Специалисты до сих пор ведут споры в отношении эффективности технологией RunFlat,. Одни считают, что она бесполезна, а другие — уверены в обратном. Так где же правда? В чем суть технологии и насколько она хороша? Давайте разберемся.
Когда и как была разработана технология RunFlat
Если говорить честно, то эта технология не так нова, как ее пытаются представить так как с момента появления первых моделей и их тестирования прошло больше 40 лет.
Первым разработчикам была компания Danlop, которая еще в 70-х годах прошлого века выпустила на рынок безопасную шину. Производитель заявлял о возможности движения даже после прокола.
Новый продукт получил название Denovo. Был даже проведен эксперимент, при котором автомобиль Фиат Мирафиори проехал из Данлопа в Турин на приспущенных задних колесах.
Но в тот период на этом все и завершилось. Новое упоминание о покрышках RunFlat появилось спустя почти десять лет — в 1980 году. Такая резина была установлена на автомобиле Порше 959, который предназначался для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Технология все-таки получила собственную «нишу» в США до конца 20-го века. При этом в прошлом десятилетии резина RunFlat активно устанавливалась на автомобилях Корвет.
Уже в начале 21 века в Женеве между концернами Бриджстоун и Континентал было заключено соглашение о совместной работе над покрышками RunFlat.
Сначала такая резина устанавливалась на автомобили 4х4, после чего «перешла» и на обычнее модели, к примеру, БМВ Z4.
Итоговый результат по разработке новых шин был достигнут сравнительно недавно — в 2009 году.
Технология RunFlat расшифровывается как «плоская езда» или «движение на слегка спущенном колесе». При этом у разных компаний есть свои обозначения таких колес — ZP, SSR, RunFlat и прочие (об этом мы поговорим ниже).
Чем шины Run-flat отличаются от обычных, можно ли их ремонтировать?
Суть технологии заключается в том, чтобы обеспечить дальнейшее движение автомобиля даже при проколе шины без замены колеса на запаску.
Главные отличия шин Run-flat в следующем:
- каркас более мощный и толстый (если сравнивать с классическими бескамерными шинами);
- бортовое кольцо жесткое, что не позволяет шине «спрыгнуть» с диска даже при отсутствии давления внутри;
- теплостойкий состав исключает разрушение изделия при длительном движении в спущенном состоянии.
В шинах Run-flat основной упор делается на усиление боковой части и надежное удерживание покрышки на диске автомобиля.
Если классическая резина в случае прокола быстро разрушается и сползает с диска, то Run-flat берет на себя несущую нагрузку и может проехать большое расстояние.
Главное — не переусердствовать с возможностями колеса и не проезжать больше сотни километров (в противном случае может потребоваться ремонт уже самой подвески).
Что касается восстановления самой шины, то это возможно, но лишь при наличии соответствующего «добра» со стороны производителя. Есть шины Run-flat, которые ремонтировать нельзя.
Отличительные особенности — маркировка
Как правило, шины Run Flat можно распознать по специальной маркировке.
По отношению к производителю здесь есть следующие варианты:
- Michelin – выпускает шины серий RFT, RFT III, ZP, ZP SR;
- компания Goodyear/Dunlop – известна своими моделями Run On Flat, ЕМТ, DSST;
- Bridgestone – RFT;
- Pirelli – система RunFlat;
- Continental – SSR;
- Toyo – обозначение TRF;
- Yokohama – ZPS;
- Kumho – аббревиатура XRP.
Что касается принятых сокращений и маркировок, то здесь стоит выделить:
- ЕМТ — расшифровывается как Extended Mobility Tire;
- DSST — технология Dunlop Self-Supporting Technology. Установка данной системы требует от авто наличия системы давления, а именно TPMS — Tire Pressure Monitoring System;
- Run On Flat – технология производителей Goodyear/Dunlop. Обязательное условие — наличие системы контроля давления в шинах;
- ZP SR — система от бренда Michelin, которая позволяет двигаться на проколотой шине около 80 км на скорости до 32 км/час;
- ZP (Z?ro Pression) — еще одна технология, от упомянутого выше производителя. Особенность — способность движения на проколотой шине со скоростью до 80 км/час;
- RFT (Run Flat Tyres) — разработка от компании Бриджестоун;
- PAX – разработка Мишлен. Требует наличия специальных дисков и системы контроля давления. Особенность покрышки — наличие более мощного обода. Применяется технология на бронированных авто;
- ZPS — технология Zero Pressure System, производитель — Yokohama;
- RFT III — технология третьего поколения;
- RunFlat — система самоподдерживания шин после прокола от Pirelli;
- RSC — технология Runаlat System Component от бренда БМВ;
- TRF — система Toyo Run Flat, позволяющая ездить на авто после прокола. Разработчик — Toyo.
Разновидности шин RunFlat
На рынке представлены несколько разновидностей безопасных покрышек RunFlat, отличающихся конструктивными параметрами и сохраняющих свои свойства даже при проколе.
Благодаря этому можно подобрать оптимальный тип шин для любой модели автотранспортного средства с учетом скорости передвижения и специфики дорожного полотна.
Несущие шины RunFlat
Им присущи жесткая боковина и каркас, в которых предусмотрены специальные продольные ребра. В качестве основы для их изготовления используется термостойкий компаунд.
Благодаря инновационной системе ранфлет достигается оптимальное охлаждение во время передвижения. При порче шина фиксируется на диске и великолепно сцепляется с асфальтом.
Минус заключается в следующем: установка подобных покрышек возможна исключительно на автотранспорт, в котором присутствует встроенная система контроля давления в шинах (RDC, TPMS, RPA), а также курсовой устойчивости (ESP).
Самогерметизирующиеся шины
Заводами-изготовителями предусмотрена прокладка внутри резиновой прослойки специализированного материала, помогающего затягивать маленькие дефекты.
При вылете заостренной соринки обеспечивается беспрепятственное закрытие отверстия. Это позволяет водителю не потерять контроль над авто. Это и является основным плюсом самогерметизирующихся покрышек.
Поддерживающие шины RunFlat
Различий с обыкновенными шинами практически нет. На ободе монтируется эластичное кольцо, служащее для поддержания оптимального давления в течение длительного времени.
Это позволяет транспортному средству двигаться дальше, при этом необходимость в использовании запасного колеса отпадает.
Плюсы и минусы данной технологии
Технология Run-flat подразумевает наличие специального компонента в составе покрышки, который удерживает вес машины и не оседает (даже в приспущенном состоянии).
В случае пробития на шине Run-flat можно проехать (при условии полной загрузке) около 50 км. Если за рулем только водитель, то расстояние будет больше — до 150 км.
Благодаря особенности технологии, водитель может избежать необходимости смены колес в плотном автомобильном потоке. При этом производители уверяют, что резину можно использовать и дальше даже после ремонта (вулканизации) или же накачивания до нужного давления.
С другой стороны, в условиях России расстояние в 150 км — слишком мало. Если человек живет где-то в глубинке, то найти хорошее СТО со специалистами — сложная задача. Для снятия шины Run-flat с диска необходим опыт.
Если же попытаться сделать работу без применения специальных знаний и инструмента, то можно только ухудшить положение. Не стоит забывать еще об одном минусе — сниженном уровне комфорта и повышенной нагрузке для подвески.
Слабое место покрышек Run-flat — в сложности выявления прокола. Как правило, в пробитом и оптимальном состоянии поведение резины ничем не отличается. Как следствие, о повреждении одного или даже нескольких колес можно узнать лишь по факту.
Для устранения проблемы нужна система контроля давления в шинах, которая бы сигнализировала о снижении давления водителю. При отсутствии таковой Run-flat не повышает безопасность, а наоборот, увеличивает риски для водителя и пассажиров.
Вот почему не стоит проводить эксперименты на авто, где это не предусмотрено самим производителем. Не стоит забывать и о цене изделия, которая на 20-25% выше, чем у классических шин.
Основные преимущества шин Run-flat в следующем:
- повышение безопасности движения в случае пореза или прокола во время движения;
- экономия времени для водителя и мобильность;
- улучшение общей управляемости и реакции на движение рулевого колеса;
- экономия места в багажнике за счет отсутствия необходимости в запаске.
Минусы:
- уменьшение общего комфорта в салоне и большее «давление» на подвеску;
- высокая стоимость;
- сложности с обслуживанием в некоторых регионах России.
Особенности использования
Благодаря моделям с системой сохранения давления удастся в случае прокалывания изделия отложить визит в автосервис, но совсем отказаться от него не получится.
С подобными шинами отпадает необходимость в вызове эвакуатора и постоянном хранении запасного колеса.
Что касается длительности поездки с использованием шин RunFlat: они не предусмотренные для дальних расстояний.
Как правило, в данных условиях можно преодолеть 80 км, не маневрируя сверх меры и двигаясь со скоростью в пределах до 80 км/ч.
Подобные ограничения накладывают запрет на применение ранфлет на автотранспортных средствах без системы контроля давления.
Если этим пренебречь, повреждения останутся незамеченными, и водитель будет дальше передвигаться с угрозой для жизни.
Для каждой модификации шин предусмотрены предельные значения и лимиты, касающиеся скорости и расстояния для езды с непригодными шинами.
Допускается закупка изделий как по отдельности, так и с дисками в сборе. Выбирать оптимальный вариант стоит в соответствии с собственными предпочтениями.
Владельцы авто Mercedes-Benz и БМВ могут приобрести комплект в сборе.
Процесс монтажа таких покрышек не должен вызывать трудностей.
Перебортировка должна осуществляться ежесезонно. Для этого стоит обратиться в зарекомендовавший себя сервис.
Это является обязательным условием в связи с тем, что снятие шин RunFlat осуществляется исключительно с использованием специализированной аппаратуры Easymont.
В каких шинах нашла применение данная технология?
Сегодня почти у каждой компании в ассортименте есть покрышки из серии Run-flat.
Из основных продуктов можно выделить:
1. Шины Michelin ZP
Отличаются более мощными боковинами, способными выдержать нагрузку авто даже при проколе (порезе) покрышки.
Из наиболее популярных серий можно выделить Michelin Pilot Alpin PA3 или Michelin Primacy HP.
Продукция данного бренда больше подходит для машин БМВ, Кадиллак, Додж или Мерседес.
Особенность перечисленных авто — наличие системы контроля давления в шинах. Следовательно, в случае повреждения шины водитель об этом узнает по загоранию специального индикатора.
Ремонтировать такие покрышки можно только единожды, но на практике лучше этого не делать (отметка о невозможности ремонта есть на боковой части).
2. Шины Goodyear
Продукт от хорошо известного бренда. Производитель уверяет, что даже при потере давления на шинах можно передвигаться (даже со скоростью 50-60 км/час).
Для шин данной марки один из главных параметров — индекс нагрузки, который должен соответствовать тому, что прописано в документах к авто.
К популярным моделям шин Run-flat данной марки можно отнести Ultra Grip, Excellence и прочие.
3. Шины Bridgestone
Также известны своим качеством и способностью доехать до места ремонта (даже после пореза). Как следствие, водителю не нужно переживать о необходимости замены шины в случае повреждения.
Популярные модели — Potenza RE050, Dueler H/P Sport.
4. Шины Continental
Отличаются особой системой SSR, преимущество которой — наличие специального усилителя в боковой стенке. Последняя берет на себя вес авто даже при полном спускании колеса.
Главное условие установки таких шин — наличие постоянного контроля давления. Такая резина, как правило, устанавливается на «люксовых» авто.
Что касается вариаций, то шины представлены в летнем и зимнем исполнении.
Популярные модели — ContiIceContact, ContiSportContact и прочие.
5. Шины Dunlop
Продукт от компании, которая является первооткрывателем в данной сфере.
Резина Dunlop отличается качественным торможением, ускорением и идеальным управлением даже на плохих участках дороги.
Наличие усиленной конструкции позволяет избежать повреждения покрышки даже при серьезном порезе.
6. Nokian
Покрышки, которые часто называют «королями» зимы. Многие тесты показали, что резина отлично себя ведет в самых различных условиях — при снеге и голоде.
Производитель уверяет, что при отсутствии давления в шинах на них можно проехать не меньше 150 км. Среди конкурентов данный показатель является одним из лучших.
Обязательные требования к автомобилю — наличие системы контроля давления и системы антизаноса. Популярные модели — WR G2 SUB, Hakka Z.
7. Pirelli
Шины с самовосстановлением, которые универсальны и подойдут для разных авто.
Производитель выпускает резину для различных погодных условий — зимы, лета и всесезонный вариант.
К слову, именно эта компания первой разработала покрышки Run-flat для внедорожников. Яркие представители — Scorpion Ice&Snow, Cinturato P7.
8. Шины Kumho XRP
По заявлению разработчиков способны пройти солидное расстояние в случае прокола. Покрышка разработана таким образом, что боковая часть стенки увеличивается в случае прироста давления.
При этом в основе резины экологически чистый корд на тканевой основе. Популярные модели — SPT KU31, I’Zen Wis KW19.
9. Yokohama ZPS
Резина со специально укрепленной боковой частью. Хорошо известная модель — Advan V103 ZPS, которая отличается усиленным ботом, способным удержать машину при «нулевом» давлении.
10. Hankook ROF
Шины, в которых предусмотрено несколько слоев мощного корда, выдерживающего повышенную температуру. Даже при серьезном проколе или порезе покрышки Run-flat от Hankook ROF способны выдержать нагрузку авто.
Отзывы владельцев
Судить о качестве шин RunFlat можно в первую очередь по отзывам реальных автолюбителей.
Приведем некоторые из них:
Николай, Москва
«Отличные шины, которые оправдывают себя на 100%. Насчет дороговизны не согласен. Разница между классической качественной резиной и RunFlat всего 5-10%. Шины действительно жесткие, но как по мне это почти незаметно».
Евгений, Курск
«Опыт эксплуатации показал, что прокол в колесе заметен сразу, даже при отсутствии датчиков давления. А вообще шины оправдывают ожидания и не раз выручали в дороге».
Андрей, Смоленск
«Резина действительно жесткая, но ради уверенности в дороге можно потерпеть».
Технология RunFlat, несмотря на свою «зрелость», получила популярность только сейчас. Вызвано это появлением в новых авто систем, способных контролировать давление в шинах и подсказывать автолюбителю о проколе.
Что касается выбора данной резины, то здесь уже каждый водитель решает и сам определяется с приоритетами. Если на первом месте комфорт, то от шин RunFlat лучше отказаться.
Если вы хотите более уверенно себя чувствовать в дороге, то на такие шины стоит обратить внимание.