Автовладельцы часто сталкиваются с дилеммой при выборе охлаждающей жидкости. Дискуссии возникают вокруг двух из них: антифриза и тосола. Не совсем понятно, чем отличаются эти ОЖ, и что лучше для автомобиля.
Ниже разберемся, что появилось раньше, в чем особенности тосола и антифриза, о каких отличиях важно знать.
Статистика поломок авто из-за неправильного подбора охлаждающей жидкости
Разделение на тосол и антифриз пошло со времен Советского Союза и до сих пор применяется в странах постсоветского пространства.
Что появилось раньше — тосол или антифриз?
При рассмотрении вопроса стоит разобраться с историей создания, составом и действующими маркировками. Рассмотрим эту информацию для каждого вида охлаждающей жидкости.
Антифриз
Подразумевает в себе все виды охлаждающих жидкостей для двигателя.
Отличительной особенностью антифриза является способность сохранять текучесть при низких температурах.
История антифризов началась в 1920-х годах прошлого века. В основе таких жидкостей лежал глицерин, который закипал при 290 градусах Цельсия. Из-за небольшой температуры замерзания, насосу было сложно гонять густую жидкость по системе.
Со временем к глицерину добавили этанол, который значительно улучшил его текучесть. Недостатком были ядовитые пары, которые часто приводили к потере сознания среди автовладельцев.
Производители стали включать в антифриз метасиликат натрия, который применялся для защиты алюминиевых сплавов. Со временем стал использоваться нитрит, соли моно и дикарбоновых кислот и прочие добавки.
Новые версии антифризов содержат ингибиторы коррозии меди, красители и присадки для защиты от вспенивания. В них уже нет опасных элементов, которые добавлялись ранее.
По классу бывают следующих видов: G11, G12, G12+, G12++, G13.
G11 — силикатные
Предназначены для создания тонкой пленки, обеспечивающей защиту от коррозии. Имеют спецификацию VW-TL-774-C. Используются с 1996 года на машинах Фольксваген. Выделяются синим или зеленым цветом жидкости. В основном используется в автомобилях ВАЗ старых моделей и других аналогичных машинах.
G12 — карбоксильные
Используются на авто европейского производства, выпущенных до 2001-го. Соответствуют спецификации VW-TL-774-D. Внешне выделяются розовым или красным оттенком. Примеры — SINTEC LUX G12 -40, VOLKSWAGEN G12 EVO, Sapsan Red, AGA Z65.
G12+
Более современные антифризы, предназначенные для моторов с повышенной нагрузкой. Используются на машинах с 1997 по 2008 годы выпуска. В РФ применяются на более новых авто. Внешне выделяются красным цветом.
Примеры — FELIX Carbox -40, Motul Auto Cool Optimal G12+, NIAGARA Антифриз RED G12+ -40.
G12++
Имеют в составе пропиленгликоль, который заменил этиленгликоль.
ОЖ группы J12. Относится к гибридным так как карбосиликатный состав включает в себя кроме органических также и силикатные добавки.
Такие антифризы безвредны, отличаются небольшим сроком разложения и несут меньше рисков для окружающей среды.
Спецификация — VW-TL-774-G и G13
Отличается желтым, фиолетовым или оранжевым оттенком. По своим свойствам мало чем отличается от G12++, но в основе лежит не пропиленгликоль, как у G12++, а этиленгликоль (не менее 73%), глицерин (не более 20%), которые на много безопасней в плане экологичности.
Слабым местом считается цена, которая «бьет по карману» обычных автовладельцев.
Примеры: Febi G13, Motul Auto Cool G13, Zalmer LLC ZR 4000 G13 (фиолетовый).
Тосол
Охлаждающая жидкость типа «Тосол» создана в СССР еще в 1960-1970-х годах. Пришла на замену устаревшей версии Paraflu-11, который до этого использовался в автомобилях ВАЗ.
В качестве разработчиков продукта выступили специалисты НИИ органической химии и технологии. Первые буквы взяты от названия отдела разработчиков — «Технологии Органического Синтеза».
В дальнейшем термин «ТОСОЛ» прошел регистрацию в качестве торгового названия, а в 1990-х процесс изготовления был остановлен.
Сегодня некоторые производители продолжают выпускать охлаждающие жидкости и называют их «Тосол». На практике состав и качество такого товара не соответствует тому, что было в период СССР.
Содержание продукта может немного отличаться в зависимости от производителя и типа.
При изучении особенностей тосола стоит знать его маркировки:
- А — концентрированная охлаждающая жидкость. Перед применением требует разведения с дистиллированной водой. Буква «А» обозначает «автомобильный». Информация о приготовлении доступна на упаковке.
- АМ — тосол-концентрат, являющийся улучшенной версией типа «А». Имеет похожий состав, в который добавлены и другие компоненты. Замерзает при температуре -35 градусов Цельсия. Отличается голубым оттенком и небольшой стоимостью.
- А-40М — тосол с гликолевым спиртом в составе. Имеет около десятка ингредиентов, защищающих от коррозии и предотвращающих появление пены. Такая марка охлаждающей жидкости отличается отсутствием запаха. Внешне выделятся голубым или светло-зеленым оттенком. При использовании А-40 М важно помнить о ядовитом составе и исключать попадание на кожу. А-40М не замерзает при температуре до -40 градусов Цельсия и кипит при +108 градусах. Имеет в составе добавки, которые защищают медные, стальные, латунные и чугунные элементы двигателя. Используется в отечественных автомобилях ВАЗ и грузовиках. Меняется раз в 1-2 года или через 40-65 тысяч километров.
- А-65М — тосол для легковых автомобилей, тракторной техники, грузовиков и машин иностранного производства. Выдерживает температурный режим от -65 до +110 градусов Цельсия. Не опасен для изделий из пластмассы, резины и металла. Содержит в составе этиленгликоль и может смешиваться с другими видами охлаждающих жидкостей. Кристаллизуется при -65 градусах Цельсия, а закипает при +110.
В чем разница между тосолом и антифризом
Многие автовладельцы до сих пор считают, что слова «антифриз» и «тосол» являются синонимами, а сами жидкости ничем не отличаются. Это ошибочное представление, ведь упомянутые продуты имеют разный состав, эксплуатационные свойства, цену и другие параметры. Ниже остановимся на отличиях более подробно.
Отличие по составу
Главная особенность каждого из видов охлаждающих жидкостей — разный состав.
При изготовлении тосола используются антизамерзатели и их смеси, основанные на базе глицерина, этиленгликоля, ди- и триэтиленглиоколя. Также при изготовлении применяются красители, вода и ингибиторы коррозии. Особенности состава могут отличаться в зависимости от производителя |
Дополнительно содержит присадки-антизамерзатели, но построенные на базе органических добавок. В них содержатся силикаты, этиленгликоль и краситель.
|
Отличия по эксплуатационным свойствам, плюсы и минусы антифриза и тосола
В сравнении с тосолом у антифриза имеется ряд отличий, связанных с эффективностью охлаждения, сроком применения, защитой алюминия, влиянием на водяной насос, защитой от кавитации и т. д.
Рассмотрим отличия подробнее:
- Стабильность при высоких температурах. Моторы в современных авто рассчитаны на большую нагрузку и способны работать при температуре до 135 градусов Цельсия. Стандартные ингибиторы коррозии теряют первоначальные качества уже при 105 градусах Цельсия. При достижении этого уровня элементы распадаются и не обеспечивают достаточную защиту мотора при больших оборотах. Карбоксильные антифризы имеют лучшую стойкость и защищают мотор даже в сложных условиях эксплуатации.
- Высокая эффективность охлаждения. ОЖ, изготовленные из привычных компонентов, формируют пленку толщиной до 0,5 мм. Вместе с защитой от коррозии такое покрытие ухудшает отвод тепла. Получается, что тосол выступает в роли «изолятора» и повышает риск перегрева ДВС. Результатом становится ускоренный износ деталей и расход горючего. Антифриз карбоксильного типа лучше охлаждает двигатель, ведь слой пленки не превышает 0,0006 мм. Покрытие появляется там, где это действительно необходимо.
- Экологическая чистота ингибиторов коррозии. Антифризы типа Cool Stream Premium служат до 250 000 км или до 5 лет. В случае с грузовиками срок службы выше и составляет до 650 000 км. Такая особенность уменьшает количество ОЖ, которые подлежат утилизации. Дополнительный плюс — меньшая вредность ингибиторов коррозии и большая экологичность для окружающей среды.
- Больший срок службы. Антифриз содержит ряд неорганических добавок, среди которых силикаты, фосфаты, бораты и другие. В 9 из 10 случаев такие охлаждающие жидкости имеют в составе силикаты для защиты алюминия и нитриты, предотвращающие кавитационную коррозию. Добавки находятся в оптимальной пропорции, а при отклонении процентного содержания любого из элементов ОЖ теряет свои качества через 30-40 тыс. км. Составы, изготовленные по карбоксилатной технологии, длительное время сохраняют стабильность. Это продлевает срок службы ОЖ до 100-250 тысяч километров в зависимости от типа.
- Нет риска отложений и загрязнения радиатора. ОЖ старых версий изготовлены по устаревшей технологии. Их эксплуатация приводит к появлению множества осадков и небольших частиц, ухудшающих обмен тепла и приводящих к загрязнению радиатора. Карбоксильные антифризы не имеют таких недостатков, не формируют отложений и засоров в период применения.
- Защита алюминия. При изготовлении новых автомобилей производители часто применяют алюминий. Заливка тосола в такие двигатели недопустима, ведь он не может защитить этот металл при высоких температурах. Карбоксильные антифризы, наоборот, ориентированы на работу с алюминиевыми сплавами.
- Совместимость с пластиком и эластомерами. Состав антифриза продуман таким образом, чтобы не оказывать негативного воздействия на эластомерные, резиновые, пластиковые и иные материалы. Это подтверждено 15-летними испытаниями Свидетельством качества являются допуски производителей, которые рекомендуют применение определенных ОЖ.
- Продления срока службы насоса на 50%. Одним из негативных факторов для насоса в системе охлаждения является гидродинамическая кавитация. Ее суть состоит в формировании и разрушении газовых пузырьков возле лопастей помпы. В результате устройство испытывает механическое воздействие и со временем разрушается. Карбоксильные антифризы имеют продуманный состав, уменьшающий негативное воздействие и повышающий срок службы насоса до 50%.
- Стабильность свойств и характеристик. В обычную ОЖ добавляются силикаты, имеющие негативные эксплуатационные качества. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут создавать нерастворимые фракции. В результате формируется осадок вместе с гелями, которые блокируют работу термостата и загрязняют радиатор. Новые антифризы отличаются высокой стабильностью и отсутствием риска появления осадка или загустевания при эксплуатации.
- Защита от кавитации гильз. Во время работы двигателя гильзы цилиндров вынуждены выдерживать негативное воздействие кавитации. Причиной являются высокие температуры или гидродинамическое воздействие. Современные антифризы защищают силовой агрегат от негативных последствий.
- Лучшие характеристики зимой. Для эксплуатации в холода больше подходит антифриз типа G12 или G Он выдерживает более низкие температуры и не замерзает даже при -20 градусах Цельсия.
Отличия в цене
Тосол и антифриз также различаются ценой. Так, 5-литровая банка тосола обходится в сумму от 300 р. Для сравнения антифриз G12 и G13 стоит от 800 и 1500 р соответственно. Указанные выше цены минимальные и зависят от многих факторов.
Экономия на покупке охлаждающей жидкости и покупка тосола вместо качественного антифриза — ошибочный ход для автовладельца.
Качество и цена во многом зависит от допуска антифриза. К примеру, G12++ и G13 отличаются большей экологичностью, из-за чего они чаще применяются в Европе.
В РФ и СНГ требования менее жесткие, поэтому здесь можно использовать более простые и дешевые марки.
На что влияет цвет охладителя
Производители окрашивают антифриз не просто так. По цвету проще определить, какая ОЖ подходит для вашего автомобиля с позиции состава и особенностей мотора.
К основным оттенкам стоит отнести:
- Красный. Походит для силовых агрегатов с медными и латунными элементами. Отличается наибольшим качеством. Служит около пяти лет. Густеет при снижении температуры до -65 градусов Цельсия.
- Зеленый. Применяется для системы охлаждения с алюминием, которая используется в большей части современных авто. Имеет среднее качество, служит около трех лет.
- Синий. Наиболее бюджетный вариант. Имеет ресурс не более 1-2 лет. Обеспечивает работоспособность мотора при температуре до -40 градусов Цельсия.
Можно ли смешивать тосол и антифриз
Вопрос смешивания двух видов охлаждающих жидкостей не совсем корректный. Как тосол, так и антифриз предназначены для системы охлаждения. Это значит, что при определении соответствия важно учитывать марки ОЖ, а не их тип.
- G11 запрещено смешивать с: G12, G12+, G12++ и G
- G12 запрещено смешивать с: G11, G12+, G12++ и G
- G12+ запрещено смешивать с: G12++ и G
- G12++ и G13 совместимы со всеми антифризами.
Результатом неправильного смешивания становится осадок, который сложно убрать. В наиболее сложных случаях происходит превращение рабочей жидкости в «желе».
Таблица совместимости антифризов.
Во избежание проблем лучше не смешивать разные виды антифриза. Исключением являются случаи, когда вы знаете тип залитой жидкости. Также нельзя ориентироваться на цвет, который может меняться в зависимости от подходов производителей.
Смешивание антифриза и тосола с водой
В практике автовладельцев часто возникают ситуации, когда необходимо долить жидкость в систему. И первый вопрос — можно ли для этих целей использовать обычную воду.
Выполнение такой работы возможно, но при учете двух моментов:
- Вода является очищенной, то есть дистиллированной.
- Чем активнее выполняется работа по разведению, тем больше свойств теряет охлаждающая жидкость. Меняется температура кипения, и падает температура замерзания.
Как правильно выбрать охлаждающую жидкость для своего авто
При выборе антифриза или тосола для автомобиля важно учесть рекомендации завода-изготовителя. Необходимую информацию легко найти в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации.
В таких документах указывается тип охлаждающей жидкости, производитель, марка и иные параметры. Рекомендации подлежат те жидкости, которые прошли испытания и соответствуют минимальным требованиям.
Задача рабочей жидкости в системе охлаждения — не давать двигателю перегреваться при любых температурных режимах.
Как уже отмечалось выше, условно все антифризы бывают трех видов:
- традиционные (силикатные) — ОЖ с минимальным пакетом присадок, изготовленных на базе солей неограниченных кислот: бораты, нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты и другие;
- карбоксилатные (ОАТ) — содержат пакеты присадок, работающие на базе солей органических кислот;
- гибридные — охлаждающая жидкость, изготовленная по карбоксилатной технологии, содержит пакеты присадок на базе солей карбоновых кислот с небольшими добавками.
Окончательное решение о типе антифриза принимает автовладелец. Но не стоит ориентироваться на интуицию, подсказку соседа или информацию из сомнительных сайтов в Интернете. Всегда нужно читать информацию на упаковке в вопросе особенностей ее применения, в сервисной книжке своего автомобиля.
Как отличить поддельный антифриз
Главный способ, позволяющий отличить подделку от оригинала — использовать народный метод.
Известно, что поддельные ОЖ изготавливаются на базе кислот, которые могут быть опасными для системы охлаждения мотора.
Для выявления проблемы после покупки необходимо налить в крышку немного жидкости и добавить соду.
Второй метод — проверка плотности и кислотности. В первом случае пригодится ареометр, а во втором — лакмусовая бумажка. Измерения проводятся при температуре +20 градусов Цельсия. Если не следовать рекомендации, возможны сильные погрешности.
При соблюдении указанных выше условий плотность ОЖ не должна превышать 1.075 г/см3. Это значит, что жидкость не замерзнет при «минусовой» температуре.
Для проверки кислотности необходимо опустить в антифриз лакмусовую бумажку.
Здесь возможны три варианта:
- зеленый цвет — свидетельствует о параметре pH на уровне 7-9;
- розовый оттенок — параметр pH 1-6, что свидетельствует о большом количестве кислоты;
- фиолетовый / синий цвет — pH от 10 до 13, что свидетельствует о преобладании щелочи.
- криво наклеенные этикетки;
- отметки о допуске и товарный знак;
- дефекты пластика и появление течи;
- описание с указанием соответствий разработки с учетом стандартов (часто такие данные не указываются);
- отсутствие допусков (должно быть обязательно).
При покупке в магазине сложно оценить качество антифриза и выполнить проверку на наличие кислоты или pH. В таких случаях приходится ориентироваться на качество упаковки и наличие необходимых надписей.
Немаловажный критерий подлинности — цена. Если продавец установил стоимость, которая значительно ниже рыночной, это является одним из признаков подделки. В таком случае нужно уделить особое внимание изучению товара и пристальнее подойти к прочтению документов.
Срок хранения тосола или антифриза
В основе охлаждающей жидкости лежит вода и этиленгликоль, которые в паре отличаются солидной устойчивостью. «Слабым звеном» являются добавки, которые теряют качество через три-четыре года с момента начала эксплуатации или через 60-80 тысяч километров.
В процессе применения антифриза важно контролировать его оттенок. Должен сохраняться первоначальный цвет.
Если проверка показала изменение оттенка на «ржавый металл», это свидетельствует о старении ОЖ. Это значит, что состав не справляется с возложенными на него задачами.
Если антифриз приобретает упомянутый оттенок через небольшой промежуток времени, его все равно необходимо менять. Также замене подлежит жидкость, которая потеряла цвет.
У «правильной» ОЖ пена должна появляться и исчезать в кратчайшие сроки. Если этого не происходит, возрастает риск перегрева силового агрегата.
Так что же лучше — антифриз или тосол?
С появлением новых автомобилей повысились требования и к расходным материалам. Это касается не только моторного или трансмиссионного масла, но и охлаждающей жидкости.
Антифризы, изготовленные на базе пропиленгликоля, отличаются большей экологичностью и низкой токсичностью. Они могут использоваться в двигателях с алюминиевыми элементами.
Но исходя из вышеизложенной информации – антифриз лучше тосола хотя бы потому, что на рынке такой продукт предлагается в большом количестве, поэтому есть из чего выбрать под требования автопроизводителя.