Joom RU&BY Moydevice autospot.ru

Тосол или антифриз или что лучше заливать в свое авто | Автомобильный портал

Тосол или антифриз или что лучше заливать в свое авто

Автовладельцы часто сталкиваются с дилеммой при выборе охлаждающей жидкости. Дискуссии возникают вокруг двух из них: антифриза и тосола. Не совсем понятно, чем отличаются эти ОЖ, и что лучше для автомобиля.

Ниже разберемся, что появилось раньше, в чем особенности тосола и антифриза, о каких отличиях важно знать.

Статистика поломок авто из-за неправильного подбора охлаждающей жидкости

Разделение на тосол и антифриз пошло со времен Советского Союза и до сих пор применяется в странах постсоветского пространства.

Антифриз разъел головку блока цилиндров

Что появилось раньше — тосол или антифриз?

При рассмотрении вопроса стоит разобраться с историей создания, составом и действующими маркировками. Рассмотрим эту информацию для каждого вида охлаждающей жидкости.

Антифриз

Подразумевает в себе все виды охлаждающих жидкостей для двигателя.

Отличительной особенностью антифриза является способность сохранять текучесть при низких температурах.

История антифризов началась в 1920-х годах прошлого века. В основе таких жидкостей лежал глицерин, который закипал при 290 градусах Цельсия. Из-за небольшой температуры замерзания, насосу было сложно гонять густую жидкость по системе.

Со временем к глицерину добавили этанол, который значительно улучшил его текучесть. Недостатком были ядовитые пары, которые часто приводили к потере сознания среди автовладельцев.

Производители стали включать в антифриз метасиликат натрия, который применялся для защиты алюминиевых сплавов. Со временем стал использоваться нитрит, соли моно и дикарбоновых кислот и прочие добавки.

Новые версии антифризов содержат ингибиторы коррозии меди, красители и присадки для защиты от вспенивания. В них уже нет опасных элементов, которые добавлялись ранее.

По классу бывают следующих видов: G11, G12, G12+, G12++, G13.

G11 — силикатные

Предназначены для создания тонкой пленки, обеспечивающей защиту от коррозии. Имеют спецификацию VW-TL-774-C. Используются с 1996 года на машинах Фольксваген. Выделяются синим или зеленым цветом жидкости. В основном используется в автомобилях ВАЗ старых моделей и других аналогичных машинах.

G12 — карбоксильные

Используются на авто европейского производства, выпущенных до 2001-го. Соответствуют спецификации VW-TL-774-D. Внешне выделяются розовым или красным оттенком. Примеры — SINTEC LUX G12 -40, VOLKSWAGEN G12 EVO, Sapsan Red, AGA Z65.

G12+

Более современные антифризы, предназначенные для моторов с повышенной нагрузкой. Используются на машинах с 1997 по 2008 годы выпуска. В РФ применяются на более новых авто. Внешне выделяются красным цветом.

Примеры — FELIX Carbox -40, Motul Auto Cool Optimal G12+, NIAGARA Антифриз RED G12+ -40.

G12++

Имеют в составе пропиленгликоль, который заменил этиленгликоль.

ОЖ группы J12. Относится к гибридным так как карбосиликатный состав включает в себя кроме органических также и силикатные добавки.  

Такие антифризы безвредны, отличаются небольшим сроком разложения и несут меньше рисков для окружающей среды.

Спецификация — VW-TL-774-G и G13

Отличается желтым, фиолетовым или оранжевым оттенком. По своим свойствам мало чем отличается от G12++, но в основе лежит не пропиленгликоль, как у G12++, а этиленгликоль (не менее 73%), глицерин (не более 20%), которые на много безопасней в плане экологичности.

Слабым местом считается цена, которая «бьет по карману» обычных автовладельцев.

Примеры: Febi G13, Motul Auto Cool G13, Zalmer LLC ZR 4000 G13 (фиолетовый).

Тосол

Охлаждающая жидкость типа «Тосол» создана в СССР еще в 1960-1970-х годах. Пришла на замену устаревшей версии Paraflu-11, который до этого использовался в автомобилях ВАЗ.

В качестве разработчиков продукта выступили специалисты НИИ органической химии и технологии. Первые буквы взяты от названия отдела разработчиков — «Технологии Органического Синтеза».

В дальнейшем термин «ТОСОЛ» прошел регистрацию в качестве торгового названия, а в 1990-х процесс изготовления был остановлен.

Сегодня некоторые производители продолжают выпускать охлаждающие жидкости и называют их «Тосол». На практике состав и качество такого товара не соответствует тому, что было в период СССР.

Содержание продукта может немного отличаться в зависимости от производителя и типа.

При изучении особенностей тосола стоит знать его маркировки:

  1. А — концентрированная охлаждающая жидкость. Перед применением требует разведения с дистиллированной водой. Буква «А» обозначает «автомобильный». Информация о приготовлении доступна на упаковке.
  2. АМ — тосол-концентрат, являющийся улучшенной версией типа «А». Имеет похожий состав, в который добавлены и другие компоненты. Замерзает при температуре -35 градусов Цельсия. Отличается голубым оттенком и небольшой стоимостью.
  3. А-40М — тосол с гликолевым спиртом в составе. Имеет около десятка ингредиентов, защищающих от коррозии и предотвращающих появление пены. Такая марка охлаждающей жидкости отличается отсутствием запаха. Внешне выделятся голубым или светло-зеленым оттенком. При использовании А-40 М важно помнить о ядовитом составе и исключать попадание на кожу. А-40М не замерзает при температуре до -40 градусов Цельсия и кипит при +108 градусах. Имеет в составе добавки, которые защищают медные, стальные, латунные и чугунные элементы двигателя. Используется в отечественных автомобилях ВАЗ и грузовиках. Меняется раз в 1-2 года или через 40-65 тысяч километров.
  4. А-65М — тосол для легковых автомобилей, тракторной техники, грузовиков и машин иностранного производства. Выдерживает температурный режим от -65 до +110 градусов Цельсия. Не опасен для изделий из пластмассы, резины и металла. Содержит в составе этиленгликоль и может смешиваться с другими видами охлаждающих жидкостей. Кристаллизуется при -65 градусах Цельсия, а закипает при +110.

В чем разница между тосолом и антифризом

Многие автовладельцы до сих пор считают, что слова «антифриз» и «тосол» являются синонимами, а сами жидкости ничем не отличаются. Это ошибочное представление, ведь упомянутые продуты имеют разный состав, эксплуатационные свойства, цену и другие параметры. Ниже остановимся на отличиях более подробно.

Отличие по составу

Главная особенность каждого из видов охлаждающих жидкостей — разный состав.

При изготовлении тосола используются антизамерзатели и их смеси, основанные на базе глицерина, этиленгликоля, ди- и триэтиленглиоколя.

Также при изготовлении применяются красители, вода и ингибиторы коррозии. Особенности состава могут отличаться в зависимости от производителя

Дополнительно содержит присадки-антизамерзатели, но построенные на базе органических добавок. В них содержатся силикаты, этиленгликоль и краситель.

 

Отличия по эксплуатационным свойствам, плюсы и минусы антифриза и тосола

В сравнении с тосолом у антифриза имеется ряд отличий, связанных с эффективностью охлаждения, сроком применения, защитой алюминия, влиянием на водяной насос, защитой от кавитации и т. д.

Рассмотрим отличия подробнее:

  1. Стабильность при высоких температурах. Моторы в современных авто рассчитаны на большую нагрузку и способны работать при температуре до 135 градусов Цельсия. Стандартные ингибиторы коррозии теряют первоначальные качества уже при 105 градусах Цельсия. При достижении этого уровня элементы распадаются и не обеспечивают достаточную защиту мотора при больших оборотах. Карбоксильные антифризы имеют лучшую стойкость и защищают мотор даже в сложных условиях эксплуатации.
  2. Высокая эффективность охлаждения. ОЖ, изготовленные из привычных компонентов, формируют пленку толщиной до 0,5 мм. Вместе с защитой от коррозии такое покрытие ухудшает отвод тепла. Получается, что тосол выступает в роли «изолятора» и повышает риск перегрева ДВС. Результатом становится ускоренный износ деталей и расход горючего. Антифриз карбоксильного типа лучше охлаждает двигатель, ведь слой пленки не превышает 0,0006 мм. Покрытие появляется там, где это действительно необходимо.
  3. Экологическая чистота ингибиторов коррозии. Антифризы типа Cool Stream Premium служат до 250 000 км или до 5 лет. В случае с грузовиками срок службы выше и составляет до 650 000 км. Такая особенность уменьшает количество ОЖ, которые подлежат утилизации. Дополнительный плюс — меньшая вредность ингибиторов коррозии и большая экологичность для окружающей среды.
  4. Больший срок службы. Антифриз содержит ряд неорганических добавок, среди которых силикаты, фосфаты, бораты и другие. В 9 из 10 случаев такие охлаждающие жидкости имеют в составе силикаты для защиты алюминия и нитриты, предотвращающие кавитационную коррозию. Добавки находятся в оптимальной пропорции, а при отклонении процентного содержания любого из элементов ОЖ теряет свои качества через 30-40 тыс. км. Составы, изготовленные по карбоксилатной технологии, длительное время сохраняют стабильность. Это продлевает срок службы ОЖ до 100-250 тысяч километров в зависимости от типа.
  5. Нет риска отложений и загрязнения радиатора. ОЖ старых версий изготовлены по устаревшей технологии. Их эксплуатация приводит к появлению множества осадков и небольших частиц, ухудшающих обмен тепла и приводящих к загрязнению радиатора. Карбоксильные антифризы не имеют таких недостатков, не формируют отложений и засоров в период применения.
  6. Защита алюминия. При изготовлении новых автомобилей производители часто применяют алюминий. Заливка тосола в такие двигатели недопустима, ведь он не может защитить этот металл при высоких температурах. Карбоксильные антифризы, наоборот, ориентированы на работу с алюминиевыми сплавами.
  7. Совместимость с пластиком и эластомерами. Состав антифриза продуман таким образом, чтобы не оказывать негативного воздействия на эластомерные, резиновые, пластиковые и иные материалы. Это подтверждено 15-летними испытаниями Свидетельством качества являются допуски производителей, которые рекомендуют применение определенных ОЖ.
  8. Продления срока службы насоса на 50%. Одним из негативных факторов для насоса в системе охлаждения является гидродинамическая кавитация. Ее суть состоит в формировании и разрушении газовых пузырьков возле лопастей помпы. В результате устройство испытывает механическое воздействие и со временем разрушается. Карбоксильные антифризы имеют продуманный состав, уменьшающий негативное воздействие и повышающий срок службы насоса до 50%.
  9. Стабильность свойств и характеристик. В обычную ОЖ добавляются силикаты, имеющие негативные эксплуатационные качества. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут создавать нерастворимые фракции. В результате формируется осадок вместе с гелями, которые блокируют работу термостата и загрязняют радиатор. Новые антифризы отличаются высокой стабильностью и отсутствием риска появления осадка или загустевания при эксплуатации.
  10. Защита от кавитации гильз. Во время работы двигателя гильзы цилиндров вынуждены выдерживать негативное воздействие кавитации. Причиной являются высокие температуры или гидродинамическое воздействие. Современные антифризы защищают силовой агрегат от негативных последствий.
  11. Лучшие характеристики зимой. Для эксплуатации в холода больше подходит антифриз типа G12 или G Он выдерживает более низкие температуры и не замерзает даже при -20 градусах Цельсия.

Отличия в цене

Тосол и антифриз также различаются ценой. Так, 5-литровая банка тосола обходится в сумму от 300 р. Для сравнения антифриз G12 и G13 стоит от 800 и 1500 р соответственно. Указанные выше цены минимальные и зависят от многих факторов.

Экономия на покупке охлаждающей жидкости и покупка тосола вместо качественного антифриза — ошибочный ход для автовладельца.

Качество и цена во многом зависит от допуска антифриза. К примеру, G12++ и G13 отличаются большей экологичностью, из-за чего они чаще применяются в Европе.

В РФ и СНГ требования менее жесткие, поэтому здесь можно использовать более простые и дешевые марки.

На что влияет цвет охладителя

Производители окрашивают антифриз не просто так. По цвету проще определить, какая ОЖ подходит для вашего автомобиля с позиции состава и особенностей мотора.

К основным оттенкам стоит отнести:

  1. Красный. Походит для силовых агрегатов с медными и латунными элементами. Отличается наибольшим качеством. Служит около пяти лет. Густеет при снижении температуры до -65 градусов Цельсия.
  2. Зеленый. Применяется для системы охлаждения с алюминием, которая используется в большей части современных авто. Имеет среднее качество, служит около трех лет.
  3. Синий. Наиболее бюджетный вариант. Имеет ресурс не более 1-2 лет. Обеспечивает работоспособность мотора при температуре до -40 градусов Цельсия.

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Вопрос смешивания двух видов охлаждающих жидкостей не совсем корректный. Как тосол, так и антифриз предназначены для системы охлаждения. Это значит, что при определении соответствия важно учитывать марки ОЖ, а не их тип.

  1. G11 запрещено смешивать с: G12, G12+, G12++ и G
  2. G12 запрещено смешивать с: G11, G12+, G12++ и G
  3. G12+ запрещено смешивать с: G12++ и G
  4. G12++ и G13 совместимы со всеми антифризами.

Результатом неправильного смешивания становится осадок, который сложно убрать. В наиболее сложных случаях происходит превращение рабочей жидкости в «желе».

Таблица совместимости антифризов.

Во избежание проблем лучше не смешивать разные виды антифриза. Исключением являются случаи, когда вы знаете тип залитой жидкости. Также нельзя ориентироваться на цвет, который может меняться в зависимости от подходов производителей.

Читайте также:

Смешивание антифриза и тосола с водой

В практике автовладельцев часто возникают ситуации, когда необходимо долить жидкость в систему. И первый вопрос — можно ли для этих целей использовать обычную воду.

Выполнение такой работы возможно, но при учете двух моментов:

  1. Вода является очищенной, то есть дистиллированной.
  2. Чем активнее выполняется работа по разведению, тем больше свойств теряет охлаждающая жидкость. Меняется температура кипения, и падает температура замерзания.
Читайте также:

Как правильно выбрать охлаждающую жидкость для своего авто

При выборе антифриза или тосола для автомобиля важно учесть рекомендации завода-изготовителя. Необходимую информацию легко найти в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации.

В таких документах указывается тип охлаждающей жидкости, производитель, марка и иные параметры. Рекомендации подлежат те жидкости, которые прошли испытания и соответствуют минимальным требованиям.

Задача рабочей жидкости в системе охлаждения — не давать двигателю перегреваться при любых температурных режимах.

Как уже отмечалось выше, условно все антифризы бывают трех видов:

  • традиционные (силикатные) — ОЖ с минимальным пакетом присадок, изготовленных на базе солей неограниченных кислот: бораты, нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты и другие;
  • карбоксилатные (ОАТ) — содержат пакеты присадок, работающие на базе солей органических кислот;
  • гибридные — охлаждающая жидкость, изготовленная по карбоксилатной технологии, содержит пакеты присадок на базе солей карбоновых кислот с небольшими добавками.

Окончательное решение о типе антифриза принимает автовладелец. Но не стоит ориентироваться на интуицию, подсказку соседа или информацию из сомнительных сайтов в Интернете. Всегда нужно читать информацию на упаковке в вопросе особенностей ее применения, в сервисной книжке своего автомобиля.

Как отличить поддельный антифриз

Главный способ, позволяющий отличить подделку от оригинала — использовать народный метод.

Известно, что поддельные ОЖ изготавливаются на базе кислот, которые могут быть опасными для системы охлаждения мотора.

Для выявления проблемы после покупки необходимо налить в крышку немного жидкости и добавить соду.

Второй метод — проверка плотности и кислотности. В первом случае пригодится ареометр, а во втором — лакмусовая бумажка. Измерения проводятся при температуре +20 градусов Цельсия. Если не следовать рекомендации, возможны сильные погрешности.

При соблюдении указанных выше условий плотность ОЖ не должна превышать 1.075 г/см3. Это значит, что жидкость не замерзнет при «минусовой» температуре.

Для проверки кислотности необходимо опустить в антифриз лакмусовую бумажку.

Здесь возможны три варианта:

  • зеленый цвет — свидетельствует о параметре pH на уровне 7-9;
  • розовый оттенок — параметр pH 1-6, что свидетельствует о большом количестве кислоты;
  • фиолетовый / синий цвет — pH от 10 до 13, что свидетельствует о преобладании щелочи.

  • криво наклеенные этикетки;
  • отметки о допуске и товарный знак;
  • дефекты пластика и появление течи;
  • описание с указанием соответствий разработки с учетом стандартов (часто такие данные не указываются);
  • отсутствие допусков (должно быть обязательно).

При покупке в магазине сложно оценить качество антифриза и выполнить проверку на наличие кислоты или pH. В таких случаях приходится ориентироваться на качество упаковки и наличие необходимых надписей.

Немаловажный критерий подлинности — цена. Если продавец установил стоимость, которая значительно ниже рыночной, это является одним из признаков подделки. В таком случае нужно уделить особое внимание изучению товара и пристальнее подойти к прочтению документов.

Читайте также:

Рейтинг Антифризов текущего года (G11, G12/G12 , G12 , G13), как выбрать антифриз по соотношению цены и качества

Срок хранения тосола или антифриза

В основе охлаждающей жидкости лежит вода и этиленгликоль, которые в паре отличаются солидной устойчивостью. «Слабым звеном» являются добавки, которые теряют качество через три-четыре года с момента начала эксплуатации или через 60-80 тысяч километров.

В процессе применения антифриза важно контролировать его оттенок. Должен сохраняться первоначальный цвет.

Если проверка показала изменение оттенка на «ржавый металл», это свидетельствует о старении ОЖ. Это значит, что состав не справляется с возложенными на него задачами.

Если антифриз приобретает упомянутый оттенок через небольшой промежуток времени, его все равно необходимо менять. Также замене подлежит жидкость, которая потеряла цвет.

У «правильной» ОЖ пена должна появляться и исчезать в кратчайшие сроки. Если этого не происходит, возрастает риск перегрева силового агрегата.

Так что же лучше — антифриз или тосол?

С появлением новых автомобилей повысились требования и к расходным материалам. Это касается не только моторного или трансмиссионного масла, но и охлаждающей жидкости.

Антифризы, изготовленные на базе пропиленгликоля, отличаются большей экологичностью и низкой токсичностью. Они могут использоваться в двигателях с алюминиевыми элементами.

Но исходя из вышеизложенной информации – антифриз лучше тосола хотя бы потому, что на рынке такой продукт предлагается в большом количестве, поэтому есть из чего выбрать под требования автопроизводителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AliExpress WW Gruzovichkof Avtocod RU