Сегодня мы поговорим про ГБО 3 поколения, устройство, принцип работы, особенности установки на карбюраторные и инжекторные автомобили.
В условиях периодически повышающейся стоимости на топливо для автомобилей, многие автовладельцы стараются хоть немного минимизировать затраты.
Некоторые используют якобы экономящие топливо присадки, другие придумывают еще что-то.
Самым же распространенным способом снизить траты на содержание авто, а 70% этих трат приходится на топливо, путем перевода машины на потребление газа.
Ищем альтернативу бензину
Газ значительно дешевле бензина и достаточно установить на авто специальное газобаллонное оборудование и затраты на заправку снизятся.
Попытки использовать газ в качестве топлива для авто делались практически с момента появления автомобиля.
Но значительно позже появился комплект оснащения, при помощи которого можно было переоборудовать любое авто под газ.
На легковых авто используется оборудование, работающее на сжиженном газе (пропан-бутан). Сжатый газ применять на таких авто не целесообразно из-за большого веса баллонов.
Выпускается несколько поколений этого оборудования, в соответствии с конструктивными особенностями авто и нормами токсичности Евро:
- ГБО 1 поколение. Токсичность ниже Евро, использовалось на карбюраторных авто, так и на авто с моноинжектором;
- ГБО 2 поколения. Токсичность до Евро-2, устанавливается также на карбюраторные и инжекторные авто;
- ГБО 3 поколения. Токсичность до Евро-3, используется на инжекторных авто;
- ГБО 4 поколения. Токсичность – Евро-4, применяется на инжекторных авто;
- ГБО 5 поколения. Обеспечивает точнейший контроль жидкостного впрыска газа. Принцип работы на 100% аналогичен работе бензиновой системы;
- ГБО 6 поколения. Отличается от 5-го наличием блока замещения топлива — FSU, к которому одновременно подходит газ и бензин. Принцип работы всех систем будет рассмотрены в следующих статьях.
ГБО 3 поколения, принцип работы
Если первых два поколения считаются морально устаревшими, хотя ГБО 2 поколения используется довольно активно из-за своей надежности и простоты конструкции, последние два поколения считаются более современными.
Хотя отличие ГБО 3 поколения не такое уж и разительное от ГБО 2 поколения, разница только в некоторых элементах.
Появление более совершенного 4 поколения, а также ужесточение норм Евро-3 привело к тому, что использование 3 поколения значительно сократилось. Сейчас владельцы предпочитают использовать либо второе, либо 4 поколение.
Как уже сказано, разница между вторым и третьим поколением незначительна. Сводится она к подаче топлива.
У второго дозировка производится за счет разрежения, а у третьего – дозировка производится электронным путем.
Если во втором поколении подача газа выполняется путем подсоединения элементов газового оборудования в штатную систему питания, то у третьего поколения газ уже идет непосредственно во впускной коллектор.
Конструкция 3 поколения ГБО подразумевает наличие распределителя с шаговым дозирующим устройством, и механических форсунок, которые подают газ во впускной коллектор при создании в них избыточного давления.
Управление дозирующим устройством производится электронным блоком управления, который подает сигналы на распределитель на основе показаний лямбда-зонда и положения дроссельной заслонки, так называемого лямбда-контроля.
По сути, на автомобиль устанавливается параллельно штатной бензиновой системе газовая система питания.
Чтобы у бортового компьютера авто не возникло аварийного режима работы, в конструкцию ГБО вместо бензинового клапана, перекрывающего поступление бензина, включены эмуляторы бензиновых форсунок, которые подают сигналы на бортовой компьютер о якобы штатном режиме работы форсунок.
Принцип работы ГБО 3 поколения сводится к подаче газа в распределитель, который на основе сигналов с блока управления, дозирует количество газа и подает их на газовые форсунки, установленные на впускном коллекторе.
Существенным недостатком ГБО этого поколения очень медленная реакция электронного блока и смесителя на изменение режима работы силовой установки.
Конструкция ГБО 3 поколения
Большинство элементов ГБО 3 поколения идентичны более ранним поколениям оборудования. Газ размещается в баллоне с установленным на нем мультиклапаном. Для заправки баллона используется выносное заправочное устройство.
От мультиклапана выходят трубопроводы высокого давления, идущие в подкапотное пространство к газовому клапану.
От него идут трубопроводы к редуктору-смесителю. В салоне устанавливается блок управления газовым клапаном.
От редуктора отходят трубопроводы к распределителю с шаговым устройством, установленный возле впускного коллектора. А от распределителя уже отходят трубопроводы к форсункам.
В конструкцию также включен эмулятор форсунок, перекрывающий поступление в них бензина, при этом создающий сигнал на штатный блок управления топливной системой об их соответствующей работе.
Установка оборудования на инжекторные авто
Большая часть элементов ГБО 3 поколения на инжекторные авто устанавливается также, как и оборудование раннего поколения.
Баллон, в зависимости от особенностей автомобиля, устанавливается либо в багажник, либо на место запаски и закрепляется.
Под бампер или на заднее крыло устанавливается заправочное устройство.
Топливопроводы прокладывают в месте установки бензопровода. Под капотом, обычно с левой стороны возле крыла закрепляется газовый клапан.
Блок управления заводится в салон.
Недалеко от двигателя с левой стороны устанавливается редуктор–смеситель. Устанавливается он там, чтобы обеспечить подключение его к системе охлаждения.
Недалеко от впускного коллектора устанавливается распределитель. Чтобы установить газовые форсунки в коллекторе делаются отверстия. На форсунки инжекторной системы подключается эмулятор.
К блоку управления подключаются проводка, идущая от лямбда-зонда и датчика положения дросселя.
Затем производится проверка всех соединений на отсутствие травления газа и ГБО.
Установка оборудования на карбюраторное авто
Теоретически ГБО 3 поколения можно подключить и на карбюраторное авто, поскольку данное оборудование оснащается своим блоком управления.
При установке на такое авто не потребуется эмулятор форсунок, зато понадобиться бензиновый клапан, перекрывающий поступление бензина.
Но без лямбда-зонда и датчика дроссельной заслонки оборудование работать не сможет, поэтому придется решать эту проблему, что не так просто.
Можно конечно заменить распределитель с электронным блоком управления на обычный вакуумный редуктор-регулятор, но тогда оборудование будет относиться к 1 поколению.
Подводим итоги
ГБО 3 поколения по конструкции почти не отличается от 2 — го, поэтому установить его на авто самому можно.
Крепление многих элементов и подключение их довольно простое. Но перед установкой смесителя с шаговым устройством придется с автомобиля снимать коллектор, чтобы проделать отверстия под газовые форсунки.
Важно также правильно подключиться к лямбда-зонду и датчику дросселя, чтобы они и дальше передавали данные на штатный электронный блок управления, иначе будет возникать ошибка в его работе, и он не даст запустить силовую установку.
Также правильно подключение даст возможность в любой момент переходить с бензина на газ и обратно. То же касается и эмулятора бензиновых форсунок.
Медлительность реакции работы смесителя ГБО 3 поколения, а также слабые показатели по Евро привело к очень малому использованию этого оборудования.
Можно сказать, что оборудование 3 поколения является переходным между 2 и 4, при этом не очень удачным.
Встречается оно крайне редко, и в большинстве в виде штатного газового оборудования на некоторых иномарках.