Причина — выход из строя гренадёра. |
Изменение полюсов аккумулятора. Как уже упоминалась выше, проводится при глубоком разряде. Подходит как для свинцово-кислотных, так и для кальциевых.
Проводится только в случаях образования белого налета на поверхности пластин. Т.е. на необслуживаемых АКБ выполнить ее не получится.
Переполюсовка дает хороший результат при десульфатации, но добиться результата можно только на 80-90% от емкости.
В этом случае переставив местами крокодилы зарядного на короткое время можно вернуть к жизни АКБ.
Переполюсовка не целесообразна если:
- Не нормативная плотность электролита.
- Осыпались пластины.
- Помутнение электролита.
- Замкнута хотя бы одна банка.
Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов
Если аккумулятор не заряжается, в зависимости от выявленной причины, будет целесообразно провести его обслуживание для восстановления работоспособности.
Остановимся на самых сложных моментах: замыкание банки и сульфатация.
Замыкание банок
В результате разрушения пластин на дне АКБ образуется шлам, который по мере возвышения их замыкает. Признаком замыкания является быстрое кипение электролита в одной из банок при заряжании.
Раньше выпаивали поврежденную банку и меняли ее на новую. Сегодня, в результате особенностей конструкции аккумуляторов, этого не делают.
Как правило, замыкание банки происходит уже на приделе срока службы батареи, а это от 4 до 7 лет (как повезет).
Сульфатация
При сульфатации, белый налет предотвращает доступ электролита к пластинам в результате чего емкость аккумулятора уменьшается.
При сильном поражении пластин белым налетом зарядить АКБ практически невозможно, напряжение не будет увеличиваться.
Также можно использовать раствор соды, который поможет снять сульфат свинца.
Причины, по которым стартерные аккумуляторы быстро выходят из строя
Про некоторые из них мы уже писали выше, остановимся на не менее важных:
- При частых прокручиваниях стартера, во время коротких поездках, быстро разряжается АКБ не успевая дозарядиться.
- Постоянное включение мощных потребителей, к примеру, сабвуфера, фар, прожектора, при продолжительных стоянках с заглушенным мотором или работающем на холостых оборотах.
- Пониженный уровень электролита по причине выкипания дистиллированной воды. Летом, в жаркую погоду, нужно проверять уровень чаще (в обслуживаемых аккумуляторах), чем зимой. А также контроль необходимо осуществлять каждые 4 000 км пробега при интенсивной эксплуатации машины (более 60 000 км в год).
Если у Вас возникли вопросы задавайте их в комментариях.