Установка ГБО в нашей жизни стала более вынужденной мерой, чем искренне желанной, ведь в условиях постоянно повышающихся цен на бензин, многие автовладельцы начинают искать альтернативу.
Самой простой и распространенной альтернативой бензину является использование в качестве топлива газа.
Но чтобы автомобиль начал работать на газу, потребуется доработка топливной системы, а именно установка газобаллонного оборудования (ГБО).
Поколения ГБО
Самыми распространенными являются газобаллонные оборудования второго и четвертого поколения. ГБО 3 поколения считается переходым и используется очень редко.
Устройство ГБО второго поколения является более простым и сложного оборудования не имеет. ГБО 4 поколения уже более совершенно, и работа его регулируется специальным блоком управления.
Газобаллонное оборудование второго поколения отлично подходит для автомобилей, у которых установлена карбюраторная система питания.
Автомобилям с современной инжекторной системой питания уже потребуется установка ГБО 4 поколения.
Часто после приобретения газобаллонного оборудования автовладельцы обращаются на СТО, чтобы была произведена установка данного оборудования на авто. Так лучше поступить, если приобретено оборудование 4 поколения.
Комплект газобаллонного оборудования 4-го поколения.
Хотя если приобретено оборудование второго поколения, то возможна, и установка ГБО своими руками.
Для этого достаточно иметь требуемый инструмент и знать порядок установки оборудования.
Порядок проводимых работ
Если Вы решили устанавливать ГБО своими руками, то порядок проводимых работ будет таковым:
- Установка баллона;
- Оборудование проводки газопровода;
- Установка смесителя и клапанов;
- Монтаж редуктора и дозатора, пульта управления;
- Проверка герметичности и работоспособности газобаллонного оборудования.
Установка баллона
Итак, приобретено оборудование второго поколения, состоящее из:
- Баллона под газ;
- Мультиклапана;
- Двух электроклапанов: бензинового и газового;
- Газового редуктора;
- Заправочного вентиля;
- Дозатора газовой смеси;
- Смесителя и пульта управления.
- Дополнительно потребуется наличие трубопроводов, переходных тройников, хомутов крепления.
Баллоны выпускаются двух типов: цилиндрические и тороидальные, в народе – «таблетки».
Для автомобилей классической компоновки лучше подходят цилиндрические баллоны, поскольку они имеют большую вместительность. И для авто таких типов они лучше подходят, потому, что у автомобилей имеется отдельный багажник, где его можно установить.
У авто, сделанных в кузове хэтчбек, багажный отсек, находящийся в салоне, по размерам небольшой, поэтому цилиндрический баллон займет практически все пространство багажника.
Часто у таких авто под фальшполом багажника предусмотрена ниша для запасного колеса. Вот туда и можно установить баллон для газа, но туда подойдет только тороидальный баллон.
Баллон должен быть надежно закреплен, иначе при движении он может перемещаться и повредить оборудование, расположенное на нем. Для этого можно использовать металлические полосы с болтовым креплением на концах.
Далее следует вывести заправочный вентиль.
Чаще всего данный вентиль размещают ниже заднего бампера, закрепив его на специальной крепежной пластине.
Некоторые же делают вывод под заправочный вентиль на одном из задних крыльев. Но для этого нужно просверлить в крыле отверстие соответствующего диаметра.
Проводка газопровода
После нужно будет просверлить отверстие для проводки газопровода от мультиклапана баллона к моторному отсеку, поскольку газопровод в целях безопасности не должен проходить через салон авто.
Чтобы обеспечить дополнительную вентиляцию мультиклапана желательно просверлить отверстие несколько большего диаметра, чем диаметр газопровода, в него вставить и закрепить небольшой отрезок пластиковой трубы, через который уже и провести газопровод.
Место сверления нужно обработать антикоррозийной мастикой. Также такой вывод газопровода защитит его от случайного повреждения о кромки отверстия.
Затем нужно провести и закрепить газопровод. Он должен быть закреплен на расстоянии от подвижных элементов авто, чтобы его не повредить.
Лучше всего проложить газопровод в нишу, отведенную под топливопровод. Поместиться он там должен без проблем, да и закрепить его будет легче.
Установка смесителя и клапанов
Далее работы по установке ГБО своими руками переносятся под капот. Сначала нужно определиться с местами, где будут крепиться остальные элементы ГБО.
Установка смесителя.
В подкапотном пространстве установка ГБО своими руками начинается с монтажа смесителя.
В карбюраторных авто нужно открутить сам карбюратор, поскольку смеситель является по сути проставкой между ним и впускным коллектором.
Между коллектором, смесителем и карбюратором обязательно должны быть положены прокладки, также можно воспользоваться герметиком.
Главное, чтобы после сборки во время работы силовой установки, между этими элементами не было подсоса воздуха.
Установка бензинового электроклапана.
Следующей операцией, при которой выполняется самостоятельная установка ГБО, является установка имеющихся клапанов.
Бензиновый электроклапан устанавливается с той стороны, откуда идет подводка топливного трубопровода к бензонасосу.
Устанавливать этот клапан нужно в трубопровод. Для этого трубопровод нужно разрезать, установить в разрез клапан и надежно его обжать хомутами.
Следует учесть, что клапан должен размещаться в топливопроводе, идущем от бензонасоса к карбюратору, а не перед бензонасосом. Иначе при перекрывании клапаном подачи бензина и при последующем его открывании бензонасос не сможет начать подачу бензина в карбюратор.
Установка газового клапана.
Дальнейшая установка ГБО своими руками сводится к установке газового клапана. Желательно этот клапан разместить в противоположной стороне от бензинового.
Такая компоновка обеспечит дополнительную безопасность случае ДТП. Клапан нужно закрепить в таком месте, чтобы была возможность легко к нему добраться.
На рисунке газовый клапан под №2.
Уже к клапану подводится газопровод, который раннее был проложен от баллона к моторному отсеку.
Монтаж редуктора и дозатора, пульта управления
Установка газового редуктора.
После монтируется газовый редуктор. Он должен быть установлен возле карбюратора.
Следует учесть, что он должен быть установлен вертикально, иначе его диафрагма не всегда сможет обеспечивать подачу газа.
Сам редуктор имеет патрубки для подключения его системы подогрева от охлаждающей системы авто. Лучше всего подключить редуктор к патрубкам, идущим к печке авто.
На рисунке газовый редуктор под №1.
Для этого нужно будет врезаться в подводящий и отводящий патрубки печки при помощи двух тройников. Причем последовательное подключение редуктора к одному из патрубков может нарушить работу системы при тех или иных условиях, поэтому подводящий патрубок редуктора врезается в подводящий трубопровод печки, а патрубок отвода – в отводящий трубопровод.
К самому редуктору подводится газопровод, идущий от газового запорного клапана.
Монтаж дозатора газовой смеси.
Установка ГБО своими руками в подкапотном пространстве заканчивается на монтаже дозатора газовой смеси. В данной цепи он занимает место между редуктором и смесителем.
Устанавливается он рядом с карбюратором. До него подводятся газопровод, идущий от редуктора, а из него уже выходит газопровод к смесителю карбюратора.
Все соединения между элементами ГБО должны быть хорошо закреплены хомутами, однако проверить герметичность между элементами можно будет только после заправки баллона газов.
Пульт управления ГБО.
Завершающим этапом работ, при котором производится установка ГБО своими руками, является закрепление пульта управления ГБО в салоне, а также его подключение к системе.
Обычно вместе с оборудование идет и схема подключения пульта. Согласно этой схеме нужно и подключить пульт. На этом установка ГБО своими руками завершена.
Проверка герметичности и работоспособности
Но после того, как будет произведена установка ГБО, нужна будет проверка всех элементов цепи на герметичность.
Сделать такую проверку можно только одним способом. Для этого потребуется на газовой станции заправить баллон газом. Но заполнять его полностью не нужно, достаточно задуть в него литров 10 газа.
Следует учесть, что перед заправкой баллона магистраль, идущая от мультиклапана в подкапотное пространство должна быть перекрыта. После заправки магистраль открывать пока не следует.
Проверка на герметичность удобно выполнять с помощью мыльного раствора. На все места, где имеются соединения между трубопроводами и элементами газобаллонного оборудования нужно нанести этот раствор.
После уже можно открывать магистраль и внимательно осмотреть все соединения. При пропускании газа на каком-то из элементов, мыльный раствор начнет пузыриться. Для устранения протечки газа крепеж нужно подтянуть.
Если не поможет, подача газа перекрывается и соединение полностью переупаковывается. После чего проводится повторная проверка герметичности.
После проверки герметичности проводится проверка работоспособности газобаллонного оборудования. Для этого нужно запустить силовую установку, используя бензиново-воздушную смесь, прогреть ее до рабочей температуры, а после уже пультом совершить перекрытие подачи бензина и открыть подачу газа.
Если ГБО поставлено не правильно.
Силовая установка должна продолжать работать без перебоев. На этом можно считать, что монтаж ГБО своими руками выполнен удачно.
После всех работ потребуются регулировочные работы ГБО на правильную подачу газовой смеси в карбюратор при разных режимах работы мотора.
Желательно все регулировочные работы доверить специалисту, знающему, как правильно это сделать.
А от самостоятельной установки ГБО более поздних поколений, мы рекомендовали бы воздержаться. Более подробно читайте, установка ГБО 4 поколения.