Joom RU&BY Moydevice autospot.ru

Мочевина для дизеля: для чего нужна, как работает, плюсы и минусы системы BlueTec | Автомобильный портал

Мочевина для дизеля: для чего нужна, как работает, плюсы и минусы системы BlueTec

Главная проблема дизельных двигателей — высокие выбросы углеводорода и оксида азота, что негативно влияет на экологичность. Кроме того, в выхлопе старых дизелей много сажи, которая попадает в дыхательную систему человека и оседает в легких. Если верить статистике, именно этот фактор повышает риск злокачественной опухоли.

Мочевина в дизельном двигателе (AdBlue) — один из способов решения проблемы экологичности. Компания Daimler AG одна из первых создала систему Blue Tec, обеспечивающую очистку выхлопных газов и повышение безопасности при использовании дизельных моторов.

Зачем нужна мочевина в двигателе простыми словами

Задача мочевины в дизельных двигателях — очистка выхлопных газов и повышение экологичности до уровня Евро-4, 5 и 6. Дополнительным фактором успеха стала экономичность технологии SCR про которую пойдет речь ниже, что сделало продукт еще более популярным.

Применение специального реагента позволяет свести к минимуму количество вредных выбросов при работе дизеля.

Что такое система BlueTec

Технология BlueTec — разработка компании Daimler AG, которая использует ее для установки на авто с дизельными моторами. Это универсальная и выносливая система, которая очищает выхлопные газы и снижает потребление топлива.

Двигатели с BlueTec имеют такую же периодичность технического обслуживания, как обычные силовые агрегаты с Euro-3.

  • легкость монтажа без необходимости выполнения серьезных доработок;
  • ликвидность на вторичном рынке из-за соответствия требованиям экологичности;
  • получение льгот при движении по платным магистралям, что важно владельцам тяжелых и коммерческих грузовиков;
  • возможность въезда в крупные города;
  • низкие расходы на ремонт и т. д.

Система появилась на фоне ужесточения требований экологичности до Евро-5. Производители машин стали устанавливать катализаторы, а в Daimler AG пошли еще дальше и предложили BlueTec.

  • емкость с BlueTec-реагентом и нагревателями, которые защищают от замерзания;
  • форсунка и смеситель для подачи мочевины;
  • SCR-блок, обеспечивающий управление;
  • набор трубок с нагревательными узлами (до 3-х контуров);
  • каталитический SRC-преобразователь (оптимизированный катализатор);
  • датчик NOx (окиси азота).

Элементы конструкции имеют большой срок службы и просты в обслуживании.

  1. Подача AdBlue-реагента (мочевины) в выхлопные газы малыми порциями.
  2. Смешивание с выхлопными газами.
  3. Прохождение нейтрализатора, где происходит преобразование газов в азот и воду.

В результате процесса происходит удаление или уничтожение сажи, устранение оксида азота, углеводородов и иных вредных элементов.

BlueTec сводит процент вредных элементов к минимуму и обгоняет по эффективности катализаторы.

Особенность системы от Daimler AG — простота и достижение экологичности дизельного ДВС без внесения существенных изменений в конструкцию.

Что такое AdBlue и ее ключевая роль в системе

AdBlue или мочевина — специальная жидкость, которая используется в качестве реагента для очистки выхлопа.

  • международный — ISO 22241;
  • немецкий — DIN 70070;
  • российский — ГОСТ Р ISO

Ее особенность состоит в смешивании с деминерализованной водой, прошедшей специальную обработку.

При покупке мочевины необходимо смотреть, чтобы реагент находился в герметичной упаковке, имел пломбу и контрольное кольцо.  

На российском рынке многие жидкости AdBlue не соответствуют заявленным требованиям. Также в их составе имеются добавки, которые не рекомендуются официальным заводом-изготовителем.

Представители Daimler AG не рекомендуют заливать AdBlue, которая не соответствует требованиям, ведь это может привести к неисправностям. Подробнее на этом вопросе остановимся ниже.

Из чего делают мочевину для дизеля

Реагент состоит из двух компонентов:

  • 5% мочевины, прошедшей глубокую очистку;
  • 5% воды, предварительно очищенной от минералов.

Как делают AdBlue

В Европе мочевина делается под контролем VDA, которая предоставляет лицензии фирмам-производителям. Некоторые продукты отправляются на рынок РФ, где с названием AdBlue продается около 50% товара.

При изготовлении мочевины используется один из следующих методов:

  1. Прямой. Производство происходит непосредственно на Азотном заводе.
  2. Вторичный. Используется технология блендинга, предусматривающая смешивание гранул мочевины с водой.

Мочевина (карбамид) делается на химических предприятиях. Часто выпускается в виде гранул, которые впоследствии смешиваются с водой для получения готового продукта.

В прямом методе приготовление реагента происходит прямо на заводе без превращения изделия в гранулы.

Некоторые производители используют вторичный метод производства реагента. Они покупают гранулы мочевины, а потом смешивают их с деминерализованной водой.

Недостатком способа является более низкое качество из-за риска попадания посторонних примесей.

Компании, делающие мочевину по прямому или вторичному методу, должны иметь лицензию. Если ее нет, продукция производителя не может называться AdBlue.

В качестве хитрости продукт могут назвать как-то по-другому, к примеру, «Блю» или «Лучший Blue», но по факту это будет подделка.

На 2022 год в РФ существует только четыре производителя AdBlue, которые выпускают легальный и качественный продукт.

Свойства реагента

При использовании мочевины важно знать ее параметры.

  • доля реагента — от 31.8 до 33.2%;
  • показатель преломления — от 1.3817 до 1.3843;
  • температура кристаллизации — минус 11.5 градусов Цельсия;
  • теплопроводность — от 0.57 Вт/м*К;
  • удельная теплота плавления — 270 Дж/г;
  • плотность при 20 градусов Цельсия — от 1.087 до 1.093 г/куб. см;
  • удельная теплоемкость — 3.51 Дж/г*К;
  • вязкость — 1.4 мПа*с.

Чтобы опустошить трубки после отключения мотора, применяется специальная помпа. Она работает в прямом и обратном направлении. Перед длительным хранением насос откачивает лишнюю мочевину для предотвращения замерзания.

Как работает мочевина в двигателе

В выхлопных газах дизельного мотора находится два наиболее вредных элемента:

  • сажа;
  • оксид азота.

Для очистки выхлопа от сажи применяется специальный фильтр. Он принимает на себя загрязнения и не пропускает их в атмосферу. В случае с оксидом азота проблема решается с помощью SRC.

Мочевина находится в баке и подается под давлением 4.5-8.5 бар через инжектор.

После контакта с отработавшими газами происходит разделение газов на два компонента:

  • изоциановая кислота (HNCO);
  • аммиак (NH3).

В дальнейшем HNCO снова проходит этап гидролиза и разлагается на СО2 и аммиак.

Последний, в свою очередь, используется для устранения вреда от оксида азота (NOx) посредством селективной каталитической нейтрализации.

Первоначально SRC применялась только на грузовиках, но впоследствии стала популярной на легковых машинах с дизельными моторами.

В комплексе с DPF фильтром (сажевым) и каталитическим нейтрализатором удается повысить уровень экологичности до Евро-5 и Евро-6.

Процесс переработки проходит в несколько этапов:

  • мочевина (NH2)2CO преобразуется в NH3+HNCO;
  • гидролиз HNCO с H2O позволяет получить NH3 и CO2;
  • каталитическая нейтрализация при T от 250 градусов Цельсия — 4NO+4NH3+O2 преобразуется в 4N2+6H2O;
  • катализация при температуре от 170 до 300 градусов Цельсия: NO+NO2+2NH3 преобразуется в 2N2+3H2O.

Потребление

Мочевина заливается в отдельную емкость, расположенную возле топливного бака. Отверстие для заливки находится возле крышки, в багажнике или подкапотном пространстве.

В процентном отношении потребление имеет следующий вид:

  • 5% от расхода дизельного топлива для легковых машин;
  • 6% — для грузовиков.

Хранение

Раствор AdBlue не несет риска для человека с позиции безопасности и токсичности. Недостатком является вероятность появления ржавчины на металле, поэтому хранение должно осуществляться в сухом месте и с хорошим проветриванием. Не допускается попадание прямых солнечных лучей.

Легковые автомобили, использующие AdBlue

Как уже стало понятным, мочевина AdBlue применяется не только в грузовиках, но и во многих легковых автомобилях.

К основным стоит отнести:

  • Ауди и дизельными моторами Clean Diesel;
  • Мерседес-Бенц с дизелями CDI BlueTec;
  • БМВ с моторами BluePerformance;
  • Порш Кайен, Макан и Панамера 2.0 и 3.0 (оба TDI);
  • Шевроле Круз и Equinox;
  • Рено с дизельным мотором Blue dCi;
  • Ягуар F-Pace, XE, XF;
  • Опель — Insignia, Astra, Combo, Corsa, Zafira, Antara, Crossland X, Mokka, Vivaro с силовыми агрегатами3 CDTi, 1.5 CDTi, 1.6 CDTi, 2.0 CDTi;
  • Мазда 3, 5, 7, СХ-7, Bongo — Skyactiv Diesel;
  • Тойота Fortuner, Hilux, Land Cruiser, Hiace, Highlander, ProAce;
  • Ситроен / Пежо с дизелями BlueHDi;
  • Шкода Fabia, Octavia, Rapid, Felicia, Kodiaq, Superb, Yeti с двигателями 1.4 TDI, 1.6 TDI, 2.0 TDI;
  • Фольксваген с дизелем BlueMotion (Blue TDI).

Если готовы расширить данный список пишите в комментариях под статьей.

Плюсы и минусы системы

  • существенное повышение мощности ДВС;
  • небольшой расход мочевины и редкость заправки;
  • работа только на авто с дизельными двигателями;
  • уменьшение налога на применение авто;
  • отсутствие штрафов из-за несоответствия уровню экологичности.
  • добавление новой системы, что увеличивает риск поломки и усложняет техническое обслуживание;
  • дополнительные траты на эксплуатацию (канистра мочевины стоит около 500 р);
  • сложность эксплуатации при сильных морозах;
  • повышение стоимости авто на первичном и вторичном рынках;
  • множество подделок;
  • увеличение требований к качеству горючего;
  • необходимость постоянной дозаправки;
  • повышение нагрузки на бортовую сеть зимой из-за наличия системы подогрева;
  • возможные поломки: в случае повреждения сначала зажигается лампочка на приборной панели, а потом блокируются двигатель.

Система является достаточно сложной и состоит из множества элементов: насос, датчики, клапаны, трубопроводы, форсунка и другие. В случае нарушения многие автовладельцы не заморачиваются, а ставят целью удаление всех элементов целиком.

В Европе машины успешно комплектуются такой системой, а потом продаются в РФ. Такое оборудование полезно путешественникам, которые часто ездят в страны Европы. Если же авто не соответствует требованиям экологичности, можно получить крупный штраф.

Неисправности BlueTec и можно ли отключить систему

Система Assist Plus в автомобилях производителя Daimler AG позволяет контролировать уровень AdBlue и своевременно выполнять доливку. Если водитель игнорирует указания, ЭБУ переводит мотор в аварийный режим.

По желанию систему можно отключить, но в таком случае снижается норма экологичности.

Причиной проблем с AdBlue является периодическое повреждение устройства.

  • отложение элементов мочевины в каталитическом нейтрализаторе;
  • ограничение мощности мотора командой ЭБУ;
  • повреждение элементов дозирования, требующих ремонта;
  • блокирование выхлопной системы;
  • увеличение количества NOx в системе.

Полный выход из строя выхлопной системы — редкое явление, но теоретически это возможно. В таком случае может потребоваться замена группы комплектующих и серьезные затраты.

Первые неисправности могут появиться после пробега в 100 000 км и более. Поломка может коснуться насоса и форсунок. Возможны проблемы с датчиками и фильтрами.

6 способов как отключить AdBlue на автомобиле

На текущий момент времени выделяется шесть способов отключения мочевины на авто с дизельным мотором:

  1. «Заморозка».
  2. Прошивка ЭБУ на Евро-3.
  3. Корректировка параметров блока управления, связанных с SCR и NOх-датчиком.
  4. Прошивка на Евро-4 и Евро-5 с сохранением настроек.
  5. Программирование после снятия ЭБУ.
  6. Использование эмулятора.

Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

Прошивка ЭБУ двигателя на Евро-3

Метод опасен для автовладельцев, ведь в Евро-4 и Евро-5 топливная система работает по иному принципу. Если после изменения ПО на Евро-3 в машине повысился расход горючего, рекомендуется сразу ехать на СТО и возвращать старую прошивку.

Опасность метода в том, что горючее может сгорать не полностью, что приводит к повреждению клапанов и поршней.

В 2014-м такой метод часто применялись для грузовиков MAN. Через время появились жалобы о прогорании поршней. Мастеров, которые делали перепрошивку, уже тяжело было найти и владельцам пришлось восстанавливать машины за свои деньги.

  • доступность;
  • простота реализации;
  • быстрый результат.
  • риск повышения расхода топлива;
  • вероятность прогорания элементов ЦПГ и необходимости ремонта.

Поэтому данный метод мы не рекомендуем.

«Заморозка»

Суть метода — установка резистора вместо датчика температуры AdBlue. В таком случае ЭБУ думает, что на улице мороз. Как результат, система не использует мочевину и останавливает насос.

«Заморозка» используется для систем 1-го поколения. В более новых SCR через 500 км после установки сопротивления появляется ошибка «Longterm». Для ее удаления придется подключать диагностическое оборудование, но через время она появляется вновь.

  • низкая цена;
  • эффективность для SCR первого поколения;
  • минимальные расходы.
  • проблемы в работе кондиционера, ведь система думает, что на улице мороз;
  • невозможность применения на SCR второго поколения из-за риска ошибок.

В общем сомнительный метод, который большинству автовладельцев не подойдет.

Изменение параметров, которые отвечают за датчик NOx и SCR-систему

Владельцы грузовых автомобилей Мерседес активно применяют метод и отмечают его эффективность. Машина продолжает работать с обычным ПО, которое нужно слегка отредактировать.

Способ подходит и для Скании, но есть два минуса:

  • появление 1000 об/мин при включении ручника;
  • зажигание лампы «Check».

Чтобы избежать последствий, важно привлекать профессионала, имеющего опыт перепрошивки и знающего особенности модели.

  • эффективность;
  • гарантия результата;
  • сравнительно небольшие расходы.
  • строгие требования к квалификации мастера;
  • подходит не для всех авто.

Способ не дешевый, требующий квалифицированного подхода, но рабочий.

Снятие ЭБУ и изменение ПО

В некоторых грузовиках и спецтехнике изменение прошивки возможно только после снятия ЭБУ. Это необходимо для получения доступа к EEPROM и Flash.

Процедура безопасна, если привлекать к ней профессионалов. Нельзя доверять ЭБУ людям, которые в этом не разбираются. Если поручить работу новичкам, последствия для работоспособности оборудования могут быть непредсказуемыми, а иногда и фатальными для самого блока управления.

  • эффективность;
  • универсальность.
  • сложность реализации;
  • строгие требования к квалификации мастера.

Рабочий, но сложный в реализации и дорогостоящий способ.

Прошивка на Евро — 4/5 и сохранение калибровки

Метод применяется для автомобилей из РФ и Беларуси с моторами Камминз. Для них можно использовать прошивку на Евро-3 со снижением срока службы или использовать оригинальную настройку для Евро-4.

Сегодня это единственно рабочий метод для машин Маз, Паз, Камаз, Лиаз и других.

  • эффективность для отечественных грузовиков;
  • минимальные риски;
  • наличие достаточного количества мастеров;
  • сохранение заводского ПО.
  • ограниченная сфера применения.

Эмуляторы

Наиболее безопасный способ, как отключить AdBlue — установить «пустышку». На рынке существует большой выбор эмуляторов, от выбора которых зависит результат.

Они бывают:

  1. Китайские. Копии европейских моделей без имитации работы NOx-датчика. Отсутствует контроль качества, что приводит к большому количеству брака. При установке на авто не должно быть ошибок. Если повреждена проводка или датчик, мотор уменьшает крутящий момент. Для монтажа используется рама, которая не защищена от посторонних элементов. В случае поломки получить техническую поддержку не получится, поэтому надежные компании такие эмуляторы не ставят. Здесь привлекает только доступность, низкая цена. Но минусов больше — появление ошибок после удаления нейтрализатора, риск брака отсутствие помощи от производителя.
  2. Европейские. Ставятся на авто с работоспособным датчиком NOx и SCR. Перед установкой эмулятор «обучается», поэтому в случае поломки одного из элементов мощность не ограничивается. Монтаж осуществляется на раме, что делает девайс доступным для попадания разных загрязнений с дороги. Специалистов по установке мало, поэтому рассчитывать на помощь не приходится. Чаще всего встречаются эмуляторы из Литвы и Польши. Их платы не защищены, а емкости не имеют запаса по напряжению. Это доступное, но временное решение.
  3. Отечественные. На рынке можно найти российские эмуляторы, к примеру, ТракСистемс. Они имитируют работу датчика и имеют более мощную «начинку». В продаже имеются универсальные устройства, которые подходят под разные модели автомобилей. При желании можно отключить эмулятор и продолжить эксплуатацию в обычном режиме. При посещении ТО дилеры видят рабочую SCR и не будут ограничивать гарантию.

Но здесь лучше не экономить, ведь установка непроверенных вариантов чревата падением мощности или повреждением элементов системы.

Как проверить уровень мочевины

Подходы к проверке уровня AdBlue зависят от марки / модели автомобиля.

К примеру, на автомобилях Вольво XC90 работа проводится следующим образом:

  1. На приборной панели войдите в приложение «Состояние автомобиля».
  2. Жмите на «Статус», чтобы увидеть уровень жидкости. Каждая метка составляет 25% от бака. Если в емкости меньше 25%, цвет меняется на желтый, а при снижении ниже 10% — на красный.

В случае снижения уровня реагента его необходимо долить в специальный бак.

Как выбрать мочевину для дизеля

При поиске AdBlue на рынке учтите ряд моментов:

  1. Изготовление мочевины в кустарных условиях невозможно. Жидкость продается отдельно и применяется в качестве удобрения или иных сферах. Главная сложность — поиск деминерализованной воды, которую можно получить только в специальных условиях. Пытаться сделать такую жидкость своими руками не желательно из-за риска навредить двигателю.
  2. Почти половина AdBlue на рынке РФ — подделка, которую нельзя использовать в автомобиле.

Чтобы избежать последствий, важно ответственно подойти к выбору:

Следуйте простым правилам:

  1. Покупайте AdBlue проверенных брендов. На товаре должен быть торговый знак и надпись, свидетельствующая о соответствии стандарту ISO 22241-1. Такой продукт не опасен для мотора в отличие от фальсификата.
  2. Допускается покупка мочевины, которая производится под брендами заводов-изготовителей. На практике такие товары идентичны и отличаются только названием. Сами производители осуществляют выпуск продукта с возможностью использования жидкости на машинах своих марок.
  3. Мочевина для грузовиков и легковых машин ничем не отличается. Это идентичные жидкости, которые подходят для использования на всех видах транспорта с дизельным мотором.
  4. Параметры оригинальной отечественной и зарубежной мочевины AdBlue идентичны. При выборе продукта из РФ стоит убедиться, что он соответствует ГОСТ Р ISO 22241 (хотя написать могут все что угодно).

При покупке AdBlue стоит знать, как выявить подделку.

Учтите следующие рекомендации:

  • требуйте сертификат качества, который должен идти с каждой партией;
  • обратите внимание на качество упаковки и наличие пломбы;
  • смотрите на дату выпуска и срок годности, который не должен истечь;
  • требуйте, чтобы в комплекте был специальный гибкий носик для заливки жидкости в бак;
  • обязательно используйте маркировку DIN 70070 и ISO 22241;
  • проверяйте правильность названия реагента, чтобы в нем не было ошибок.

Как правило, мочевина продаются в емкостях от 1.9 до 200 л. В продаже имеются как оригинальные жидкости, так и неоригинальные иностранного производства.

Последний вариант более бюджетный, но 7 из 10 товаров являются подделкой. Заливка такого реагента в авто может привести к серьезным последствиям.

 

Ответы на часто задаваемые вопросы

При покупке мочевины или в процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с вопросами и нуждаются в ответах. Выделим основные.

Можно ли ездить без AdBlue, не заливая мочевину в двигатель?

При отсутствии мочевины в баке и двигателе ЭБУ активирует аварийный режим. В таком случае ехать можно, но мотор теряет до 40% мощности, а это выливается в снижение динамики. Единственный выход — отключить систему полностью.

Как влияет мочевина на расход топлива?

Эксперты утверждают, что наличие или отсутствие мочевины не влияет на расход топлива. Это связано с тем, что реагент подается в выхлопную систему и не влияет на процесс сжигания топлива в цилиндрах.

Как влияет отключение мочевины на расход топлива?

Если отключение AdBlue выполнено программно, никаких изменений в расходе топлива не будет. В случае, когда причиной является отсутствие мочевины, одновременно с падением мощности повышается потребление горючего.

Когда надо заливать AdBlue?

В среднем расход мочевины составляет 3-6% от объема применяемого топлива. По регламенту многих заводов-изготовителей доливку проводится раз в 10 000 км.

Что будет, если в место мочевины залить дизель?

Мотор не получится завести или он продолжить работать, но с меньшей мощностью (включается аварийный режим).

Что произойдет, если залить воду вместо AdBlue?

Готовую мочевину нельзя разбавлять водой, ведь она замерзает при температуре ниже 0 градусов Цельсия. Это может привести к повреждению элементов системы.

Сколько стоит отключить систему в автомобиле?

Стоимость услуги по отключению мочевины зависит от политики СТО, марки / модели автомобиля и других особенностей. В среднем цена составляет 10-15 тысяч рублей.

В чем отличие AdBlue от DEF Blue?

Модификация DEF Blue — аналог мочевины AUS 32. Она также выпускается под названием AdBlue и соответствует требованиям VDA.

Зачем дальнобойщики заливают мочевину?

Некоторые задают и такой вопрос, хотя ответ очевиден. Использование AdBlue позволяет улучшить экологичность двигателя до Евро-4 — Евро-6 и избежать штрафов при движении по Европе.

Сколько стоит 1 л мочевины?

Средняя стоимость 1 л AdBlue составляет от 30-35 рублей в зависимости от продавца. К примеру, мочевина от производителя «Обнинскоргсинтез (Россия) стоит 50 рублей за 1 л. Изделие соответствует стандарту ISO 22241.

Как залить на заправке?

На большинстве АЗС достаточно оплатить товар карточкой, выбрать пункт AdBlue, открыть люк и достать заправочный пистолет. После необходимо вставить последний в бак для мочевины и заправить машину.

Заключение

Система BlueTec разработана для повышения экологичности дизельных моторов. Она отличается простотой исполнения и надежностью, эффективностью и продуманной конструкций.

Задача автовладельца в том, чтобы следить за уровнем реагента и своевременно выполнять доливку. Несмотря на качество, элементы системы периодически выходят из строя и требуют замены.

С более сложной ситуацией сталкиваются жители России. В условиях холодной зимы система работает со сбоями или вообще не функционирует.

В таких обстоятельствах нужно задуматься об отключении системы с помощью одного из рассмотренных выше методов. В ином случае ЭБУ будет включать аварийный режим, а это чревато падением мощности. Или не приобретать автомобили с такой системой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AliExpress WW Gruzovichkof Avtocod RU