HTHS — параметр вязкости при высокоскоростном сдвиге на температуре 1500С и скорости смещения 10^6 c-1.
Ужесточение норм в вопросах токсичности отработанных газов стало причиной снижения показателя HTHS.
Особое внимание уделяется автомобилям из Японии и Кореи. Производители из этих стран рекомендуют использовать масла с вязкостями 0W20 и 5W20.
Такие действия позволяют снизить вредность выхлопов и уменьшить расход горючего.
Ниже обсудим, что такое HTHS, чем чревато снижение текучести, и как правильно выбирать масло с учетом этой рекомендации.
Общие положения
Термин HTHS имеет несколько значений. В общем виде это характеристика, определяющая параметр текучести с учетом имеющихся в составе элементов-загустителей.
Современные масла имеют слишком высокую густоту, поэтому производители стараются привести всесезонные масла к стандартам «минеральных».
Уменьшение вязкости ведет к снижению сопротивления элементов мотора. По заявлению экспертов, это способствует росту мощности двигателя и увеличению срока службы некоторых узлов.
Для производителя это также плюс, ведь при уменьшении вязкости улучшаются показатели выхлопа.
Интересно, что такого подхода придерживаются лишь азиатские производители и компания Форд. В тоже время как другие бренды (БМВ, Фольксваген, Рено и другие) придерживаются иной политики и устанавливают параметр HTHS больше 3.5.
На что влияет размер HTHS
Не меньший интерес вызывает физическое обоснование параметра. Повышение HTHS приводит к увеличению толщины смазочной пленки. В результате мотор лучше защищен от износа.
Но современная автопромышленность гарантирует снижение зазоров к минимуму, поэтому в большой толщине смазки нет нужды.
Задача современного масла состоит не в смазывании, а подаче присадки в необходимое место. Именно она защищает элементы мотора от трения. В качестве основных присадок применяются 3-ядерный молибден или моноолеат глицерина.
Применение масла с низким HTHS на неподготовленных к этому моторам ведет к снижению их ресурса.
Двигатели, спроектированные для применения подобной смазки, имеют ряд отличий:
- минимальное расстояние между элементами;
- повышенная точность сборки и подгонки узлов;
- использование подшипников широко-поверхностного типа;
- обработка элементов ДВС микропрофилем для фиксации на деталях двигателя смазки небольшой вязкости.
Если мотор не имеет указанных выше характеристик, применение масел с низкой вязкостью (типа HTHS) исключено.
Назначение
Европейские компании изучают опыт восточных коллег и, возможно, в будущем перейдут к маслам HTHS, где высокотемпературная вязкость уменьшена по сравнению с высокой скоростью сдвига.
Применение такой смазки имеет ряд плюсов:
- экономия горючего;
- снижение сопротивления деталей;
- повышение мощности мотора;
- увеличение ресурса элементов ДВС;
- снижение негативного влияния на экологию и т. д.
Опыт эксплуатации показал, что использование таких масел снижает объем выбросов СО2 в атмосферу. Применение смазки с более высокой вязкостью способствует повышению этого параметра.
Каким должен быть показатель HTHS
Снижение параметра HTHS заставляет задуматься о безопасности мотора. Автовладельцы спрашивают, какой показатель будет безопасным для силового узла.
В 1997 году японскими специалистами компании Тойота проведено исследование. В качестве подопытного «кролика» выступил мотор 1.6 DOHC. Главной целью ставилось выяснение параметров HTHS, негативно влияющих на износ мотора.
Стоит учесть, что эксперимент проводился более 20 лет назад. За этот период качество смазочных материалов улучшилось, появились новые и более эффективные присадки.
Во время теста в мотор заливались масла на базе органического молибдена с различной характеристикой HTHS. Через некоторое время двигатели разбирались для изучения состояния и уровня износа.
Во время теста заливались масла серии 5W20, 5W30, 5W40 и ряд других.
По факту исследований получены следующие результаты:
- При показателе HTHS равном 2,6 появляются первые признаки износа.
- С уменьшением HTHS ниже 2,6 износ повышается.
- При повышении этого параметра выше 2,6 уровень детали сохраняют свое состояние.
Ученые установили еще ряд важных моментов:
- При 90 градусах Цельсия и HTHS равном 2,6 кулачки изнашиваются меньше, чем при более высоком параметре. Ситуация меняется с ростом температуры до 130 градусов Цельсия. В этом случае кулачки изнашиваются быстрей при 2,6 HTHS и меньше.
- Состояние шатунных подшипников почти не меняется, но в целом состояние изделий лучше при более высоком параметре.
- Применение органического молибдена реально уменьшает трение и защищает двигатель от износа. Чем меньше вязкость и HTHS, тем выше потребность в такой присадке.
Таким образом, пограничным параметром выступает цифра 2,6. Но с момента исследования прошло 22 года. За этот период состав моторных масел улучшился. Повысилось и качество самих двигателей.
Производители внимательно подходят к разработке силовых узлов и подстраивает их элементы под более жидкую смазку. Такой подход снижает негативное влияние малого HTHS.
Недостатки низкого HTHS
Несмотря на ряд преимуществ в виде экономии горючего, снижения вреда выхлопа и высокого КПД, существуют и минусы низкого HTHS. Эксперты выделяют следующие недостатки.
Риск применения на высоких скоростях
В инструкциях по эксплуатации масел с низким HTHS часто делается ссылка на скоростной режим. В этом случае двигатель работает на износ своих возможностей.
Иными словами, если мотор эксплуатируется при высоких температурах и оборотах, масло с низким уровнем густоты лучше не использовать.
Причина — недостаточная толщина защитной пленки, которая слабо защищает металл двигателя.
Сегодня такой недостаток частично нивелирован. Появились новые смазки типа 5W20, 0W20 со специальными присадками (титановыми оксидами, 3-ядерным молибденом и т. д.). В состав включаются и дополнительные добавки, защищающие от износа.
Повысилось и качество основы масла. Надписи о запрете эксплуатации смазки с низким HTHS постепенно исчезают с инструкций. Более того, все больше производителей рекомендуют применять 0W20. Эксперты уверяют, что нужно следовать указанным советам, ведь производитель лучше знает, какое масло более безопасно для двигателя.
Разбавление моторной смазки горючим
В процессе эксплуатации возможны случаи, когда автовладелец не сумел завести машину в мороз. Не воспламененный бензин попадает в масло и снижает его густоту.
Если водитель использует изделие с низким HTHS, при попадании в него горючего вязкость снижается еще ниже. Со временем бензин испаряется, но даже небольшого времени достаточно для ухудшения состояния мотора.
Производители постоянно работают над качеством моторных масел и стараются снизить негативные последствия от низкого HTHS.
Вопросы и ответы
В завершении статьи рассмотрим ряд вопросов и ответов, касающихся HTHS.
Вот основные:
- Почему многие производители бюджетных и минеральных смазок не пишут на коробке HTHS? Параметр вязкости указывается на изделиях, которые могут выйти из допустимого параметра густоты. Заводы-изготовители обязаны указывать эти данные, но они часто игнорируют это требование из-за значительного превышения граничного значения.
- Почему HTHS не анализируется при проверке отработавшего масла? При длительной работе мотора качество загустителя ухудшается, а HTHS уменьшается. В случае разрушения загустителя необходимо держать под контролем вязкость. При этом параметр HTHS не интересен лаборантам.
- Почему в маслах небольшой вязкости показатель HTHS максимально близок к нижней границе? В таких изделиях почти нет загустителя, поэтому производители подбирают параметр HTHS для достижения необходимых характеристик.
Итоги
При выборе масла для двигателя нужно учитывать рекомендации производителя, указанные в мануале. Кроме спецификации производитель часто указывает определенные марки, а также прописывает рекомендуемые заводы-изготовители.
Но это не значит, что автовладельцу нельзя использовать масла других брендов. Если изделие соответствует требованиям и эксплуатационным свойствам, его можно заливать в двигатель вне зависимости от уровня HTHS.