Министерство транспорта РФ выступило с инициативой ввести новый сбор за проезд по дорогам страны. Нововведение затронет владельцев экологичных машин.
В ведомстве пояснили, что водители экомобилей в настоящее время не платят за использование автодорог, хотя эксплуатируют их не меньше, чем остальные автовладельцы.
Также было озвучено предложение внедрить акциз на электроэнергию, водородное и газомоторное топливо.
Позиция Минтранса
Предложение последовало после проведения заседания президиума Госсовета, состоявшегося 19 октября. Одним из его итогов было поручение улучшить механизмы формирования дорожных фондов с целью обеспечения стабильного финансирования, необходимого для ремонта и содержания дорог.
Ведомство рассчитывает, что покилометровая оплата проезда для машин, работающих на экологичных видах топлива, увеличит количество взносов.
Сегодня водители такого транспорта избавлены от оплаты за пользование дорожной инфраструктурой, однако, по мнению чиновников, экомобили оказывают такое же негативное воздействие на дороги, как и обычные авто.
Кроме того, были озвучены рекомендации ввести акцизы на безуглеродное топливо и распространить принцип системы «Платон» на региональную транспортную сеть.
Однако прежде, чем окончательное решение будет принято, потребуется детальная проработка, касающаяся оплат.
Имеется два варианта реализации нововведения: альтернативой выплат за каждый километр может стать повышение тарифов на электроэнергию.
Ситуация сейчас
По сведениям представителей министерства, основным источником финансирования является транспортный сбор, а также акциз на моторные масла, бензин и дизельное топливо. При заправке на АЗС около 80% ценника идёт на пополнение бюджета.
Владельцы транспорта, не вредящего экологии, избавлены от этих выплат.
Для автолюбителей, перемещающихся на бензиновых и дизельных машинах, плата за проезд отсутствует, но в стоимость горючего включены налоги и сборы, часть из которых поступает в дорожные фонды.
Эти финансы тратятся не только на ремонт и обслуживание автодорог, но и на их развитие – постройку новых трасс и обеспечение инфраструктуры.
Однако полный переход на экологичные автомобили может оказаться критичным для бюджета, направленного на федеральные транспортные программы.
Правительство России с особым вниманием изучает данный вопрос, так как эти поступления составляют 1,5% ВВП.
Голоса против
По мнению чиновников, необходимо усиливать стимулирующие меры, которые заинтересуют население. Ведомство рассказало, что в планах на 2024 год стоит выпуск более 25 тыс. экомашин, а в дальнейшем их количество должно достичь 10% от всего вида автомобилей.
Предложение Минтранса может сорвать эти планы, так как содержание безуглеродных автомашин станет обходиться существенно дороже.
Минэк считает, что решение вопроса с финансированием важно, но недопустимо делать это за счёт автомобилистов, чья техника экологически безопасна, так как это противоречит политике по снижению выбросов парниковых газов и мешает устойчивому развитию отрасли.
Часть экспертов также не считают идею рациональной, так как сегмент EV нуждается в поддержке, а не притеснениях со стороны чиновников.
Имеющиеся стимулирующие меры, к которым относится бесплатная парковка, отсутствие платы за проезд по платным участкам федеральных трасс, а также снижение платежей по утилизационному сбору и прочие льготы.
Чтобы избежать падения спроса, единственный путь – это обеспечить дополнительные субсидии и государственную поддержку.
По мнению агентства маркетинговых исследований Vector Market Research, в краткосрочной перспективе налог не скажется на спросе, однако долгосрочные последствия отобразятся на внедрении экомобилей не самым лучшим способом.
Поскольку большая часть приобретаемых экологичных автомашин представлена дорогостоящими экземплярами, для их владельцев не станут препятствием дополнительные траты, однако под угрозу попадает развитие сегмента недорогих электрокаров.
Появление дополнительной финансовой нагрузки оттолкнёт покупателей, не готовых к увеличению расходов.
Насколько экономны электрокары
Перемещение на экологически чистых автомобилях выгоднее, поскольку нет акциз на топливо, а также налогов, которые платят автомобилисты, перемещающихся на дизеле или бензине.
При этом средняя стоимость моделей в России составляет 2,77 млн рублей, что больше, чем цена за аналогичную бензиновую машину.
Стабилизировать расценки по данным аналитиков удастся не ранее, чем через 6 лет.
Ещё одной статьёй расходов являются траты на обслуживание, а также ремонт электротранспорта. Его владельцы тратят на это вдвое больше средств, чем остальные автомобилисты.
Если же будет принята инициатива Минтранса, темпы роста окончательно замедлятся.
А что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.