Поглядывая на соседние государства и учитывая опыт Европы, отечественные автолюбители не оставляют надежд на отмену обязательного технического осмотра.
Но все, на что удосужились народные избранники – это лишь небольшие изменения, которые если и упростили процедуру, то совсем незначительно.
Так, на сегодняшний день действуют правила, утвержденные еще в 2012 году, а каких-то новых законодательных актов придумано не было.
Исключения
Перед тем, как мы рассмотрим прохождение техосмотра и его особенности, давайте вспомним некоторые исключения.
Кто освобождается от этой кабальной «повинности»?
К данной категории относятся:
- владельцы грузовых и легковых автомобилей с массой до 3.5 тонн;
- владельцы прицепов и полуприцепов;
- владельцы мотоциклов.
Для упомянутых выше категорий прохождение техосмотра в первые три года (после покупки нового автомобиля) не является обязательным.
Уплата госпошлины не касается: пенсионеров, Героев России, кавалеров ордена Славы трех степеней, Героев Советского Союза, инвалидов.
Сколько это стоит?
Отправляясь на СТО или к официальному дилеру, вы должны иметь с собой необходимую сумму (прохождение техосмотра – дело далеко не бесплатное). Единственный минус – фиксированной стоимости за такие услуги не существует.
Каждая организация имеет свои тарифы, поэтому лучше уточнять этот вопрос на сайте РСА. В среднем осмотр одного легкового ТС обходится в сумму около 700-800 рублей (но это в крупных городах). В «глубинке» пройти техосмотр будет много дешевле.
В принципе, вы можете потратить время на поиск самой низкой цены на обслуживание ТС и найти дешевое СТО где-то на краю города. Но в конечном итоге затраты на бензин перекроют всю экономию.
Следовательно, выбирать необходимо ту СТО, которая ближе к дому – это оптимальный вариант.
Можно ли ездить без техосмотра
Для начала обратитесь к выше расположенному подразделу «Исключения». Передвигаться же с просроченным талоном технического осмотра запрещено автомобилям, перевозящим опасные грузы, грузовым авто, автобусам (8 мест и более), такси. Данные ТС обязаны проходить технический осмотр раз в 180 дней.
Так же водителя данных ТС должны всегда иметь с собой диагностическую карту. При первом же общении с инспектором ГИБДД водителю обеспечены:
- Штраф;
- Снятие номерных знаков;
- Запрещается к эксплуатации автомобиль;
- Данные машины заносятся в общую базу данных ГИБДД;
- Возникает большая вероятность постановки Вашего ТС на штраф площадку.
Исключение составляют новые автомобили из выше перечисленной категории, недавно приобретенные в автосалоне. После регистрации в ГИБДД владельцам авто дается 30 дней чтобы пройти технический осмотр в государственной станции техобслуживания, с последующей выдачей соответствующего талона.
Но если все будет нормально, то новые нововведения в законодательстве, которые вскоре стоит ожидать, обязуют автодилеров продавать новые автомобили уже с талоном ТО, а это освободит автовладельца минимум на 3 года от выше упомянутого технического осмотра.
На счет штрафа
В последнее время за езду без техталона взымаются новые штрафы от 500 до 800 рублей (статья 12.1 ч.2 КоАП РФ). Опять же это касается автомобилей, перевозящих опасные грузы, автобусов, такси. Но ничего нет постоянного, особенно в наших правилах ДД, поэтому не исключено, что скоро эти цифры будут пересмотрены.
Но это мелочи по сравнению с другими выше упомянутыми пунктами.
Обычные ТС штрафуют не за отсутствие злосчастного талона, а за отсутствие полиса ОСАГО, который Вы не получите, не имея талон ТО. Штраф — 800 рублей (статья 12.37 ч.2 КоАП РФ). Вот так все взаимно связано.
Выбор оператора
С чего начинать прохождение техосмотра?
Первое, что нужно сделать – выбрать лучшего оператора (станцию СТО). Если открыть правила аккредитации, то там написано, что техосмотр должен проводиться только теми структурами, которые аккредитованы РСА – Российским Союзом Автостраховщиков.
Если есть сомнения по поводу той или иной станции, то информацию, где пройти техосмотр, можно узнать на официальном сайте РСА. Там есть полный перечень пунктов СТО, их адреса, контактные данные и уровень аккредитации.
Хотелось бы напомнить, что с недавнего времени право проведения ТО и выдачи диагностических карт есть у официальных дилеров. Единственное требование – наличие аккредитации. Но, как показывает практика, в России аккредитованы почти все структуры.
Если официальное техническое обслуживание вас по каким-либо причинам не устраивает, тогда можно выбрать один из неофициальных сервисов. При этом лучше отдавать предпочтение тем СТО, которые расположены к дому ближе всего.
Но в этом случае необходимо заблаговременно созвониться с работниками станции и записаться на определенное время. Это позволит пройти техосмотр без особых заминок.
Прохождение ТО по доверенности
Прохождение ТО по доверенности возможно и даже многими людьми практикуется. Только должны быть выполнены пару условий:
- Авто должно быть гарантированно исправным;
- Техосмотр должен проходиться в месте регистрации ТС.
При соблюдении данных условий технический осмотр можно пройти при наличии обычной рукописной, не заверенной нотариально, доверенности.
Необходимые документы
Чтобы прохождение техосмотра заняло только один день, необходимо заранее позаботиться о сборе всех необходимых документов. Одного автомобиля и прав на транспортное средство будет явно недостаточно.
С собой необходимо захватить:
- свой личный паспорт, подтверждающий гражданство;
- доверенность на авто, договор купли-продажи или другой документ, который бы подтверждал право владения транспортным средством;
- права на вождение машины (это вполне логично, ведь вы приехали на авто);
- квитанцию (ее можно получить в банке после оплаты необходимой госпошлины);
- квитанции об уплате штрафов, если таковы были;
- технический паспорт транспортного средства (иногда подойдет свидетельство о регистрации);
- справку, подтверждающую уплату транспортного налога.
Без этих документов пройти техосмотр не получится.
Многие «знатоки» уверяют в необходимости предъявления дополнительных документов, которые бы подтверждали личность или справок о прохождении медосмотра.
Как показывает практика, всего этого не нужно, вышеупомянутого перечня вполне достаточно.
Запись на техосмотр
Мы уже упоминали, что во избежание различных накладок желательно заблаговременно записываться на прохождение техосмотра.
Во-первых, это позволит назначить удобное для вас время. Во-вторых, можно выяснить все индивидуальные требования сервиса в отношении автомобиля и необходимых документов. Удобен тот факт, что для записи не нужно ехать на СТО лично – можно записаться по телефону.
Задача водителя в свободный период – подготовить автомобиль и собрать упомянутый выше пакет документов. Как готовить машину к техосмотру, и что в ней должно быть, мы поговорим немного ниже.
Что должно быть в машине
Чтобы пройти техосмотр без проблем, необходимо убедиться, что в вашем автомобиле есть все необходимое.
Аптечка.
Откройте ее и переберите все лекарственные препараты по списку, приведенному в ПДД – все должно быть в наличии. Посмотрите на срок годности каждого изделия. Если есть просроченные лекарства, их лучше сразу заменить (зачем давать повод для работника сервиса отказать в выдаче диагностической карты).
Огнетушитель.
Оптимальная емкость огнетушителя для легкового автомобиля должна быть не меньше двух литров. Кроме этого, он должен лежать в легкодоступном месте и не быть просроченным.
Знак аварийной остановки.
Здесь не подойдет любой знак, который попался на глаза в гараже. Изделие должно выполняться в двух цветах: внешний контур – в красном цвете, а внутренний – в оранжевом.
Дальше идут буксировочный трос, набор ключей и компрессор (не обязательно).
Как готовиться
Считается, что прохождение техосмотра может и не состояться, если привезти грязный автомобиль.
Конечно, данный пункт в некотором роде является формальностью. Но если пригнать на осмотр немытую машину, на которой нет ни одного чистого места, то ее никто не будет обслуживать.
В лучшем случае (при наличии своей автомойки у дилера) придется раскошелиться на помывку машины.
При этом не нужно натирать машину до блеска – достаточно просто смыть с него всю грязь, вымыть фары и номера.
Что проверяют на СТО
Не стоит рассчитывать, что получится пройти техосмотр за несколько минут. Это ответственная процедура, на которую может уйти минимум несколько часов. Но что будут проверять в первую очередь.
Есть несколько основных моментов.
1. Тормозная система. Ей уделяется максимальное внимание, ведь от качества тормозов во многом зависит жизнь и здоровье многих людей:
- во-первых, проверяется качество работы стояночного тормоза (он должен работать без нареканий и иметь оптимальный свободный ход). Если необходима регулировка, то она выполняется на месте. Перед приездом на СТО качество работы «ручника» можно проверить и самому. Достаточно убедиться, что машина (при включенном ручном тормозе) не катится назад на склоне с углом в 16-18 градусов;
- во-вторых, производится проверка работы ножного тормоза. В частности, педаль не должна иметь слишком тугой ход или же, наоборот, проваливаться в пол. Осматривается пространство вокруг педали – не должно быть никаких подтеков. Особое внимание уделяется герметичности тормозной системы.
2. Рулевое колесо. Оно не должно болтаться (допускается лишь небольшой люфт). Если же последний имеет слишком высокие показатели, может понадобиться замена упорных подшипников или муфты.
Колеса должны реагировать практически сразу после начала поворота рулевого колеса. При этом в момент вращения не допускается никаких затираний, рывков или скрежета.
3. Лобовое стекло. Должно быть целым. Если же есть трещина, то прохождение техосмотра приостанавливается до его замены.
После осмотра стекла производится проверка работы стеклоочистителей. При наличии замечаний требуется ремонт. Не должно быть повреждений ни на одном из зеркал.
4. Ремни безопасности. Должны иметь надежное крепление. Наличие трещин, обрывов и других повреждений может привести к необходимости замены. Проверяется исправность и самого механизма.
5. Двери, замки, ручки, капот и багажник должны работать (открываться и закрываться) без замечаний.
6. Аварийная сигнализация. Должна быть работоспособной.
7. Колеса. Осматриваются на факт наличия сильных повреждений, порезов и толщины проекторов. Если глубина протектора меньше 2 мм (на летних шинах) и 4 мм (на зимних шинах), то может потребоваться замена.
8. Осветительные приборы. Должны работать четко и по заданному алгоритму.
9. Подтеки. Никаких потеков технических жидкостей быть не должно. После простоя автомобиля на одном месте течь сразу будет заметно.
Будьте внимательны
Если вам удалось пройти техосмотр, и все процедуры выполнены, проследите за правильностью оформления документов.
После проверки всех упомянутых нами систем и элементов автомобиля мастер должен заполнить диагностическую карту, сделав необходимые пометки и записи. Важно внимательно осмотреть документ и убедиться, что мастер не внес записей о неисправностях.
Кроме этого, на диагностической карте должна стоять печать и подпись работника, который выполнял осмотр.
Отправляемся за страховкой
После успешного завершения техосмотра можно смело отправляться в страховую компанию для завершающего штриха – оформления страховки ОСАГО.
Чтобы получить данный документ, необходимо иметь при себе все упомянутые нами бумаги (смотри перечень документов) плюс диагностическую карту, подтверждающую успешное прохождение технического осмотра.
Если так получилось, что во время действия диагностической карты поменялся владелец авто, ТО придется проходить заново.
В дальнейшем возить с собой диагностическую карту не нужно – работнику ГИБДД она не интересна. Подтверждением факта наличия документа и прохождения технического осмотра является страховка.
Если же инспектор требует взятку, можно смело звонить по горячему номеру внутренней безопасности ГИБДД.
Тонировка и техосмотр
Если у Вашего автомобиля тонированные стекла, то процедура прохождения ТО однозначно усложниться.
Если вспомнить законодательство, то там написано, что светопропускание должно быть для:
- Ветрового стекла – не более 75%;
- Передние боковые стекла – до 70%.
Но законодательство это одно, в реальной же жизни многим водителям приходится решать вопрос прохождения технического осмотра с тонированными стеклами по-особому, ну, в общем, понятно как.
Если талон утерян
Данные от Вашем техталоне техосмотра находятся в базе данных ГИБДД, туда и нужно писать заявление в случае утере злосчастного талона. Но только в то отделение, где авто зарегистрировано.
Повторно процедуру осмотра авто проходить не нужно. По написанному заявлению будет выдан дубликат.
Сейчас существуют много фирм, которые ускоряют процедуру прохождения ТО автомобилем, и даже в некоторых случаях не нужно никуда ехать. Тут работает принцип заплатил – получил.
Для занятых людей это палочка выручалочка. Но многие водителя делают ошибку подходя к вопросу прохождения технического осмотра с позиции – лишь бы была отметка, лишь бы пройти и других «лишь бы».
Нужно понимать, что данная процедура, будь она трижды не приятная и время затратная, прежде всего направлена на проверку технического состояния Вашего авто, а это безопасность водителя и пассажиров.
Также она обязывает владельца машины следить за ее техсостоянием, что тоже не мало важно.
Поэтому прежде чем воспользоваться услугами данных фирм или знакомых в кругах ГИБДД людей, хорошо взвесьте все «за» и «против».
Выводы
Теперь вы знаете, где пройти техосмотр, и как это сделать быстрее всего. Если учитывать все правила, прописанные в статье, и внимательно готовиться к процедуре, пройти технический осмотр автомобиля труда не составит.