Автовладельцы редко смотрят на особенности охлаждающих жидкостей (ОЖ) и бездумно мешают их между собой. Так делать нельзя, ведь при нарушении правил, оговоренных производителем, параметры хладагента могут ухудшиться, и он не защитит силовой агрегат от перегрева.
Поговорим о факторах, влияющих на появление коррозии и других неисправностях. Обсудим особенности ОЖ, сделанных в Европе, и правила совместимости антифризов присутствующих на нашем рынке.
Какой антифриз заливают в современные автомобили?
Условно в современные автомобили заливают антифриз двух видов: с этиленгликолем или пропиленгликолем. Рассмотрим их отличия.
Антифриз на базе этиленгликоля делятся на четыре типа, отличающихся, по составу, сроку службу и спецификации.
Традиционный (G11)
Классическая версия ОЖ с ингибиторами неорганического типа. В спецификации VW антифриз известен под маркой G11, а в мировой практике — IAT.
Подходит для авто со старыми видами моторов, сделанных с применением медных или латунных элементов.
- цвет – зеленый, синий;
- низкая цена;
- ресурс — два-три года (иногда больше);
- присадки — бораты, нитриты, соли фосфорных / кремниевых кислот;
- зависимость свойств от оттенка — незначительная.
Пример: Лукойл G11 Green.
Гибриды
Смешанный тип антифриза, где нашлось место для неорганических солей (силикатов, фосфатов или нитритов) и карбоновых кислот. Название — Hybrid или HOAT. Таким ОЖ отдают предпочтение многие производители, к примеру, БМВ и Крайслер.
- спецификация N600 69.0 (по многим характеристикам схожа с G11);
- спецификация Opel-GM 6277M применяется для автомобилей Опель, для BMW — GS 94000;
- оттенки — различные (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый и другие).
Пример: Sintec Ultra G11.
Карбоксилатный (G12, G12+)
Особенность состоит в наличии ингибиторов органического типа. В спецификации VW (фольксваген) обозначается как TL с серией 774-D (G12, G12+) или 774-F / G12+ в зависимости от типа красителя (красный или сиреневый с фиолетовым соответственно).
Такие ОЖ выпускаются и применяются разработчиком с 2003-го. В международной практике имеют обозначение OAT.
- ресурс — до трех-пяти лет;
- применение только на новых авто, конструктивная особенность которых предусматривает использование только такого антифриза;
- при переходе на старую версию G11 обязательна промывка системы ОЖ дистиллированной водой, а после концентратом новой ОЖ с заменой уплотнительных элементов и трубок;
- цвет G12 – красный (традиционный), но может встречаться синий, фиолетовый, розовый, зеленый (зависит от производителя).
- цвет G12 + – розовый (традиционный).
Пример: LIQUI MOLY Langzeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus (карбоксилатный)(красный/розовый).
Лобридный G12++
Антифриз маркируется как Lobrid или SOAT. Последняя разработка в сфере охлаждающих жидкостей. При изготовлении добавляются ингибиторы органического типа, защищающие от появления коррозии.
Для достижения лучшего эффекта в состав включаются элементы кремния.
- лучшие эксплуатационные качества;
- высокая цена;
- срок службы до 10 лет;
- соответствие спецификации VW — TL 774-G / G12++;
- оттенки — сиреневый, красный, фиолетовый.
Пример: Sintec Unlimited G12++.
Пропиленгликолевый (G13)
ОЖ на базе пропиленгликоля получили большую популярность, благодаря увеличенному сроку службы, безопасности для природы и людей.
Выпускается с 2012 года. Часто применяется в СО форсированных моторах спортивных автомобилей.
- Защита от загустевания при морозе ниже 0.
- Отсутствие риска коррозии внутри механизма.
- Высокая стабильность и возможность непрерывной работы мотора.
- Цвет – желтый, оранжевый.
Пример: Volkswagen G13.
Проведенные в США исследования показали, что при высокой температуре / давлении эффективность ОЖ выше на 10-15 процентов в сравнении с этиленгликолевыми антифризами.
Тосол
В отдельную категорию стоит включить Тосол. Как появилась эта ОЖ в тему нашей статьи не входит, но стоит сказать, что разработана она в СССР как альтернатива зарубежным антифризам. В состав жидкости входят присадки и этиленгликоль.
Первоначально создавался только для машин ВАЗ. Сегодня такой продукт не выпускается и под «тосолом» часто называют антифриз.
Чтобы понять, какой антифриз залит в ваш автомобиль дадим небольшую справку:
- как правило систему охлаждения отечественных авто (ВАЗ) залиты карбоксилатные ОЖ G11;
- в европейских марках, к примеру, BMW, Opel, Volvo, Skoda иMercedes, как правило применяют гибридные жидкости;
- в китайские машины залиты карбоксилатные ОЖ. К стати для авто из Поднебесной (Haval, Geely, Chery, Changan, GAC) специально разработан антифриз FELIX® DRAGON;
- корейские и японские производители заливают охлаждающие жидкости, выпускаемые под своими же брендами, к примеру, Nissan L248 Premix, TOYOTA Long Life Coolant Concentrated, HONDA 08CLA-G01-6S Как правило, это лобридные и карбоксилатные ОЖ.
Но многое зависит от года выпуска машины, поэтому более подробную информацию лучше получить на специализированных сервисах.
А если был приобретен поддержанный автомобиль, то безопасней будет слить старую ОЖ, промыть систему дистиллированной водой и залить новый антифриз.
О европейских производителях
Много вопросов касается Европы и качества ОЖ из ЕС. Сегодня 90% рынка занимает предприятие BASF, которая долгое время выпускает концентра классов G11 и G12. Продукция носит название Glysantin.
Это свидетельствует о том, что база европейских антифризов почти всегда идентична и их смешивание к критическим последствиям не приведет.
О чем говорит цвет антифриза
Раньше антифризы были бесцветные и это вызывало ряд проблем для определения к какому классу жидкость, залитая в систему охлаждения, относится и какой она марки.
В России чаще всего встречаются антифризы зеленного, синего, красного и жёлтого цветов.
зеленый, синий |
|
красный (традиционный), но может встречаться синий, фиолетовый, розовый, зеленый |
|
розовый (традиционный) |
|
сиреневый, красный, фиолетовый |
|
желтый, оранжевый |
Как видно из таблицы цвета могут пересекаться с классами антифризов, к примеру, зеленным и синим может быть G11 и G12.
Здесь важно знать производителя охлаждающий жидкости так как разные компании применяют разные красители для отличия по классам.
Напомним, они бывают: традиционными (Traditional), гибридными (Hybrid), карбоксилатными (ОАТ), лобридными (Lobrid), при этом цвета могут совпадать.
Но в некоторых исключениях, цвет антифриза может указывать и на другие его характеристики.
Разберем пример на Тосоле, так как он чаще всего применяется на отечественных автомобилях.
Выпускается такая охлаждающая жидкость синего и красного цветов.
- в первом случае ОЖ не замерзает при температуре минус 400С и может использоваться в большинстве регионов России.
- во втором (красный ТОСОЛ) выдерживает температуру до -650С и может использоваться на крайнем севере. Многие его так и называют «Арктический». Достигается это путем добавления специальных присадок.
Т.е. по цвету можно понять, в каком климате целесообразно использовать охлаждающую жидкость.
Совместимость антифризов G11, G12, G13
Как уже было отмечено выше технологии, применяемые производителями, и задействованные присадки в этих классах антифризов разные.
Поэтому запрещено мешать G11 с G12 или G12+.
Иные варианты разрешены при условии непродолжительного применения. Иными словами, замену антифриза необходимо выполнить как можно быстрее.
Почему действует такой запрет, ведь европейские хладагенты имеют идентичную основу?
Здесь все просто — нарушение правила ведет к тому, что система охлаждения будет плохо защищена от коррозии.
Имеются добавки в виде силикатов, исключающие появление ржавчины в системе охлаждения. Результат достигается за счет появления специального защитного слоя (пленки) внутри на элементах СО. Благодаря этой особенности, срок действия средства — 24 месяца. После слития ОЖ лить ее вторично уже нельзя. |
В этих антифризах нет силикатов, формирующих пленку. Но в них добавлены ингибиторы, которые по аналогичному принципу нельзя применять вторично.
|
Что будет если смешать антифриз разных цветов
В частых случаях неправильное смешивание антифриза по цвету приводит к:
- появление отложений на элементах силового агрегата. Разные компоненты ОЖ могут «конфликтовать», из-за чего антифриз густеет и хуже отводит тепло из системы. Со временем каналы забиваются, что приводит к перегреву мотора. Для защиты механизма требуется промыть систему и заменить патрубки.
- коррозии на внутренних элементах системы;
- повышению «прожорливости» авто на 3-5%;
- перегрев головки блока цилиндров;
- поломке помпы;
- уменьшению срока службы смазки двигателя в результате частого перегрева последнего;
- при перемешивании различных марок ОЖ высок риск вспенивания. Добавление дополнительных присадок для «погашения» пены не дает результата;
- присадки разных антифризов начинают нивелировать действие друг друга;
- к иным неисправностям.
Что влияет на образование коррозии
Неправильное смешивание антифриза по цвету часто ведет к уменьшению его качества в системе и появлению коррозии. Здесь многое зависит от самих хладагентов, в частности пакета присадок, находящихся в них.
Сначала все современных антифризы включая и G11 хорошо защищают от ржавчины, но через время бюджетные составы теряют характеристики и разлагаются.
Из этого следует, что к доливу охлаждающей жидкости нужно походить с осторожность или регулярно заменять ее полностью хотя бы на дешевую и никакие проблемы не возникнет.
Если нет желания менять ОЖ каждые 6-12 месяцев, лучше брать дорогие аналоги. Но здесь автовладельцы сами принимают решение, какому из вариантов отдать предпочтение.
Какие антифризы можно смешивать по классу
Антифризы можно смешивать между собой даже если их цвет отличается только при условии, если они изготовлены по одинаковым стандартам и не имеют отличий по физико-химическим свойствам.
Таблица смешивания антифризов разных цветов.
ОЖ (любой цвет) |
||||||
Смешивание антифризов по цвету
Разберем ситуацию подробнее на примерах.
Зеленый с красным
Как отмечалось выше, красная ОЖ может относиться к G12 /12+ / 12++, а зеленая к G11.
Для определения возможности необходимо пройти два шага:
Во-первых, убедитесь в соответствии хладагента выбранному классу, а во-вторых — смотрите на цвет.
Красный с желтым
Здесь никаких запретов нет, ведь, скорее всего, приходится совмещать G13 и G12, что не запрещено.
Синий с зеленым
Оба оттенка приравниваются к классу G11, поэтому мешать их можно, но при условии изготовления на одном заводе.
Красный с красным
ОЖ типа G12 /12+ / 12++, имеющие красноватый оттенок, разрешено смешивать без риска. Но стоит быть осторожным в ситуации, если продукт произведен различными компаниями.
В таких обстоятельствах перемешивание не желательно из-за разного состава присадок и отличия применяемых технологий. Т.е. тут 50 на 50, как повезет.
Желтый с желтым
Такие ОЖ приравниваются к G13, что свидетельствует о возможности их смешивания.
Можно ли смешивать антифриз разных марок
Как уже отмечалось выше, антифризы даже одинакового цвета от разных производителей могут отличаться по ряду параметров:
- количество присадок и их состав;
- особенности используемых добавок (органические, неорганические).
Регулярное злоупотребление рекомендациями производителей может привести даже к необходимости капремонта.
Но в жизни автовладельцев нередко случаются форс-мажорные ситуации, когда приходится нарушить правила. К примеру, вы находитесь вдали от дома, и других вариантов замены попросту нет.
Контроль совместимости антифризов разных цветов
Наибольшие трудности у автовладельцев связаны с проверкой совместимости дома или в гараже. Минус рассмотренного метода в том, что он не дает 100-процентно точного результата.
Но с помощью эксперимента удается определить, смогут ли взаимодействовать два вида антифриза друг с другом даже если они имеют разные цвета.
Алгоритм действий:
- Возьмите пробу шприцом или используйте отверстие для слива ОЖ.
- Добавьте в емкость с тестируемой жидкостью такой же объем, который вы планируете влить в систему.
- Выждите 5-10 минут.
В таких случаях от совместного применения двух видов ОЖ лучше отказаться. Для большей достоверности поученную смесь подогрейте до температуры в 80-90 градусов Цельсия.
Что делать, если в системе осталось мало антифриза
В завершение статьи приведем несколько рекомендаций, касающихся добавления антифриза в систему охлаждения.
Базовые моменты:
- Для доливки / смешивания охлаждающей жидкости применяйте средство из одной емкости. К примеру, вы покупаете большую канистру и наливаете в систему охлаждения мотора определенный объем. В дальнейшем вы храните емкость в багажном отделении или дома, а при необходимости доливаете. Когда жидкость для доливки заканчивается, желательно промыть систему и залить новый антифриз.
- При использовании авто с радиатором из меди / латуни и двигателем с блоками из чугуна заливайте в систему G11 (зеленый или синий). Как правило, рекомендация касается отечественных машин ВАЗ.
- Для кратковременного применения можно смешивать любые антифризы. Исключением является только ТОСОЛ, который необходимо использовать отдельно. Также откажитесь от совместного применения G11 и G Это связано с особенностями состава и опасных химических реакциях, которые могут происходить внутри. После смешивания полученная ОЖ теряет эффективность и / или разрушает резиновые элементы в системе.
- Если пришлось смешивать различные виды антифризов, долго не ездите на машине. По возможности сразу промойте систему и замените ОЖ, рекомендованную изготовителем автомобиля.
- В крайних ситуациях, когда вы не знаете тип залитого хладагента, а уровень снизился меньше допустимого, долейте дистиллированную воду (до 0,2 л) или антифриз G12+. Эти жидкости можно смешивать со всеми видами марками.
- Для алюминиевых или «сплавных» двигателей, которыми оборудована большая часть современных авто, используйте G12 или G12+ оранжевого / розовых оттенков. Для новых авто рекомендуются более совершенные антифризы класса G13 или G12++. Подробные сведения можно получить в инструкции по эксплуатации авто.
Выполнение рассмотренных рекомендаций позволяет продлить ресурс мотора и избежать преждевременного ремонта.
Что делать если антифриз потерял цвет в процессе эксплуатации
При долгой эксплуатации автомобиля без замены антифриза последний начинает терять свой изначальный цвет, загрязняться, мутнеть.
Это происходит по причине естественной химической реакции происходящей в контуре системы охлаждения, попадания в жидкость мелких образований (частиц) возникающих при работе помпы и самого двигателя.
Поэтому придется слить старую ОЖ, промыть систему дистиллированной водой и залить новую.
Ответы на часто возникающие вопросы
Нам часто задают вопросы, которые стоило бы рассмотреть в этой статье.
Помните, что безграмотное смешивание антифризов разных цветов может привести к ухудшению характеристик ОЖ с последующими проблемами для автовладельца: рост расхода горючего, перегрев и уменьшение ресурса двигателя, появление ржавчины на внутренних элементах и т. д.
Во избежание таких проблем следуйте рекомендациям в статье и требованиям производителя.
Если в процессе эксплуатации возникает необходимость смешивания разных классов / цветов антифризов, сделайте это, но по возможности сразу промойте систему и залейте новую ОЖ с учетом рекомендаций завода-изготовителя.
При этом избегайте смешивания тосола с антифризом, а также жидкостей классов G11 и G12.