Моторное масло в закрытой пластиковой или металлической таре не может стоять вечно. Продукт необходимо использовать в течение срока годности, заявленного производителем, а это в среднем от 3 до 5 лет.
Продолжительность хранения может меняться с учетом состава, вида упаковки и соблюдения ряда требований.
Современные синтетические /полусинтетические смазки могут храниться около 5 лет, а минеральные — до 3-х.
Для чего нужно знать срок годности моторного масла
Информация по сроку годности может пригодиться в двух случаях:
- В распоряжении имеются остатки рабочей жидкости, которую необходимо использовать для двигателя: доливка, замена.
- Наличие в распоряжении моторного масла, купленного 2-3 года назад.
Что говорят стандарты
Требования к смазке для двигателя регламентируется следующими ГОСТ:
- 1-2015. Принят Межгосударственным советом по стандартизации 10.12.2015 года. Рассматривает классы (летние и зимние), группы в зависимости от области применения, классы вязкости и обозначения. Здесь можно посмотреть методы испытаний и результаты для определенных моторных масел.
- 12337-84. Регламентирует технические условия в отношении моторных масел для дизельных моторов. Указывает марки продукта, требования технические и безопасности, правила приемки, методы и результаты испытаний для разных видов: М-10В2С, М-14В2, М-20В2Ф и других. Здесь же доступны сведения в отношении гарантий производителя в плане срока хранения.
- 10541-78. Распространяется на моторные масла для карбюраторных и автотракторных дизельных двигателей. В ГОСТе рассматриваются марки, технические требования, правила приемки партий, способы проведения испытаний. Оговариваются особенности упаковки, транспортировки, нанесения маркировки и хранения. Имеются данные по гарантиям изготовителя и требованиям безопасности.
Где найти срок годности
Интересующая информация находится на этикетке, приклеенной на задней части бутылки, канистры или бочки.
Дата производства указывается двумя способами:
- Отечественные бренды — в виде стандартной даты на этикетке.
- Иностранная продукция — шифруется в номере партии. Делается это на заводе после разлива смазки по емкостям.
К примеру, серийный номер японского моторного масла Idemitsu содержит следующие данные:
- 1-я цифра — год производства (1-9);
- 2-я цифра — месяц (латинские буквы от O до Z).
Так, при наличии первых двух символов в коде «8Y» можно говорить об изготовлении товара в ноябре 2008 года. Похожий принцип действует в моторных маслах других брендов.
Срок годности синтетического и минерального моторных масел от разных производителей в закрытой канистре или бочке
Заявленное время использования продукта при хранении в закрытой таре зависит от производителя и состава.
Рассмотрим варианты:
- Синтетика / полусинтетика. Для продукции большей части брендов срок годности не меньше 5 лет. Точка отсчета — дата разлива смазки по емкостям на заводе. В более редких случаях период службы не больше 3-4 лет (подробнее об этом будет в таблице ниже).
- Минералка. Время хранения таких масел меньше — до 3-х лет. Это обусловлено ускоренным изменением структуры, ухудшением качества и потерей характеристик.
Для сохранения заявленного срока службы требуется выполнение условий герметичности и целостность канистры, защита от солнечных лучей и контакта с воздухом, предотвращение вибраций и температурных перепадов. Подробнее на этом вопросе остановимся ниже.
Для наглядности приведем срок службы моторных масел наиболее востребованных брендов и сведем их в таблицу.
Сроки годности самых популярных марок:
№ |
Производитель |
Рекомендованное время хранения в закрытой канистре, лет |
1 |
Liqui Moly |
5 |
2 |
RIXX |
5 |
3 |
Lukoil |
5 |
4 |
Mobil 1 |
5 |
5 |
GM |
5 |
6 |
Castrol |
5 |
7 |
Motul |
5 |
8 |
Ravenol |
3 |
9 |
Esso |
4 |
10 |
Total Quartz |
5 |
11 |
Hado |
5 |
12 |
ELF |
4, 5 |
Читайте также:
Срок годности в канистре после вскрытия
В ГОСТах 1510-84 и 10541-78 указано время хранения моторного масла после открытия упаковки. Оно ограничено 3-мя годами. В течение этого периода рабочую жидкость для двигателя можно хранить и использовать с учетом потребностей мотора.
Чтобы избежать снижения срока годности после вскрытия канистры, нужно хранить масло в следующей таре:
- Металлическая. Лучший вариант с позиции защиты от солнечных лучей и контакта с воздухом.
- Бочки из пластика и металла. Желательно, чтобы они имели небольшие объемы. В ином случае в таре будет много воздуха, контактирующего со смазкой. Желательно, чтобы во время хранения бочки были полными.
- Пластиковые бутылки. Использование такой тары не рекомендуется из-за прозрачности и взаимодействия со структурой.
Срок годности моторного масла в двигателе
Производители моторных масел и заводы-изготовители автомобилей / двигателей рекомендуют менять смазку раз в год или через 10 000 км (что наступит раньше). Причина состоит в изменении структуры и качестве присадок.
Упомянутый период актуален, как при малой эксплуатации, так и при активных поездках на автомобиле.
Если машина простояла без движения 12 месяцев масло в двигателе все равно необходимо менять. Это происходит из-за контакта рабочей жидкости с разными загрязнителями.
Что происходит с маслом при длительном хранении
Существует мнение, что производители моторных масел специально снижают срок годности, чтобы ускорить продажи.
Это ошибка, ведь при длительном хранении смазывающие, антикоррозионные и иные свойства жидкости ухудшаются.
Даже при нахождении в закрытой таре структура и характеристики масла меняются.
Причиной может быть не только солнечные лучи, воздух и температурные перепады, но и время.
- Ухудшение или потеря первоначальных характеристик.
- Выпадение присадок в осадок частично или полностью.
- Изменение вязкости и температуры застывания в сторону ухудшения.
- Увеличение сульфатной зольности ниже оптимальных 1,5-2 процентов.
- Появление отложений и загрязнений масляного фильтра.
- Преждевременного воспламенение горючего и прогорание клапанов выпуска.
- Изменение удельного веса.
- Ухудшение прочих характеристик, заявленных для нового продукта.
Ухудшение характеристик происходит не одномоментно после окончания срока годности.
Процесс ухудшения характеристик может запуститься раньше при неправильном хранении.
Если проигнорировать требования и просто долить просроченное масло в двигатель, ничего страшного не произойдет. Старая жидкость смешается с новой и справится со своей задачей.
Перед применением важно проверить состав на факт осадка, изменение запаха, оттенка и вязкостных параметров, плотности машинного масла.
Главный негативный момент для двигателя при доливке старой смазки — повышенный угар.
Что делать с просрочкой
Продавцы в автомобильных магазинах и заводы-изготовители не рекомендуют лить масло в двигатель после завершения срока годности. Причина заявлений — ухудшение характеристик смазки, о которых упоминалось выше.
Если масло имеет высокое качество, а срок просрочки небольшой, стоит провести ряд проверок:
- Осмотрите продукт на факт осадка.
- Обратите внимание на текстуру. В рабочей жидкости не должно быть пузырей или мутных участков.
При отсутствии проблем используйте масло для доливки, но для полной замены лучше купить новый продукт.
Просроченное и непригодное для эксплуатации моторное масло можно использовать следующим образом:
- Передача на перерабатывающие предприятия для повторного применения при наличии таковых. Стоимость 1 л такой жидкости составляет 5-10 рублей.
- Утилизация и путем передачи в специальные компании. При этом платить придется самому. Кроме того, такие предприятия не работают с частниками, которые приносят небольшой объем просрочки / переработки.
- Сжигание. Такой метод не рекомендуется из-за вреда для природы и несоответствия нормам экологичности.
- Применение в быту. Моторное масло можно использовать для защиты дерева, обогрева помещений, смазки разных механизмов или в виде антикоррозийного состава.
Признаки просрочки
Существует несколько характерных признаков, по которым можно распознать просроченное масло:
- Осадок. Допускаются небольшие и едва заметные отложения. Если видны крупные куски размером около 1 мм, продукт использовать нельзя.
- Затемнения. Изменение оттенка жидкости в разных участках.
- Пузыри. Могут быть мелкими и крупными, свидетельствуют о наличии постороннего воздуха в рабочей жидкости.
Для более точной проверки перелейте жидкость в прозрачную тару и осмотрите ее на свет. Все дефекты сразу видны.
Можно ли использовать остатки моторного масла
Распространенная ситуация, когда после замены масла в двигателе какой-то объем остается в таре. Неиспользованную жидкость можно использовать для доливки до очередной замены. Но что делать, если мотор ведет себя нормально и не «ест» масло?
При отсутствии температурных перепадов, нормальной влажности, отсутствии контакта с ультрафиолетом и других воздействий смазка сохраняет свои качества.
Что делать с «некондицией»
Предметы бытовой химии, к которым относится и моторное масло, возврату не подлежат. Это значит, что отдать смазку обратно продавцу после покупки нельзя, и проверять товар необходимо перед оплатой.
При совершении покупки в Интернете нужно использовать наложенный платеж и отдавать деньги после изучения посылки.
Возврат товара до оплаты актуален в следующих случаях:
- Срок годности подходит к концу.
- Подозрения неправильного хранения.
- Повреждение упаковки при транспортировке.
- Нарушение целостности, сколы и трещины.
- Открытая полностью или частично крышка.
- Подозрительный внешний вид, что выражается в любом повреждении этикетки, следах загрязнений, вмятин и ржавчины.
Читайте также:
Как правильно хранить летом и зимой
При поиске места для хранения важно понимать, что моторные масла впитывают влагу и легко воспламеняются.
Для сохранения свойств их соблюдайте следующие требования:
- Температура — от +18 до 40 градусов. Оптимальный вариант — 20-22 градуса Цельсия.
- Влажность — от 25 до 60%.
- Контакт с воздухом — исключен, тара должна быть закрыта.
- Отсутствие контакта с солнечными лучами.
- Защита от попадания воды. Если внутрь попадет хотя бы капля посторонней жидкости, состав использовать нельзя.
- Защита от загрязнений. В моторное масло не должны попадать посторонние предметы, хоть и мелкие. Наличие мусора внутри ведет к появлению задиров на трущихся элементах и быстрому повреждению механизма.
- Избегайте температурных перепадов. Если смазка хранится в гараже, поддерживайте внутри 20-24 градуса Цельсия. Если такой возможности нет, лучше перенести продукт в отапливаемый подвал или квартиру.
- Защищайте масло от замораживания. После кристаллизации и размораживания жидкость теряет характеристики, присадки расслаиваются, а заливка состава в двигатель превращается в лотерею с непредсказуемыми последствиями.
- Взбалтывайте масло перед применением, если оно долго стояло на холоде. Это необходимо для защиты от осадка.
Следование рассмотренным рекомендациям гарантирует сохранность качества масла в течение заявленного производителем ресурса.
Какой срок годности у масла для двухтактных двигателей
Рекомендованное время хранения смазки для 2-тактных двигателей лодочных моторов, мотокосы или другой техники — пять лет при условии герметичной упаковки.
После смешивания с бензином срок годности снижается. Требования к хранению таких составов аналогично.
В качестве тары лучше использовать стальную емкость с возможностью плотного закрытия. Как вариант, можно оставлять смесь бензина с маслом в бачках садовой техники.
Перед применением жидкость, которая хранилась в отдельной таре, необходимо стряхнуть. Это необходимо, чтобы устранить лишние отложения. Если же смесь простояла долгое время, убрать загустевший и прилипший ко дну осадок трудно. Такой состав придется утилизировать и использовать его нельзя.
Выводы
Срок годности — важный параметр, который определяется с учетом лабораторных испытаний и опыта практической эксплуатации. Ограничения устанавливаются не для того, чтобы увеличить объем продажи товаров, а для защиты потребителей и механизмов.
С течением времени моторное масло меняет свойства и через время теряет прежние характеристики.
Устанавливая срок годности моторного масла, производитель защищает не только автовладельца, но и свою репутацию.
При использовании старой жидкости можно не получить ожидаемых результатов и это несет разочарование в качестве продукта и, соответственно, самом бренде.