Для упрощения запуска двигателя в зимнее время в автомобилях были реализованы разные технические решения, но именно подогреватели тосола получили наибольшую популярность среди водителей.
Широкое применение такие устройства получили в армии. Практически на каждом армейском автомобиле установлены котлы подогреватели, назначение которых и принцип работы имеют много общего с нашими устройствами.
Преимущества
- Они не сложны в эксплуатации, надежны, хорошо прогревают тосол даже при очень низких температурах;
- Изюминка и преимущество таких устройств лежит в том, что они прогревают охлаждающею жидкость еще до основного пуска двигателя;
- Теплообмен между тосолом и деталями двигателя происходит постепенно и равномерно, и это не приводит во время пуска двигателя к сильному износу деталей его цилиндропоршневой группы даже при сильном морозе;
- Запуск двигателя при наличии подогревателя тосола практически гарантирован даже при очень низких температурах;
- После прогрева двигателя и его пуска уменьшаются нагрузки на стартер и другие агрегаты;
- Расход топлива при запуске прогретого двигателя становиться меньше;
- Наличие на современных подогревателей тосола дополнительных возможностей, которые позволяют даже заблаговременно прогреть салон автомобиля и ликвидировать обледенение передних стекол.
Типы устройств
Стоит заметить, что подогреватели тосола по своему типу делятся для использования на:
- Бензиновых двигателях;
- Дизельных двигателях.
Каждый из данных типов устройств может иметь различный принцип работы и разные технические характеристики.
По принципу работы данные устройства делятся на:
- Бензиновые (дизельные);
- Электрические.
Электрические аналоги в совою очередь работают от:
- Сети 12 или 24 В.
- От сети в 220 В.
Принцип работы
Бензиновых (дизельных) нагревателей тосола.
Работа таких подогревателей тосола не возможно без помпы, которая прокачивает подогретую жидкость по системе.
Подогревание тосола в таких устройствах осуществляется за счет сгорания топлива. В зависимости от того, на чем ездит автомобиль, это может быть, как бензины, так и дизтопливо.
Прогретый тосол с помощью помпы прокачивается по малому кругу системы охлаждения, в том числе и через радиаторы, основной и отопителя салона.
Из этого становится понятным за счет чего происходит предварительный обогрев салона автомобиля.
После того, как жидкость прогрелась, открывается клапан термостат и циркуляция начинает проходить по большому кругу, в это время подогреваетель двигателя отключается.
Электрических подогревателей тосола.
В основе работы электрического подогревателя тосола лежит нагревающейся ТЭН, нагрев которого происходит либо от АКБ, либо от сети в 220В. Он то и нагревает тосол.
Далее более подробно остановимся на электрических подогревателях, так как они сейчас пользуются большой популярностью среди автовладельцев.
Устройство электрического подогревателя тосола
Как уже отмечалось выше, электрические подогреватели тосола могут работать от АКБ и от сети в 220В. Соответственно их устройство может быть разным, но основная концепция их конструкции одинаковая.
- Корпус;
- Трубчатые электронагреватели;
- Разъемы подключения к сети 12, 24 или 220В.
В устройствах, работающих от сети в 220В, может быть вмонтированы системы подзарядки АКБ, отопления салона и другие навороты.
Нагреваясь, тосол начинает циркулировать по большому кругу системы охлаждения до тех пор, пока не нагреется до нужной температуры, после чего подогреватель отключается.
220-вольтовых устройства
Преимущества:
- Доступная цена;
- Не сложная установка и подключение к бортовой сети автомобиля;
- Не разряжает АКБ;
- Наличие дополнительных возможностей, как подзарядка АКБ, продувательное отопление салона и другие возможности.
Недостатки:
- Обязательное наличие в гараже розетки на 220В;
- Мало подходит для любителей путешествовать, водителей занимающиеся грузоперевозками на большие расстояния.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: Данные устройства имеют различную мощность от 0,5 до 2 и более кВт, в зависимости от объема двигателя автомобиля, на который оно будет установлено.
TPS 102GT10-013.
12 и 24В устройства
Преимущества таких подогревателей тосола:
- Большая мобильность и отсутствие привязки к местам с сетью в 220В;
- В некоторых моделей устройств предусмотрено наличие термосного принципа работы, когда охлаждающая жидкость может сохранять нужную температуру несколько дней;
- Большая функциональность.
Недостатки:
- Большая цена;
- Более сложное подключение к сети авто;
- Разряжает АКБ;
- Необходимость в установки на легковой автомобиль более мощной аккумуляторной батареи (45 А/ч заменить на 55А/ч или 55 А/ч на 65 А/ч.
Штатный нагреватель двигателя KIA.
На автомобилях Лада.
Время нагревания тосола
Как правило, время работа подогревателя тосола не превышает 20 минут, среднее время работы от 5 до 15 минут. Тут многое зависит от внешней температуры и типа установленного устройства.
Подогреватели, работающие на бензине за это время возьмут не более 0,5 литра топлива, а на электричестве не более 0,4 кВт.
Функциональность
Современные подогреватели тосола могут управляться с большого расстоянии с помощью GSM-управления через автоэлектронику автомобиля. Особенно это свойственно устройствам, работающим от сети 12 и 24В.
Также для этих целей можно использовать смартфоны и другие аналогичные девайсы. С помощью задания нужных параметров минитаймеру можно регулировать период работы подогревательного устройства.
Производители
Конкретно выделить какого-то либо производителя подогревателей тосола сложно. Но как было замечено, на зарубежных популярных марках, как легковых, так и большегрузных автомобилей устанавливаются устройства следующих систем:
- Eberspache;
- HOTSTART (США) – серии TPS, СВ, СL, SL, СТМ HOTflow;
- Webasto.
Стоит заметить, что данной статье рассмотрены модели подогревателей тосола от американской компании HOTSTART.
Установка
Устанавливается устройство в отсеке двигателя. В современных автомобилях для этого может быть уже подготовлено штатное место. В старых авто такое место придется искать самому.
В зависимости от приобретенной модели подогревателя тосола и марки автомобиля установка может быть произведена:
- В виде отдельного устройства;
- С монтированием в блок двигателя.
В виде отдельного устройства.
Устанавливается в самой нижней точке системы охлаждения. Прибор врезается на одном из участков шланга в кольцо малого круга.
С самой нижней точке и начинается прогрев всей жидкости, ну и конечно двигателя.
С монтированием в блок двигателя.
Из названия понятно, что прибор непосредственно монтируется в блок двигателя.
Преимущество: лучший КПД работы устройства.
Недостаток: сложность установки.
Подключение устройства
Каждая модель подогревателя тосола хотя и подключается по-разному, все же в этих подключениях есть много общего.
Чем сложнее устройства, тем сложнее их подключать. Особенно много нюансов при подключении девайсов, работающих от бортовой сети 12 или 24В.
Подключение TPS 102GT10-013 /220В.
Не забудьте, что в комплекте с устройствами идет подробная инструкция по установке, которой нужно обязательно воспользоваться.
Если чувствуете, что данные работы вам не под силу, обратитесь к специалисту или приобретайте более простой прибор, к примеру, работающий от сети в 220В.
Подключение CTM 102A3-E00 с помпой.
Перед установкой нужно обязательно слить старую ОЖ, промыть систему охлаждения и подготовить свежую охлаждающую жидкость.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Старайтесь устанавливать прибор в самой нижней точке системы охлаждения;
- Не допускайте перегибов шлангов;
- Надежно закрепляйте шланги на устройстве;
- После установке, обязательно проверьте надежность работы подогревателя тосола не выезжая из гаража.
Подключение тэна в блок.
Проверка работы устройства
Опять же все зависит от того, какой тип устройства установлен на автомобиль. В инструкции данный момент должен быть указан.
Но бывает, что, либо инструкция на иностранном языке, либо вопрос проверки работы подогревателя тосола упущен.
В любом случае, после установки прибора и заливки свежей ОЖ, необходимо завести двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах без включенного подогревателя минут 5 – 10.
Это нужно для того, чтобы исключить наличие в системе охлаждения воздушных пробок.
- Заглушите двигатель.
- Для электрических подогревателей включите прибор и потрогайте его корпус, он должен быть теплым.
- Для подогревателей, работающих на топливе, должен быть слышен характерный шум.
Так же на забудьте следить за показаниями температуры ОЖ на панели приборов.
Кстати, утеплить салон можно дополнительно установив автономный [link_webnavoz]автомобильный отопитель[/link_webnavoz].
Цена вопроса
Безусловно, подогреватель тосола удобная вещь. Наличие такого устройства очень сильно облегчает жизнь не только водителю, но и автомобилю. Ведь для многих водителей автомобиль, это живое существо, которое тоже должно пользоваться благами цивилизации.
Стоимость таких устройств, в зависимости от типа, может варьировать от 100 до 800 долларов.
Самые дешевые, это подогреватели, встраиваемые в блок двигателя, а самые дорогие, подогреватели тосола с помпой.
Установка же на сервисе будет стоить от 50 до 70% цены устройства, вот и считайте.
Но в любом случае наличие такого устройства себя оправдывает, не смотря на приличные затраты для его приобретения. Также зимой не помешают дворники с подогревом, статью с одноименным названием мы рекомендуем вам прочитать.