Севший аккумулятор не способен провернуть коленвал двигателя, поэтому машина не заведется. Как выйти из этой ситуации, пойдет речь в этой статье.
Как понять, что причина в аккумуляторе
Опытные автовладельцы выделяют ряд признаков, позволяющих судить о разрядке аккумулятора.
Они следующие:
- сложность открытия автомобиля с брелка;
- невозможность использования бесключевого доступа;
- слабое свечение габаритных огней и фар;
- трудности с пуском двигателя;
- медленное вращение стартера с последующим появлением щелков реле;
- потускнение и моргание лампочек приборной панели в момент пуска мотора.
Потом при повороте ключа в стартере коленвал вращается медленнее обычного или вообще отказывается работать.
Как завести машину, если АКБ села
Ниже рассмотрим 7 способов, как завести машину при разряженной аккумуляторной батарее.
Метод №1. «Прикуривание» от машины с исправным аккумулятором
Классический способ решения вопроса — «прикуривание» автомобиля от другой машины.
- Осмотрите авто на факт возможности подключения.
- Убедитесь в наличии проводов прикуривания.
- Найдите автомобиль-донор. Он должен иметь более высокий класс, такой же вид топлива (бензин или дизель) и иметь АКБ с таким же или большим током.
- Поставьте машины так, чтобы можно было протянуть провода.
- Отключите зажигание, чтобы защитить элементы бортовой сети от перепадов напряжения.
- Подключите красный «плюс» к машине-донору, а потом — на свой АКБ, который нужно запитать.
- Закрепите «минус» на аккумуляторе-доноре, а после к «массе» авто с разряженным источником питания.
- Проверьте, чтобы провода случайно не попали в коленвал или другой работающий механизм.
- Выждите две-три минуты, чтобы обеспечить временную зарядку.
- Попробуйте завести авто, но не крутите стартер больше 3-х секунд.
- При отсутствии результата сделайте еще раз все шаги.
- После пуска дайте мотору поработать в течении 5-10 минут.
- Отключите провода «плюса», а потом «минуса».
В идеале стоит совершить небольшую поездку. После этого необходимо повторить попытку. Если в этот раз не удалось, причина может быть серьезней и придется обращаться на СТО.
«Прикуривание» без проводов
Бывают ситуации, когда под рукой нет проводов для «прикуривания» и взять их негде.
Алгоритм действий:
- Найдите машину-донора и убедитесь, что АКБ подходит по всем критериям: сила тока, емкость и расположение клемм. Он должен быть хорошо заряжен. Для верности можно завести авто, дать силовому агрегату поработать около 20 минут.
- Отсоедините крепления с аккумулятора-донора, но клеммы оставьте.
- Заведите автомобиль и максимально включите нагрузку.
- Снимите разряженный АКБ, извлеките его из «проблемной» машины.
- Отбросьте клеммы от аккумулятора-донора и переставьте источник питания на авто, с которым возникли трудности. Подключите «плюс» и «минус» с учетом полярности.
- Заведите мотор и оставьте его поработать несколько минут.
- Отбросьте клеммы на реципиенте и верните АКБ на машину-донор. Подключите и затяните клеммы. Не торопитесь глушить мотор — он должен поработать около 12-15 минут.
- Установите разряженный АКБ на машину-реципиент и затяните клеммы.
- Дайте мотору поработать или сделайте поездку, чтобы зарядить аккумулятор.
В завершении заглушите мотор на обоих авто и сделайте повторную попытку пуска. Если двигатель не завелся, источник питания поврежден и требует замены. Для лучшего понимания ситуации изучите более точная информацию — как правильно прикурить автомобиль с проводами или без.
Метод №2. Пуск двигателя с толкача
Разгон машины с «механикой» вручную позволяет раскрутить колеса и передать крутящий момент к двигателю.
- Убедитесь, что участок дороги позволяет с толкача завести авто.
- Отыщите трех-четырех помощников, которые готовы толкать машину.
- Садитесь в салон и включите зажигание.
- Дайте команду помощникам начать толкать авто.
- Как только транспорт разгонится до 15 – 20 км/ч, жмите сцепление, включите 1-ю или 2-ю скорость, а после постепенно отпустите сцепление и жмите на газ.
- Если двигатель завелся, дайте автомобилю поработать некоторое время. Сделайте небольшую поездку, чтобы АКБ зарядился.
- Соедините две машины с помощью троса и предусмотренных производителем креплений.
- Согласуйте сигналы руками во избежание недопонимания.
- Дайте команду автомобилю-буксиру начать движение на очень медленной скорости.
- После набора 20-25 км/ч выжмите сцепление и включите 1-ю или 2-ю передачу.
- Отпустите педаль сцепления и добавьте газ.
- После успешного пуска двигателя дайте сигнал помощнику остановить транспорт и сделайте это вместе с ним.
- Открепите трос и выполните получасовую поездку для зарядки АКБ.
Метод №3. Пуско-зарядное устройство (ПЗУ)
Следующий способ для заводки автомобиля при севшем аккумуляторе — применение пуско-зарядного устройства.
На выбор доступны следующие виды:
- Импульсные / трансформаторные.
- Конденсаторные.
- ПЗУ со встроенным аккумулятором.
- Внешние, повер-банки.
Импульсные / трансформаторные
Имеет функцию пуска мотора, используются для зарядки АКБ в домашних условиях.
Неэффективны при глубокой разрядке, требуют демонтажа источника питания и зарядки в домашних условиях. С другой стороны, они компактны и не нуждаются в подключении к розетке.
Конденсаторные
Накапливают энергию и передают ее в момент пуска ДВС. В роли источника энергии применяется встроенный АКБ, внешний источник, бытовая сеть или powerbank.
Отличается компактностью и небольшой ценой. Подключается сразу к клеммам АКБ.
ПЗУ со встроенным аккумулятором
Пользуется спросом, благодаря эффективности, и способны запустить мотор даже при разряженном АКБ. Могут использоваться для поддержания напряжения в бортовой сети на оптимальном уровне.
Имеют большие габариты, поэтому в большинстве случаев применяются в салонах и сервисах. Для пуска мотора подключаются к клеммам батареи.
Внешние, повер-банки
Созданы для подмены основного источника питания и не могут использоваться для продолжительного заряда батареи.
При использовании устройства нужно следить за уровнем заряда. Если он максимальный, устройства хватит на 10-15 запусков двигателя.
Альтернативные шаги или 5 дополнительных способа
Рассмотренные выше методы являются основными и в 8 из 10 случаев используются автовладельцами.
Если по какой-то причине они не подходят, можно использовать другие варианты:
- Нагрев АКБ. Для достижения результата возьмите разряженный аккумулятор и опустите его в емкость с теплой водой. Если источник питания не полностью разрядился, через 30 минут в тепле его хватит для запуска авто.
- Очистка клемм. Иногда автовладельцев выручает обычная очистка выводов от загрязнений. Из-за сильного окисления аккумулятор плохо контактирует с бортовой сетью, и возникают проблемы. После очистки машина может завестись.
- От сварочного аппарата. Суть состоит в подключении сварочника к отключенному от бортовой сети разряженному аккумулятору. Ток нужно выставлять на 10% от емкости АКБ. Через пол минуты отключите батарею от сварочника (она должна подзарядиться), подключите клеммы и заведите авто.
- Повышенный ток. Для проверки необходимо подать ток на АКБ, который превышает номинальный на 30%. На старых автомобилях клемму можно не снимать, а вот на машинах с ЭБУ «минус» рекомендуется сбросить для защиты электроники. К примеру, для источника питания на 60 А*ч нужно подать до 8 А. В этом случае время зарядки уменьшается до 20-30 минут. Метод рекомендуется в крайнем случае из-за снижения срока службы АКБ.
- Кривой стартер. Старый способ, подходит для автомобилей, где есть доступ для прокручивания коленчатого вала с помощью кривого стартера, к примеру, Москвич, ВАЗ 2101 – 2106. Включаем зажигание, вставляем рычаг в паз и прокручиваем коленвал. Передачу, естественно, включать не нужно.
Лайфхаки
Талантливые автовладельцы придумали еще ряд методов, которые можно использовать для пуска двигателя на авто. Они нестандартны, но могут пригодиться в безвыходной ситуации.
С помощью аккумулятора от шуруповерта
При наличии под рукой аккумулятора от любого электроинструмента, к примеру, шуруповерта, емкостью не менее 2 А*ч, сделайте следующие шаги:
- Берите батарею и положите ее в удобное место на капоте.
- Вставьте две отвертки в разъемы «плюса» и «минуса».
- Подключите клеммы к аккумулятору автомобиля, а потом с учетом полярности к оголенной части одной и второй отвертки.
- Пробуйте завести автомобиль. В случае успеха осторожно отключите клеммы сначала от батареи автомобиля, а потом от отверток.
Прокручивание ведущего колеса с помощью буксировочного ремня
Альтернативный метод, который предусматривает ручное прокручивание коленчатого вала.
Алгоритм такой:
- Поднятие домкратом правого или левого ведущего колеса.
- Наматывание на него веревки длиной 5-6 метров или буксировочного ремня.
- Включение зажигания и 1-й скорости.
- Резкое раскручивание веревки или буксировочного ремня, чтобы завести мотор.
После пуска двигателя необходимо выключить передачу, вернуть колесо на землю и сделать небольшую поездку.
Заводим карбюраторный автомобиль
Если у вас двигатель карбюраторный, то способ заводки с буксира или толкача такой же, как и в рассматриваемом выше случае, но тут уже не обязательно, что бы выше АКБ было хоть немного заряжено, допустима и полная разрядка. В этом плане тут легче.
При заводке с прикуривателя есть небольшие отличия.
После того, как вы подзарядили свое АКБ от автомобиля «спасателя», глушить его двигатель не надо.
Только в таком случае будет гарантия, что ваш автомобиль заведется.
Почему умирает АКБ
Новые батареи имеют внушительный срок службы и редко ломаются. Заводы-изготовители дают пять лет гарантии, но на практике АКБ работают больше, 8-10 лет.
Такой ресурс актуален для случаев, когда машина эксплуатируется в обычном режиме и без повышенных нагрузок.
Но даже лучшие аккумуляторы однажды выходят из строя.
У этого фактора может быть много причин:
- выкипание электролитической жидкости с последующим осыпанием и замыканием пластин;
- появление осадка на пластинах (сульфатации);
- постоянная утечка тока в бортовой сети (к примеру, неправильно подключена магнитола);
- замыкание в проводке из-за плохого контакта или нарушения целостности изоляции;
- неисправности генератора, к примеру, износ или повреждение ремня, повреждение узла;
- негативное действие мороза в течение длительного времени (-30 градусов Цельсия и ниже);
- забытые потребители, к примеру, габариты, ближний свет, магнитола или сигнализация;
- отсутствие ухода за батареей — окисление клемм, проверка уровня электролита, периодический контроль за степенью разрядки АКБ и подзарядка ее при необходимости, в идеале хотя бы 1 раз в год проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ).
О появлении проблем в электрической части можно судить по медленному движению стеклоочистителей, необычному свету фар и частом щелканье реле поворотников. При неисправности генератора на приборной панели должна загореться лампочка, свидетельствующая об отсутствии заряда.
Какой аккумулятор не подлежит восстановлению
Аккумуляторную батарею нельзя восстановить при наличии следующих неисправностей:
- Повреждение корпуса. При появлении трещины многие автовладельцы сливают рабочую жидкость и пытаются запаять устройство. Это опасно, поэтому лучше купить новый АКБ.
- Вздутие. При длительном нахождении аккумулятора на морозе высок риск изменения геометрии. Восстановить такой источник питания нельзя.
- Появление твердого налета на внешней части пластин. Единственным решением может быть промывка АКБ аммиачным раствором, Трилоном Б или другими средствами. Такие действия доступны только профессионалам, и обычным автовладельцам не под силу.
Читайте: как восстановить аккумулятор своими руками.
Когда нужно заменить аккумулятор
Существует несколько причин неисправности АКБ, свидетельствующих о необходимости замены.
Сульфатация пластин
Принцип работы аккумуляторной батарее построен на заряде и разряде. Отдача энергии происходит в ситуации, когда автомобиль не заведен, а генератор не работает.
В процессе отдачи энергии на свинцовых пластинах накапливаются сложные эфиры серной кислоты. От их количества зависит КПД источника питания и его емкость.
Если аккумулятор обслуживаемый, то белый налет можно увидеть через смотровое отверстие открутив крышку (и). Если не обслуживаемый, то нужно ориентироваться на другие признаки.
- глубокий и продолжительный разряд;
- постоянная эксплуатация в не полностью заряженном состоянии.
Способы предотвратить проблему:
- контроль полного заряда аккумулятора;
- снятие АКБ при длительном нахождении машины без движения.
Если сульфатация пластин уже произошла, можно сделать следующее:
- купить новый АКБ;
- выполнить десульфатакцию самостоятельно (провести КТЦ не менее 3 раз);
- обратиться для устранения проблемы на СТО.
Последние два варианта наиболее длительные и могут занимать от 2-х до 7-ми суток. Гарантий успеха в этом случае не будет.
Осыпание активной массы
На пластины батареи наносится активная масса, обеспечивающая ее эффективность. Для «плюса» применяется свинцовая перекись, а для «минуса» — свинец без примесей.
Осыпание активной массы говорит о том, что происходит отваливание материала от пластин.
Причины:
- появление ржавчины;
- замерзание электролитической жидкости;
- вибрация при движении по плохим дорогам.
Проблема актуальна для АКБ, отработавших больше положенного срока службы. Устранить неисправность путем ремонта не получится и единственный выход — покупка нового аккумулятора.
Короткое замыкание
В нормальном режиме «плюс» и «минус» пластины целой батареи изолированы между собой и не касаются друг друга. Если между элементами появляется проводник, возникает риск КЗ.
Так как в АКБ нет личного автомата или предохранителя, неисправность приходится распознавать по ряду признаков:
- Быстрая потеря емкости и разрядка в течение 1-3 дней.
- Измеренное напряжение с помощью нагрузочной вилки — до 9 Вольт.
- Кипение при подаче напряжения на 14,4 В. Исключением являются гелевые аккумуляторы, для которых такой признак не характерен.
КЗ актуально для старых АКБ или устройств с поврежденным корпусом, оно нередко происходит, если автовладелец уронил батарею или заряжал ее чрезмерно высоким током. Отремонтировать не получится, и единственный путь — замена.
Снижение уровня электролита
Кипение электролита приводит к снижению уровня ниже критического параметра.
Особенности контроля ситуации зависят от вида АКБ:
- обслуживаемый — через крышку;
- необслуживаемый — появление налета на клеммнике: зеленый или белый.
Электролит состоит из дистиллированной воды и серной кислоты в соотношении 60 к 40. При кипении Н2О распадается на кислород и водород. Т.е. количество дистиллированной воды уменьшается и уровень электролита в батареи падает оголяя пластины.
Проблема может возникнуть при перезаряде АКБ при подаче потенциала свыше 14.4 В. Такой уровень может приходить от поврежденного генератора авто или пуско-зарядного устройства.
Предварительно стоит проверить электрику авто и устранить неисправность. В ином случае новая батарея тоже может выйти из строя.
Как не допустить разряда
Эксперты выделят ряд рекомендаций, позволяющих не допустить разрядки аккумуляторной батареи:
- Контроль ее состояния и своевременный заряд.
- Нажатие сцепления при любом пуске двигателя. Это снимает нагрузку со стартера и упрощает вращение шестеренки коробки передач.
- Снятие аккумулятора и его хранение дома перед важной поездкой. Особенно актуально, если машине нужно долго стоять на улице при сильном морозе.
- Отключение всех потребителей после закрытия автомобиля (кроме сигнализации, если она есть).
Что делать если в аккумуляторе замерз электролит.
10 способов, как увеличить срок службы аккумулятора
Для продления ресурса АКБ следуйте простым советам:
- Старайтесь не использовать автомобиль для слишком коротких поездок не требующих перевозку грузов.
- Применяйте «согревающие» чехлы для аккумулятора.
- Не оставляйте источник питания долгое время разряженной.
- Зимой заряжайте на 100%, чтобы в мороз сохранялась необходимая емкость.
- Избегайте полного разряда.
- Перед выходом из авто проверяйте, чтобы все приборы были отключены.
- Исключите оголение пластин и контролируйте достаточность электролита.
- Следите за состоянием контактов для подключения к АКБ, очищайте их от следов коррозии или грязи.
- Контролируйте натяжение генераторного ремня и меняйте его при необходимости.
- Забирайте батарею зимой при сильном морозе в теплое помещение.
Знание правил эксплуатации аккумулятора позволяет продлить срок службы устройства, избежать повреждений и сэкономить деньги на покупке.
Если в процессе эксплуатации возникли серьезные неисправности, важно не испытывать судьбу и сразу купить новый и исправный АКБ.