Система вентиляции картера двигателя — комплекс узлов и деталей, задача которых направлена на снижение уровня вредных выбросов, защиту моторного масла и металлических элементов двигателя.
Из статьи вы узнаете для чего нужна СРОГ (системы рециркуляции отработавших газов) , где она устанавливается, конструкция, виды, принцип работы, преимущества и недостатки, способы ремонта и восстановления, как правильно отключить EGR, возможные последствия глушения.
Также здесь рассмотрены признаки неисправности схемы рециркуляции выхлопных газов, коды ошибок, которые фиксирует электронный блок двигателя (ЭБУ).
Данную информацию полезно знать каждому автовладельцу.
Что такое система вентиляции картера двигателя, назначение, принцип работы
Перед углублением в тему разберем нюансы вентиляции картера ДВС и ее назначение.
Система СРОГ или EGR (Exhaust gas recirculation, в переводе с английского – рециркуляция выхлопных газов) работает по принципу перенаправления части выхлопа из выпускного канала во впускной коллектор.
Такая схема дает возможность:
- за счет добавления во впускной тракт продуктов отработки несколько ограничить уровень кислорода, тем самым понизить скорость горения топливной смеси (ТС);
- сделать более низкой температуру воспламенения ТС в цилиндрах ДВС.
- уменьшить уровень выброса в окружающую атмосферу процент оксидов азота (NOx), так как это вредное соединение образуется только при очень высоком нагреве (примерно 1370 ºC и выше).
- удалять попавшие в картер отработавшие газы, вызывающие разрушение металла, ухудшающие свойства масла и негативно влияющие на другие элементы силового узла.
Система имеет простую конструкцию и состоит из маслоотделителя, клапана и мембраны вентиляции, а также воздушных патрубков, по которым отходят лишние газы.
От своевременности ее работы во многом зависит надежность и ресурс мотора, а также периодичность замены моторного масла.
Если говорить простыми словами, подача отработанных газов (ОГ) регулируется с помощью специального перепускного клапана, и чем выше обороты мотора, тем меньше их поступает во впускной коллектор.
На бензиновых движках система рециркуляции функционирует на малой и средней нагрузке, на дизелях – на холостом ходу (ХХ), и она постепенно отключается с увеличением оборотов. На максимуме нагрузки ЕГР всегда отключена, поэтому она не ограничивает мощность ДВС, и никак отрицательно не влияет на динамику разгона.
Немного из истории развития СРОГ
Первая система снижения выбросов NOx подобного типа зарегистрирована еще в 1940 году, а эксперименты ее применения на двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием стали проводится в конце 50-х.
Первые СРОГ были очень простыми и плохо управляемыми, функционировали по принципу форсунки между впускным и выпускным трактом. В результате возникали сложности с пуском ДВС, мотор грубо работал на ХХ, снижалась производительность, больше нормы расходовалось топливо.
К 1972-1973 году был разработан механический (пневматический) клапан EGR, управляемый с помощью вакуума, создаваемого в коллекторе, и для подачи ОГ на впуск он начал открываться уже только при определенных условиях.
Эта система сначала использовалась в Северной Америке и Европе на бензиновых двигателях легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, затем начала применяться и на дизельных движках, просуществовала до конца 1980-х.
Постепенно ЕГР становились более совершенными, поскольку автопроизводители в этом деле обретали опыт, и со временем для улучшения эффективности действия рециркуляции добавилось охлаждение, а за точность его открытия/закрытия в нужный момент стал отвечать ЭБУ.
Несмотря на то, что на дизелях СРОГ появилась еще в 70-х, широко распространяться она стала только в начале 2000-х годов. После 2010-го функциональность системы EGR на бензиновых ДВС была расширена, применялась уже не только для снижения NOx, но и с целью экономии топлива.
Откуда берутся картерные газы
На первый взгляд, цилиндропоршневая группа (далее ЦПГ) автомобиля — надежный и продуманный узел, где не остается места недоработкам.
На практике здесь есть недостатки, заставляющие конструкторов предусматривать дополнительные системы. Так, между элементами цилиндропоршневой группы имеются зазоры, необходимые для обеспечения работоспособности и снижения трения.
Несмотря на минимальное расстояние между основанием цилиндров и кольцами, часть отработанных газов просачивается и идет в картер. Далее они перемешиваются с парами масла и формируются картерные пары.
Если бы в моторе не было вентиляции, постоянное поступление паров привело бы к выдавливанию сальников коленвала или выбиванию масляного щупа с последующим выбросом смазывающей жидкости.
Еще один негативный момент — попадание с отработавшими газами частиц несгоревшей топливной смеси. Если ничего не предпринимать, образуется опасная смесь. Она скапливается в поддоне мотора и должна быть удалена.
Если этого не сделать, масло быстро засоряется лишними элементами, ухудшаются рабочие свойства, повышается окисление, снижается ресурс мотора и т. д.
Отметим, что такая особенность характерна для всех бензиновых двигателей, ведь поршневая система работает под огромным давлением. При этом загрязнению подвержены все виды масла (даже самые дорогие).
Система вентиляции картера спасает от последствий и своевременно отводит лишние газы.
Конструкция и схема системы
Выше мы разобрались, что цель системы вентиляции — уменьшение опасного влияния газов и своевременный их отвод.
Это обеспечивается, благодаря особой конструкции системы, состоящей из следующих элементов:
- маслоотделитель — исключает попадание смазывающей жидкости в камеру сгорания и снижает риск формирования сажи;
- клапан картерной вентиляции и его мембрана — регулируют давление в коллекторе впуска, открываются при возникновении определенного разряжения.
В целом, работа системы построена на разнице давлений во впускном коллекторе. В дальнейшем отведенный поток очищается с помощью маслоотделителя.
Конструкция на примере автомобиля ВАЗ 2111.
Где расположена?
Вверху картера можно найти маслоотделитель, сочетающий в себе два типа устройств: центробежный и лабиринтный. Газы поднимаются и проходят через них, а потом останавливаются перед клапаном, расположенном в коллекторе впуска.
При появлении необходимого разряжения мембрана поддается и дает выход накопившимся газам.
Типы (виды)
Система вентиляции картера двигателя условно делится на такие виды — открытая (эжекционная) и закрытая (принудительная).
В первом случае отработавшие газы уходят непосредственно из картера в атмосферу, а во втором — через клапан и маслоотделитель.
Наиболее распространенной является второй тип (PCV), но для лучшего понимания рассмотрим каждый из них.
Открытый тип
Открытая система вентиляции была популярна на старых автомобилях, которые выпускались еще в прошлом столетии и уже сняты с производства. Несмотря на остановку выпуска, многие такие авто еще можно встретить на дорогах страны, поэтому нужно понимать принципы ремонта и обслуживания.
Особенность в том, что газы, смешанные с масляными парами, выходят непосредственно в атмосферу без дополнительной очистки. Такой метод вывода прост в использовании и требует минимальных затрат при изготовлении.
Главный минус — выброс большого объема загрязнителей в окружающую среду, что на современном этапе развития автомобилестроения недопустимо.
Слабое место системы и в том, что она имеет низкую эффективность при движении на небольшой скорости и вообще бесполезна при работе на холостом ходу. Причина состоит в небольшом давлении паров, которого недостаточно для выдавливания лишних паров наружу.
Кроме того, из-за разницы температур в двигателе и атмосфере возможно подсасывание загрязненного воздуха, что приводит к снижению ресурса двигателя. Мусор, который попадает в мотор, приводит к повреждению ЦПГ, а это влечет за собой снижение компрессии и повышенный расход смазки.
Конструкция на примере ВАЗ 2101, 2102.
Закрытый тип (PVC)
На новых авто предусмотрена закрытая система вентиляции или по-иному — принудительная. Главная особенность состоит в наличии PCV-клапана, через который и выводятся лишние пары.
В зависимости от компании-разработчика автомобиля принципы построения системы вентиляции могут меняться, но суть всегда одна — вывод лишних газов из картера двигателя.
Основными элементами, вне зависимости от особенностей конструкции, является клапан, соединительные патрубки и маслоотделитель.
Особенности вывода газов также не отличаются. Как только появляется разрежение в коллекторе впуска, создается давление, воздействующее на PCV-клапан и заставляющее его открыться.
Далее поток загрязненных паров очищается от масла за счет создания центробежной силы и оседания лишних элементов на поверхности. Подробнее на принципе действия мы еще остановимся ниже.
Клапан: назначение, где находится
Клапан PCV — главный элемент закрытой системы вентиляции картера. Его функция состоит в регулировании давления газов путем открытия перехода к коллектору впуска и удержании разрежения на безопасном уровне.
Во время холостого хода и при торможении мотором разрешение в коллекторе достигает максимальных величин. При этом дроссель открыт совсем немного или полностью перекрыт.
Объем картерных газов небольшой, поэтому им достаточно уже имеющегося хода с небольшим сечением. В таких условиях клапан PCV втягивается, а канал закрыт.
Как только водитель нажимает на педаль акселератора, ситуация меняется. В картер выбрасывается большой объем отработавших газов, поэтому клапан полностью открывается и дает выход для лишних накоплений.
При появлении обратной вспышки, когда горящие газы пытаются проникнуть через PCV-клапан из-за повышенного давления, а не разрежения, ситуация происходит по-иному. Доступ полностью закрывается, чтобы исключить возгорание масла и горючего.
Для тех, кто не знает. Обратная вспышка – воспламенение топливной смеси в цилиндре, но, в результате не плотного закрытия впускного клапана, происходит прорыв горящей смеси в всасывающий коллектор.
Как правило, клапан рециркуляции располагается в моторном отсеке в непосредственной близости от двигателя, но точное местонахождение может несколько отличаться в зависимости от конкретной модели автомобиля, типа ДВС.
В некоторых случаях при самостоятельном демонтаже клапана ЕГР автовладельца могут поджидать некоторые сложности, так на автомобиле Тойота Королла E150 с дизелем 1.4 1ND-TV трудно добраться до одного из двух болтов крепления этого узла, а если для удобства разборки захочется снять охладитель рециркуляции, желательно частично слить охлаждающую жидкость.
На авто Opel Astra H с бензиновым мотором 1.6 Twinport искомое устройство находится сзади головки блока, и оно не подключено к системе охлаждения, но здесь для доступа к его креплениям нужно снимать аккумуляторную батарею вместе с площадкой под ней, отодвигать в сторону расширительный бачок.
EGR-клапан на Форд Фокус 2 1.8L также установлен с торца ГБЦ, он спрятан под проводами. Чтобы до него добраться, приходится демонтировать корпус воздушного фильтра с патрубком, и так как СРОГ в данном варианте имеет охлаждение, желательно сливать антифриз.
На седане Ниссан Альмера Классик QG16DE обнаружить нужное устройство вообще не составляет проблем, оно размещается на клапанной крышке движка рядом с маслозаливной горловиной.
На Шевроле Лачетти с 16-клапанным силовым агрегатом приспособление для снижения уровня окиси азота установлено сзади головки блока и легко демонтируется, но, чтобы его отсоединить, прежде необходимо снять верхнюю декоративную крышку двигателя.
На автомобиле Рено Меган-2 дизель 1,5DCI искомое ЕГР-устройство расположено в более труднодоступном месте, оно находится в моторном отсеке ближе к водителю и переднему пассажиру, под панелью стеклоочистителя почти по центру.
Чтобы его демонтировать, требуется снять воздушные патрубки, открутить три болта крепления самого клапана, отсоединить два шланга охлаждения СРОГ (предварительно слив тосол).
После открытия устройства и стравливания лишних газов PCV-клапан закрывается, и система приходит в первоначальное состояние. В переходном режиме (в момент нажатия газа) клапан всегда закрыт, что гарантирует лучшую динамику авто.
Мембрана клапана: назначение, где находится
В современных моторах, как правило, применяется мембранный клапан PCV. Конструктивно девайс состоит из корпуса и двух штуцеров. Один применяется для подачи, а второй — для отвода лишних накоплений. Также предусмотрена диафрагма (мембрана), крышка и возвратная пружина.
Пока мотор не запущен, под действием пружины клапан закрыт, благодаря мембране. При появлении разрежения диафрагма постепенно преодолевает сопротивление пружины, из-за чего часть газов направляется в коллектор.
При нажатии на газ мембрана полностью открывает доступ и лишние пары переходят во впускной коллектор.
Иными словами, мембрана находится в PCV-клапане и является одним из главных ее элементов. Благодаря ее действию, происходит перекрытие, а также полное или частичное открытие выхода.
В случае повреждения диафрагмы в цилиндрах появляются лишние газы, из-за чего ЭБУ дает приказ на повышение объема подаваемого горючего.
При работе на ХХ обеднение смеси ощущается сильно, что приводит к перебоям в работе мотора.
Маслоотделитель: назначение, принцип работы
Маслоотделитель — устройство, предназначенное для отсечения масляных паров при их выходе с картера. Это необходимо для защиты впускного коллектора от засорения смазкой двигателя.
Кроме того, попадание масла в цилиндры во время работы может иметь негативные последствия для мотора: нарушается качество горючей смеси, ухудшается динамиками, снижается ресурс мотора и т. д.
Маслоотделители бывает двух типов:
- Тангенциальный (центробежный). Имеет цилиндрическую или конусную форму. На входе и выходе имеются выводы, на которые надеваются патрубки. Сверху подходит трубка от картера, а снизу пары, очищенные от масла, направляются к клапану PCV. После попадания внутрь устройства газы закручиваются по спирали. Благодаря созданию центробежной силы, частички масла оседают на стенках и возвращаются в картер двигателя внутреннего сгорания.
- Лабиринтовый. Такой вид маслоотделителя часто называется успокоителем. Его особенность состоит в замедлении движения газов, из-за чего частички масла под своей тяжестью остаются на стенках.
Отметим, что в современных моторах применяются маслоотделители комбинированного типа. Сначала ставится устройство, работающее на центробежном принципе. С его помощью происходит первичная очистка и увеличение скорости газов.
Далее пары поступают в лабиринтовый маслоотделитель (успокоитель), где завершается процесс очистки, а газы спокойно направляются к выходу.
Как работает система
Выше мы уже затрагивали принцип работы вентиляции, поэтому опишем процесс максимально кратко.
Алгоритм такой:
- Во время работы ДВС газы проходят между деталями ЦПГ.
- Внутри формируется разряжение, из-за чего открывается PCV-клапан.
- Пары ОГ, смешанные с масляными элементами, проходят через маслоотделитель.
- Очищенный поток проходит через мембрану и снова попадает в камеру сгорания, где догорает окончательно.
Благодаря такому циклу, исключается негативное действие газа на двигатель, его накопление внутри картера и дальнейшие негативные последствия.
Схема работы показана ниже.
Преимущества и недостатки
СРОГ в первую очередь предназначена понижать уровень NOx, а для борьбы с вредными выбросами СО2 автомобиль оснащается каталитическими нейтрализаторами (катализаторами) и сажевыми фильтрами.
Казалось бы, оксиды азота не так сильно загрязняют окружающую атмосферу, как углекислый газ, но применение всех этих мер в совокупности для улучшения экологии дает наиболее ощутимый эффект.
К тому же современная система рециркуляции ОГ имеет и другие преимущества:
- при ее использовании за счет понижения во впускном тракте уровня кислорода (он частично вытесняется ОГ) меньше становится температура сгорания топливной смеси, а значит, и уменьшается риск возникновения детонации;
- при пуске холодного движка ТС дополнительно подогревается отработанными газами, меньше тратится времени на прогрев (особенно актуально для дизелей);
- за счет снижения перепада давления на впуске/выпуске лучше экономится топливо;
- на дизельных моторах снижается давление при сгорании смеси в цилиндрах, и ДВС на ХХ работает более мягко, износ деталей мотора несколько замедляется.
Если говорить простыми словами то система способствует:
- снижению процента вредных выбросов;
- уменьшению угара двигательного масла;
- поддержанию стабильных оборотов мотора во время прогрева;
- повышению ресурса силового узла;
- предотвращению многих неисправностей;
- снижению риска появления течи через сальники и уплотнители;
- улучшению детонационной стойкости;
- снижению окислительных процессов внутри мотора;
- защите картера от попадания внутрь пыли и другого мусора.
Но у системы и клапана EGR в частности, также есть и свои минусы, так как ресурс безотказной работы системы рециркуляции ограничен, и через какое-то определенное количество пройденных километров требуется ее обслуживание и ремонт.
Главные недостатки этого узла:
- впускной тракт и клапан со временем забиваются сажей, периодически требуется чистка деталей;
- запчасти в основном стоят недешево, а у некоторых авто и вовсе шокируют ценами;
- система придирчива к качеству топлива.
- появление нагара на дроссельной заслонке, что приводит к частой ее чистке https://autokrepost.ru/remont/1374-kak-pochistit-drosselnuyu-zaslonku.html.
- при неисправности мотора объем газов настолько большой, что единственный выход — ремонт.
Когда клапан ЕГР покрывается сажей, он перестает функционировать нормально. Чтобы исправить положение, некоторые собственники машин пытаются произвести ремонт самостоятельно, но это не всегда получается, так как современные автомобили являются технически сложными устройствами, особенно модели последних годов выпуска.
Несмотря на ряд недостатков, система вентиляции картера — лучшее решение для защиты двигателя и его элементов. Задача автовладельца в том, чтобы правильно и вовремя ее обслуживать.
Основные неисправности и их признаки
Со временем детали СРОГ внутри засоряются сажевыми отложениями, а если поршневая группа двигателя не совсем исправна, во впускном тракте образуются закоксованные сгустки черного цвета.
Весь этот кокс сужает каналы, затрудняет прохождение топливной смеси, шток клапана ЕГР начинает подклинивать, может и совсем зависнуть в открытом или закрытом положении.
Больше всего подвержены риску следующие элементы — маслоотделитель, клапан PCV и его мембрана.
Мастера СТО условно разбивают проблемы с вентиляцией на две категории:
- Неисправность.
- Загрязнение.
Бывают ситуации с естественным износом узлов ЦПГ. В результате в картер попадает большой объем газов, и вентиляционная система не справляется с нагрузкой.
Концентрация масла, копоти и других загрязнителей приводит к забиванию трубок и шлангов, что способствует повреждению диафрагмы.
При этом неисправность можно обнаружить по следующим признакам:
- Сложности с выкручиванием крышки горловины, через которую заливается масло. Она буквально притягивается к корпусу. Если снять ее на работающем моторе, слышны явные перебои.
- Колебание оборотов мотора на холостому ходу.
- Появление свиста в области клапанной крышки.
- Незначительное повышение расхода масла. В среднем оно составляет 200-500 мл на 1000 км.
- Масляные следы около сальников и стыка клапанной крышки мотора.
- Появление пленки смазки в воздухофильтре.
- Возникновение «ржавых» следов на свечах, а в камере сгорания — нагара.
- Трудности с холодным пуском. Такое возможно при низкой температуре и медленном движении в пробках. Как результат, происходит постепенное оседание масляных паров во впускном коллекторе. Из-за этого загрязняются свечи и камера сгорания.
- Загорается символ check engine на комбинации приборов.
- Задымление мотора.
- Возникает детонация.
- Ухудшение динамики.
- Появляется черный дым из выхлопной трубы https://autokrepost.ru/remont/927-chernyy-dym-iz-vyhlopnoy-truby.html.
- Выдавливание сальников коленвала или щупа для проверки уровня масла.
- Снижение эффективности вакуумного усилителя тормозов и т. д.
В большинстве случаев неисправность не приводит к зажиганию лампочки ошибки двигателя. Для ее выявления необходимо проводить комплексную проверку.
Сокращению срока службы системы рециркуляции способствует заправка некачественным топливом, использование низкосортного моторного масла, изношенная поршневая группа ДВС.
Если в западноевропейских странах ресурс EGR в среднем составляет 150 тыс. км, то в России – 70 тыс. км, а иногда не дотягивает и до 50 тысяч километров. Опытные водители рекомендуют проводить периодическую профилактику СРОГ хотя бы раз в один год, конечно, при условии, если автомобиль эксплуатируется постоянно, а не стоит в гараже.
Еще стоит отметить, что ЕГР засоряется быстрее при частых прогревах, поездках на короткие расстояния.
И еще: когда клапан клинит в закрытом положении, появляется детонация, нарушается угол опережения зажигания (впрыска на дизеле), но это не так критично.
Хуже, если шток EGR завис, оставив открытый или полуоткрытый канал рециркуляции, ведь тогда ОГ продолжают подаваться на впуск постоянно, в том числе и на большой нагрузке, что крайне отрицательно сказывается на работе ДВС.
Последствия
Если ничего не предпринимать, повреждение системы вентиляции может привести к негативным последствиям.
Как правило, они проявляются следующим образом:
- Обеднение топливной смести из-за неучтенного подсоса воздуха. Как следствие, ЭБУ дает команду на увеличение времени впрыска. В результате появляется плохая тяга на низких оборотах и их «плавание» при отпускании педали акселератора.
- Пропуск зажигания, который не удается устранить заменой свечей и катушки зажигания.
- Создание сильного разряжения под крышкой клапанов, что негативно сказывается на состоянии смазывающей системы и сальников.
К этому всему можно добавить признаки неисправности, о которых упоминалось выше — повышение «прожорливости» двигателя, появление течи масла и т. д.
Комплекс проблем может быть огромен, поэтому задача автовладельца своевременно принять меры.
Причины
Как правило, причина сбоев вентиляции картера — ухудшение проводимости или разгерметизация.
Имеют место и другие ситуации:
- Вышел из строя или забит вентиляционный клапан.
- Загрязнены вытяжные отверстия в дроссельном узле или карбюраторном штуцере.
- Износ ЦПГ.
- Повреждение или загрязнение шлангов.
- Нарушение целостности мембраны.
Выше приведены основные причины, по которым вентиляционная система картера не выдерживает нагрузки. О последствиях такой ситуации мы уже упоминали выше.
Как проверить клапан вентиляции картерных газов, коды ошибок
Выявить своими силами признаки неисправного клапана ЕГР без профессионального диагностического оборудования водителю бывает порой непросто, но при определенных обстоятельствах сделать это можно и без привлечения специалистов.
Существует несколько способов, как проверить клапан вентиляции картерных газов. Это можно сделать на заведенном или заглушенном моторе, со снятием или без.
Визуальный контроль
Самый простой способ — осмотреть устройство. Появление потеков масла и запотевание в местах крепления сальников свидетельствует о необходимости проверки системы вентиляции.
На запущенном моторе
Второй способ позволяет проверить исправность на заведенном двигателе.
Сделайте следующие шаги:
- Откройте крышку маслозаливной горловины.
- Заведите мотор и приложите к разъему ладонь.
При повышении давления появляются проблемы в работе системы. Так, в случае клина PCV-клапана можно увидеть сизый дым из отверстия, также появляется шипение или притягивание ладони к проему.
Аналогичный эффект проявляется при изъятии из отверстия щупа для проверки уровня масла.
Сделайте еще одну проверку:
- заведите мотор;
- погазуйте и посмотрите на поведение PCV-клапана;
- при увеличении оборотов он должен возвращаться в первоначальное положение;
- если мотор работает на холостом ходу, шток может войти внутрь;
- закройте на ХХ отверстие и посмотрите на поведение штока (должно появиться характерное клацанье).
Проверка на снятом клапане
Еще один вариант — демонтировать узел и попробовать продуть его в обоих направлениях. Если изделие исправно, воздух должен проходить только в одну сторону, а во вторую нет. Допускается только незначительное просачивание.
Выделяется и ряд других способов контроля, относящихся непосредственно к PCV-клапану.
Сделайте следующее:
- потрясите устройство — внутри должно слышаться болтание элементов;
- всосите воздух со стороны штуцера, чтобы закрыть клапан (получается не всегда).
Проверка на крышке
Распространенный способ контроля — с помощью крышки маслозаливной горловины. По результатам проверки можно делать выводы об исправности системы. Крышка откручена и просто лежит сверху.
Запустите мотор и наблюдайте за ее поведением:
- прыгает и слетает — нормальная работа системы;
- присасывается — проблемы с коллектором впуска;
- сильно подлетает — просели кольца.
В момент снятия крышка:
- слегка присасывается — норма;
- слабое присасывание и сизый дым — поломка;
- чрезмерное присасывание — нарушение герметичности клапана.
Если вылетают брызги из отверстия, это свидетельствует о необходимости капремонта.
С помощью шарика
Достаньте щуп проверки уровня масла, а на выход с помощью изоленты закрепите воздушный шар. Как вариант, наденьте его на заливное отверстие, но тогда есть опасность засасывания изделия внутрь.
Теперь заведите мотор и следите за шариком:
- немного надулся и остановился — норма;
- в течение пяти минут не увеличивается или сильно надувается — загрязнение системы.
Применение трубки
При работающем двигателе зажмите трубку, которая подходит к клапану. Если в момент нажатия появляется щелчок, устройство исправно.
С применением прибора
Еще один вариант — измерение давления с помощью манометра. Оптимальный показатель должен быть на уровне 60 мм. рт. ст. При выборе модели учитывается мощность мотора и диаметр отверстия.
В авто с вентиляционной системой необходимо отбросить трубку сапуна, а на канал внутри коллектора впуска поставить заглушку. Мотор должен работать с оптимальной нагрузкой и частотой вращения.
Другие способы:
- если приводной механизм клапана находится в пределах видимости, не снимая самого узла, нужно запустить двигатель, добавить дроссельной заслонкой оборотов и понаблюдать, перемещается ли шток с изменением нагрузки, и насколько он это делает плавно (рывков быть не должно);
- снять ЕГР, с помощью проводов и аккумулятора подать на него питание – под напряжением электромагнит должен сработать (раздастся щелчок), а шток на исправном клапане при этом переместится;
- если загорается индикатор «Чек Энджин» на щитке приборов, произвести самодиагностику электронной системы по загорающейся лампочке, а затем по двоичному коду в таблице (можно легко найти в интернете) определить ошибку;
- продиагностировать электронику, используя недорогой OBD-сканер, соединив его по беспроводной связи со смартфоном, а программу для многих моделей авто можно скачать на Play Market.
Но здесь нужно отметить, что подобные методы не гарантируют точность определения неисправности, и визуально сложно понять, насколько четко реагирует EGR на изменение оборотов мотора.
Если при подаче напряжения с аккумулятора клапан срабатывает, еще не факт, что он будет также четко функционировать, будучи включенным в состав электрической схемы автомобиля.
Закодированные ошибки, выявляемые при сканировании электронной системы управления двигателем, помогают диагносту понять, в каком направлении следует вести поиск сбоев в системе.
Если есть неполадки в СРОГ, диагностика обычно определяет следующие коды:
- P0400 – неисправность каналов ЕГР (отсутствие потоков ОГ);
- P0401 – ограниченный поток ОГ;
- P0402 – излишний поток ОГ;
- P0403 – неисправности в электрической схеме;
- P0404 – технические характеристики клапана EGR не соответствуют заданным параметрам;
- P1403 – ошибка в самом клапане ЕГР;
- P1405 — неисправность по сигналу обратной связи;
- Р1408 – поток ЕГР вышел за пределы проверки.
На автомобилях, выпускаемых до 2000 года, в основном устанавливались пневматические системы рециркуляции, и разобраться с ними было достаточно легко.
У современных авто с технически сложной ЭСУД определить причину загорания лампы Check Engine порой не могут даже некоторые специалисты, несмотря на наличие кодов ошибок, поэтому нередко автовладельцы предпочитают не обслуживать систему ЕГР, а отключать ее во избежание лишних хлопот.
Чистка вентиляции картерных газов
Чтобы почистить клапан ЕГР, в первую очередь нужно подготовить заранее инструмент для его снятия и отмывающие средства, обычно в этих целях используются очистители для карбюраторов и инжекторов во флаконах с дозатором.
Для начала визуально осмотрите элементы на факт появления течи масла или отложений. Даже при отсутствии явных загрязнений сделайте очистительные работы и проверьте работу вентиляции.
Если негативные факторы не исчезают, придется чистить шток заслонки.
Для выполнения работы подготовьте инструмент:
- Ядро. Применяется для изучения каналов на факт появления загрязнений на стенках.
- Щеточная машинка. Полезна для удаления загрязнений. В качестве альтернативы можно использовать ручной инструмент.
- Гибкая штанга. Необходима для очистки в труднодоступных участках.
- Канальный пробойник. Пригодится для удаления засоров. Если нет специального инструмент, подойдет кирпич.
- Инструмент (ключи, отвертка, пассатижи и т. д.)
Далее алгоритм действий такой (характерен для многих современных автомобилей):
- Обесточьте автомобиль отбросив клеммы АКБ для безопасности.
- Демонтируйте патрубок воздухозаборника.
- Снимите кожух заслонки дросселя.
- Отсоедините провода от форсунок и отведите их вместе с разъемами в сторону.
- Выкрутите болты, крепление щупа для изменения масла и крепежа, удерживающего впускной коллектор.
- Достаньте трубку щупа из мотора.
- Демонтируйте крышку рампы (поднимите ее).
- Отбросьте топливопровод от рампы.
- Послабьте крепежный хомут трубки на корпусе заслонки дросселя и отбросьте его.
- Послабьте хомут крепежа патрубка клапана ХХ, подсоединенный к корпусу воздухофильтра.
- Отбросьте разъем клапана холостого хода и демонтируйте трос заслонки дросселя.
- Уменьшите силу затяжки хомута трубки вентиляции картера и стяните шланг со штуцера крышки клапанов.
- Выкрутите и достаньте четыре крепежных болта коллектора впуска.
- Немного открутите пять крепежных болтов коллектора впуска.
- Демонтируйте коллектор в комплексе с рампой и форсунками.
- Ослабьте или отбросьте трубки вентиляции картера от маслоотделителя.
- Выкрутите пару болтовых соединений и отбросьте маслоотделителя от мотора.
- Демонтируете другие патрубки системы вентиляции.
После этого осмотрите все элементы, промойте их и уберите смазку. Обязательно проверьте состояние деталей на факт необходимости замены.
При выявлении закоксованности заслонки дросселя снимите ее и промойте. Перед установкой на место всех элементов поменяйте уплотнительные кольца маслоотделителя и нанесите смазку на уплотнения.
Другие особенности работ:
- для очистки загрязненных частей узла нельзя применять грубые абразивы и металлические предметы (наждачную бумагу, железные щетки, ножи, скребки и так далее);
- после нанесения средства на поверхность нужно выждать некоторое время, а затем уже смывать черноту, можно воспользоваться мягкой кисточкой, например, старой зубной щеткой;
- чистку желательно проводить в несколько этапов, каждый раз удаляя уже отъевшуюся грязь;
- необходимо избегать попадания очистителя на электрические части и контакты устройства;
- если болт крепления клапана прикипел, не следует сразу применять избыточное усилие для его откручивания, лучше сначала побрызгать WD-40 или другим подобным средством, чтобы соединение «отмокло».
Когда нарост грязи на клапане слишком большой, логично предположить, что кокс в таком же количестве отложился и во впускном коллекторе. В этом случае необходимо произвести очистку всего впускного тракта, только так можно гарантировать, что система рециркуляции сможет работать в нормальном рабочем режиме.
Теперь приступайте к сбору в обратной последовательности.
Общий алгоритм:
- Поставьте на место маслоотделитель и закрутите болты до 2.0 кгс*м.
- Наденьте трубки на штуцеры маслоотделителя, замените хомуты и затяните их.
- Поменяйте прокладку коллектора впуска (если нужно). Для этого выкрутите пять болтов, сделайте замену и верните их на место.
- Пропустите вентиляционный шланг между 2-м и 3-м коллекторным каналом.
- Установите коллектор впуска на крепежные болты и затяните их с усилием 2.0 кгс*м.
- Верните на место топливную систему. Протяните первую ступень с усилием 1.0 кгс*м, а вторую докрутите на 75 градусов.
- Закрепите крепежный болт нижнего кронштейна.
- Поставьте на место трубку масломерного щупа.
- Протяните все патрубки и наденьте трубку на заслонку дросселя.
- Затяните хомуты и убедитесь в надежности крепежа.
- Вставьте на место все разъемы к форсункам.
- Убедитесь в правильности сборки.
Помните, что инструкция по снятию, очистке и замене может отличаться в зависимости от модели авто.
Срок очистки зависит от мотора. В среднем это рекомендуется делать раз в полгода, а при частой эксплуатации раз в четыре месяца. Контроль состояния каждые 10 000 км пробега или во время регулировки клапанов.
Можно действовать и при симптомах загрязнения (о них мы говорили выше).
Замена клапана вентиляции картерных газов
Если чистка ЕГР не дает результаты, и есть уверенность, что пришел в негодность сам клапан, необходимо произвести его замену.
Прокладка, которая находится под ним, считается одноразовым элементом, и ее также следует поменять.
Выделяется несколько симптомом, свидетельствующих о необходимости замены клапана вентиляции.
Основные:
- появление свиста в подкапотном пространстве;
- плавание ХХ;
- повышение объема масла в интеркулере;
- уменьшение давления наддува;
- появление следов масла на свечных «колодцах» и районе горловины для залива масла;
- темно-серый дым на ХХ из выхлопной трубы.
Подробно вопрос тестирования и признаков неисправности мы описывали выше, поэтому сразу перейдем к принципам замены.
Порядок операций здесь может несколько отличаться в зависимости от модели автомобиля, но сам принцип общий.
Как правило, снятие и установка EGR-клапана не является сложным ремонтом, при наличии необходимого инструмента легко выполняется, не отнимает много времени.
Особенно просто произвести подобную работу на авто до 2005-2007 года выпуска, и которые оснащены СРОГ пневматического типа.
Рассмотрим, как поменять подобный клапан на примере Опель Астра H с дизелем 1.7 CDTI:
- открываем капот и находим искомое устройство, оно располагается между аккумулятором и торцом головки блока;
- берем торцевой ключ на 12, с помощью его откручиваем два болта крепления воздушной трубы, немного отодвигаем патрубок;
- сзади ЕГР имеется разъем с электропитанием, эту фишку нужно сдернуть;
- отворачиваем четыре болта, которые держат сам узел;
- демонтируем клапан и прокладку под ним, протираем посадочное место, устанавливаем новые детали, производим последующую сборку в обратном порядке.
Еще для примера приведем процесс замены на BMW X5:
- Снимите полностью воздушный фильтр.
- Отщелкните расходомер воздуха.
- Демонтируйте заслонку DIC, чтобы она не мешала.
- Открутите и достаньте воздуховод.
- Выкрутите и достаньте вторую секцию воздуховода.
- Отбросьте трубку тормозного вакуума.
- Выкрутите заслонку дросселя (фиксируется на четырех болтах). Также отбросьте разъемы с датчиков, чтобы они не мешали.
- Отбросьте сапун и выкрутите пару саморезов, удерживающих клапан.
- Снимите сапун (потяните трубку вверх).
- Демонтируйте коллектор, чтобы снять выходную трубку (по-иному подлезть не получится).
- Достаньте клапан.
- Установите новое устройство и соберите все на место.
Перед выполнением работы учтите следующие моменты:
- пространство вокруг клапана-PCV необходимо почистить, подав воздух под давлением;
- выкручивайте клапан против часовой стрелки;
- демонтированный элемент проверьте, почистите и продуйте;
- периодичность замены должна быть минимум через 100 000 км.
Перед выполнением замены подготовьте запчасти. В частности, рекомендуется поменять прокладку коллектора впуска и дроссельной заслонки. Также потребуется новый клапан ВКГ. При правильном подходе вся работа занимает не больше двух часов.
Если СРОГ дополняется жидкостным охладителем, желательно частично слить антифриз (весь необязательно), хотя в любом случае потери жидкости будут не слишком большие.
Еще нужно учитывать, что не каждая прокладка под клапаном имеет симметричную конфигурацию, и здесь важно правильно установить ее на место, не перепутать сторону.
Замена мембраны клапана: признаки выхода из строя, инструкция
Неисправность мембраны в клапане PCV может проявляться многими признаками.
Выделим основные:
- колебания ХХ при работе на холодную (первые 7-10 секунд);
- появление небольших вибраций до момента прогрева;
- свист клапанной крышки;
- уменьшение мощности на низах.
Общий алгоритм действий имеет следующий вид:
- Демонтируйте клапанную крышку.
- Снимите вентиляционный клапан картерных газов (стоит внутри крышки).
- Достаньте мембрану и установите новую. Предварительно обработайте посадочное место с помощью герметика.
- Верните снятые ранее запчасти в обратной последовательности.
- Дайте системы постоять несколько часов перед пуском мотора.
После замены должна пропасть неровная работа ДВС, а тест с крышкой на маслозаливном отверстии показывает правильную работу устройства.
Отключение системы рециркуляции и клапана EGR
Глушение клапана ЕГР – актуальная тема среди автомобилистов, так как при зарастании впускного тракта сажей и коксом СРОГ перестает нормально функционировать, в результате возникают различные проблемы с двигателем.
Также ремонт и обслуживание системы рециркуляции отработавших газов (СРОГ), в состав которой входит клапан ЕГР, занимает немало времени, обходится порой довольно дорого, поэтому всегда остается актуальным вопрос: можно ли исключить эту функцию.
И многие автовладельцы отключают эту систему, глуша обводной канал, подающий ОГ на впуск, но эта мера далеко не всегда помогает справиться с поставленной задачей.
Дело в том, что на современных авто последних годов выпуска рециркуляция отработанных газов не просто управляется ЭБУ, но и тонко настроена электроникой по многим параметрам, завязана в единое целое с катализатором или сажевым фильтром.
Поэтому здесь только при установке механической заглушки сбивается угол зажигания (впрыска), повышается топливный расход, усиливается детонация, перегревается мотор и так далее.
В таких случаях необходимо провести перепрошивку программы блока управления, сделать так, чтобы ЭСУД вовсе не могла обнаружить EGR, и тогда ошибки с кодами типа P0400 появляться не будут, исчезнут и проблемы с движком.
Если СРОГ исправна, глушить ее нет никакого смысла вне зависимости от типа системы рециркуляции.
Еще нередко автовладельцы списывают неполадки ДВС на ЕГР-клапан, ведь именно выдавленное во впуск из-за неисправной поршневой группы моторное масло вместе с сажей образует такие большие наросты.
Глушение EGR оттягивает «смерть» движка, убирая подачу отработки во впускной коллектор, но в полной мере проблему не решает.
Установка механической заглушки
Исключить из работы канал регуляции механическим путем достаточно просто, обычно под клапан ЕГР устанавливается прокладка без одного отверстия, нередко она и вовсе может глушить все каналы. Своими руками она чаще всего вырезается из паронита, этот материал хорошо держит температуру, достаточно эластичен.
Готовые заглушки, устанавливаемые вместо ЕГР-клапана, выпускают даже некоторые предприятия. Например, существует такая деталь как CE13005 для двигателей Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos и Lacetti, цена «девайса» – в среднем от 300 до 600 рублей.
Целесообразность отключения ЕГР
О пользе отключения EGR в сети оставлено много положительных комментариев, но верить им безоговорочно не стоит, и прежде, чем решиться на установку заглушки клапана рециркуляции, необходимо более глубоко изучить тему.
В каких случаях глушение СРОГ чаще всего оправдано:
- автомобиль уже далеко не новый, в эксплуатации 8-10 лет и более;
- ЭСУД не отличается особой сложностью, и при ее отключении не нужно долго «колдовать» с сажевыми фильтрами и катализаторами;
- нет возможности регулярно заниматься обслуживанием СРОГ;
- бюджет не рассчитан на покупку дорогостоящих запчастей.
Автомобили последних годов выпуска реже доставляют хлопот по части излишних сажевых отложений, но на дизельные авто больше нареканий, так как СРОГ довольно быстро забивается сажей из-за неважного качества солярки на российских заправках.
Прежде чем глушить ЕГР на «свежей» машине, желательно выяснить;
- существует ли официальная прошивка на такую же модель авто с идентичным движком в более простом варианте, рассчитанная на эксплуатацию транспортного средства без системы рециркуляции (обычно Евро-2);
- дает ли какие-нибудь гарантии мастер, который будет перепрошивать блок управления;
- хватит ли сил и средств, если что-то пойдет не так, и придется снова восстанавливать EGR в совокупности с сажевым фильтром (катализатором).
Если нет на 100% хорошей прошивки ЭБУ, уже проверенной на практике, заниматься экспериментами здесь явно не стоит. Устранять последствия «кривого» перепрограммирования возьмется далеко не каждый специалист, к тому же обойтись такая работа может очень недешево.
Наивно думать, что автопроизводители потратили много энергии, средств и времени и впустую на разработку сомнительной системы, которая не так уж и значительно сокращает количество вредных выбросов оксидов азота в окружающую атмосферу, и больше не несет никакой пользы.
Модели авто, выпускаемые в течение последних пяти лет, оснащены сложной электроникой, позволяющей максимально использовать все ресурсы двигателя, добиться наибольшей экономии топлива, быстрее прогревать мотор.
Нарушение баланса в ДВС таких автомобилей должно быть как-то оправдано, и если сажа летит во впускной коллектор в большом количестве, необходимо сначала разобраться, почему это происходит. Вполне вероятно, что причиной такой беды стал «умирающий» двигатель, поэтому сначала следует провести диагностику, а затем уже решаться на отключение EGR.
На старых моделях машин все гораздо проще, здесь установка заглушки клапана рециркуляции избавляет автовладельца от лишней головной боли, хозяин машины, как говорится, «идет по пути наименьшего сопротивления, с минимальными затратами».
Но если не лениться, можно найти время и на профилактическую чистку СРОГ, она поможет продлить срок службы ЕГР. А еще неплохо бы понять, что различные самостоятельные доработки систем двигателей могут отрицательно влиять на экологию окружающей атмосферы, хотя в России об этом мало кто задумывается.
Как лучше поступить – отключить СРОГ или отремонтировать узел, это уже собственник авто решает сам, так как у каждого метода есть свои плюсы и минусы.
Ну а пользу системы вентиляции картера двигателя трудно переоценить. Благодаря ее действию, из картера выводятся лишние отработанные газы, негативно влияющие на состав масла и снижающие ресурс двигателя.
Главная задача автовладельца — контролировать работу клапана PCV, периодически чистить систему и менять вышедшие из строя элементы. При наличии необходимого инструмента и опыта сделать эту работу можно в условиях гаража.
Нашли ошибку? Пишите в комментариях.