О видах поломок автоматических коробок передач сегодня ходит множество мифов. И действительно, некоторые виды АКПП сложно назвать надежными.
Неумелое вождение, ошибки в переключении, тяжелый режим эксплуатации на фоне далеко не лучших дорог в России – все это негативным образом сказывается на состоянии «автомата» и сроков его жизни.
В данной статье мы кратко разберемся с особенностями конструкции АКПП, основными неполадками, их признаками и тонкостями устранения. В общем, обо всем подробнее.
Конструкция коробки-автомат
Мы не будем глубоко вникать в конструктивные особенности автоматической коробки передач — упомянем о них лишь вкратце.
Итак, всего есть пять основных элементов:
- Сама коробка передач с набором редукторов;
- Гидравлический трансформатор (играет роль обычного сцепления);
- Механизм переключения передач (фрикционные муфты, тормозная лента и прочие элементы);
- Распределительный блок (через него подается масло на гидротолкатели, которые «толкают» механизм выбора передач).
- Есть еще блок управления АКПП – это основной компьютер автомобиля. Его задача – привести в движение гидравлическую часть на базе показания датчиков автомобиля.
Неисправности АКПП
Теперь перейдем к основным неисправностям АКПП.
Ситуация до боли банальная и жизненная. Машина вдруг начинает барахлить, и на электронном табло загорается лампа неисправности АКПП.
В такой ситуации не нужно переживать или паниковать, ведь источником проблем могут стать проблемы с электроникой.
Естественно, в такой ситуации блоку управления ничего не остается, как включить аварийный режим АКПП.
При появлении такого сигнала работать с коробкой нельзя до полного ее ремонта. Единственная надежда – добраться как-то до автосервиса.
Какие же неисправности в АКПП могут произойти?
Их несколько.
Поломка блока управления АКПП.
Поломка блока управления АКПП — определяется постоянным горением лампочки аварийного режима. Выявить проблему поможет компьютерная диагностика.
Часто необходима пробная замена узла (данная услуга может обойтись в сумму около тысячи рублей).
При выходе блока управления из строя идеальным вариантом является замена, но это потребует затрат.
В зависимости от вида автомобиля цена может колебаться от 10 до 50 тысяч рублей. За установку также придется заплатить. Порой может выручить обычный ремонт, за который просят от 5 до 10 тысяч рублей. Но, к сожалению, ремонтные работы не всегда спасают.
Датчики.
Поломка одного из датчиков (ABS, распредвала, дроссельной заслонки, расхода воздуха).
В этом случае лампочка аварийного режима горит не постоянно, а только во время разгона и торможения транспортного средства.
Определить такую поломку элементарно – с помощью стандартной компьютерной диагностики через ноутбук. Стоимость работы – около 3 тысяч рублей.
Устранить неисправность путем ремонта не всегда получается – чаще спасает замена датчика. Единственная проблема – дороговизна деталей, ведь всего один датчик может обойтись в сумму от 5 тысяч рублей.
Но если деньги нашлись, то сами ремонтные работы не вызывают проблем – они занимают не более двух часов. Стоимость замены во многом зависит от сервиса, но чаще всего необходимо выложить сумму от тысячи до полутора тысяч рублей.
Неисправность контактов или проводки.
Неисправность контактов или проводки. Здесь причиной может быть, что угодно – обрывы проводов, окисления контактов, замыкания и так далее.
В случае такой неисправности лампа аварийного режима загорается хаотично – без какой-либо логики. Иногда она может гореть постоянно или длительное время не загораться вовсе.
Диагностировать неисправность можно одним способом – путем механического поиска плохого контакта или обрыва. Для этого достаточно осмотреть, а при необходимости – «прозвонить» проводку.
Работа трудоемкая, неприятная и дорогостоящая. В автосервисах за такое могут попросить от 10 000 рублей и больше, ведь иногда приходится доставать всю проводку.
Те, кто хотя бы раз занимался этим вопросом, знают, сколько всего необходимо снять в автомобиле.
Главное в этом деле – быстро найти место повреждения и устранить неисправность. Порой все заканчивается заменой контакта или куска провода, что обходится максимум в одну-две тысячи рублей.
Если же необходимо производить полную замену проводки, то затраты могут оказаться более существенными – от 30 000 рублей и выше.
Датчик вращения валов «автомата».
Поломка датчика вращения валов «автомата» (входного или выходного). Определить неисправность просто. Лампочка «аварийки» загорается при переводе ручки АКПП в положение D.
Иногда сигнал может появиться при первом переводе ручки в любое положение. Такая неисправность с легкостью выявляется обычной компьютерной диагностикой.
Ремонту датчик не поддается. Лучший вариант – замена, которая занимает считанные часы. Стоимость работы выльется в сумму от 5 тысяч рублей и выше.
Поломка соленоида «автомата».
Поломка соленоида «автомата» или электронных регуляторов давлении. В этом случае лампа неисправности АКПП может не загореться или загораться не во всех режимах (при некоторых переключениях).
Зато по механической части все становится ясно. Передачи могут не включаться, появляются сильные пробуксовки или удары.
Ответы на многие вопросы дает диагностика. Если необходима большая точность, то можно провести замеры ряда основных параметров, к примеру, индуктивности или сопротивления цепи. Подобная работа обходится в сумму от 5 тысяч рублей.
Чаще всего выручает замена неисправного соленоида или регулятора давления. Если приходится менять весь узел, то затраты довольно серьезные – от 20 до 30 тысяч рублей. Ремонтировать блок зачастую нецелесообразно, ведь это может оказаться дороже, чем купить новый.
Поломка датчика температуры масла.
Поломка датчика температуры масла. Коробка-«автомат» при такой неисправности может уходить в аварийный режим либо после прогрева масла, либо сразу же после завода авто.
Выявляется проблема на компьютерной диагностике. Выход из положения – только замена. Один датчик обходится в сумму до 5 тысяч рублей.
Помните, что нужно периодически проводить полную замену масла в АКПП.
Датчик положения селектора АКПП.
Датчик положения селектора АКПП. На приборной панели начинают загораться значки передач, которые не соответствуют реальному положению ручки.
Бывает, что индикация отсутствует вовсе. При этом коробка работает правильно. Определяется поломка в процессе диагностики (но не всегда).
Другой способ выявления неисправности мы уже описали – путем поочередного переключения ручки и наблюдения за лампами.
Если менять один датчик, то придется потратить около 4-5 тысяч рублей. Бывает, что датчик имеет разборной «формат». В этом случае его можно отремонтировать.
При этом главное оценить, нет ли окисления на контактах (чаще всего это происходит из-за попадания жидкости).
Выводы
Таким образом, неисправность АКПП – это не так страшно, как может показаться. Главное – не паниковать и не доверять на слово мастерам, которые заставляют сразу же менять весь узел сразу.
Лучше проконсультироваться с еще одним специалистом, дабы избежать лишних затрат.