Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — устройство, которое контролирует температуру охлаждающей жидкости двигателя и через ЭБУ (касается инжекторных автомобилей) влияет на количество оборотов мотора, угол опережения зажигания, качество топливной смеси и частоту вращения вентилятора охлаждения, расположенного около радиатора.
Поэтому неисправность датчика влечет за собой появление ряда ошибок и сбоев в работе двигателя.
Отдельно поговорим об ошибках датчика, которые появляются в ЭБУ, и особенностях их устранения.
На каких авто часто возникает такая проблема
Неисправность ДТОЖ может возникать на многих автомобилях, но по статистике чаще всего она встречается на машинах ВАЗ-2107, 2110, 2112, Приора и 2114. Из иномарок с такими трудностями, как правило, сталкивается Пассат Б3.
Во всех случаях симптомы неисправности похожи, что упрощает ее диагностику и поиск.
Где находится ДТОЖ
Многие автовладельцы не знают, в каком месте искать ДТОЖ. Часто он расположен на двигателе возле магистрали выпуска отработанных газов, что позволяет быстро к нему добраться и заменить.
В большинстве случаев он может находится в следующих местах:
- радиатор;
- верхний патрубок, который соединяет радиатор и блок цилиндров;
- кожух термостата;
- под крышкой ГБЦ.
Конструкция датчика
ДТОЖ имеет простую конструкцию, обеспечивающую надежность и точность работы. При подключении один вывод крепится к кузову с «массой», а второй — к бортовой 12-вольтной сети машины.
Устройство состоит из следующих элементов:
- термистор — деталь с сопротивлением, которое меняется с учетом температуры ОЖ;
- электрический разъем;
- корпус датчика;
- уплотнительная прокладка.
До появления термисторов использовался упрощенный датчик — термореле. При нагреве до определенной температуры контакты замыкались и помогали в прогреве мотора. После охлаждения происходило размыкание контактной группы и разрыв цепи.
Для чего нужен ДТОЖ, принцип работы
Встроенные в автомобиль датчики температуры охлаждающей жидкости работают от 5 В. Электрический импульс подается на блок управления двигателем, который контролирует показатели и определяет дальнейший алгоритм действий.
Суть работы термистора проста. При холодном моторе он имеет наибольшее сопротивления, но по мере нагрева оно постепенно снижается.
В некоторых современных машинах (и ДВС) датчик может выполнять и другие функции. Полученная от него аналоговая информация помогает ЭБУ управлять термостатом с электронным управлением.
Принцип действия ДТОЖ зависит от его вида, они отличаются по температурному коэффициенту, который бывает:
- Отрицательный. Предусматривает снижение сопротивления при нагреве.
- Положительный. Устроен таким образом, что при росте температуры сопротивление увеличивается.
От правильности работы датчика контроля ОЖ зависят следующие функции авто:
- подготовка топливной смеси для дальнейшей подачи ее в цилиндры;
- установка корректного угла зажигания, от которого зависит расход топлива, мощность мотора и количество вредных выбросов;
- повышение оборотов холодного мотора;
- включение вентилятора для охлаждения антифриза или тосола в системе.
Почему датчик температуры показывает неправильно низкую температуру
Датчики ДТОЖ имеют свойство ошибаться и зачастую неправильно определяют температуру. Один из вариантов — значительное занижение параметра на 10-15 градусов.
В таком случае система уже нагрета выше нормы, но информация на приборной панели не отображается.
Результатом может стать увеличение уровня ОЖ и перегрев мотора.
- «зависание» термостата;
- недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
- отключение ДТОЖ от ЭБУ;
- сбои в цепочке питания или отправки информации;
- поломка ЭБУ;
- загрязнение датчика;
- брак изделия.
Про способы диагностики неисправностей мы поговорим ниже.
Почему датчик температуры показывает неправильно высокую температуру
Обратная ситуация, когда датчика показывает слишком высокую температуру ОЖ.
На приборной панели появляется сообщение о перегреве или указывается завышенный показатель, но на практике отклонений в температуре нет.
При этом блок управления ограничивает дальнейший нагрев мотора, что приводит к сбоям в пуске и увеличению расхода топлива.
- дефицит охлаждающей жидкости в системе из-за повреждения радиатора или трубок;
- проблемы с уплотнением или повреждения на радиаторной крышке;
- неисправность вентилятора системы охлаждения;
- застрявший термостат;
- сбои в работе водяного насоса;
- забитый мусором радиатор;
- проблемы с датчиком температуры;
- некачественный или вовремя не замененный антифриз.
Почему постоянно дергается стрелка температуры ДТОЖ
Иногда указатель температуры ОЖ, установленный на приборной панели, работает некорректно. Из-за ошибок в интерпретации возможен перегрев мотора, снижение его тяги или иные трудности.
- снижение уровня ОЖ ниже допустимой нормы в результате утечки или других причин;
- повреждение крыльчатки насоса;
- загрязнение радиатора и ухудшение теплообмена;
- появление воздуха в системе охлаждения;
- неисправности реле или вентилятора;
- повреждение термостата;
- проблемы с разъемами в цепи;
- сбои в работе ДТОЖ;
- проблемы в работе термостата.
Как распознать неисправность ДТОЖ
Как отмечалось, датчик контроля температуры ОЖ имеет простую конструкцию и редко выходит из строя.
- снижение оборотов мотора вплоть до остановки;
- трудности с прогревом двигателя;
- увеличение потребления горючего;
- проблемы с пуском ДВС;
- усиление детонации при отключении зажигания;
- протечка корпуса датчика;
- частые проблемы с перегревом;
- повышенные холостые обороты.
Дополнительным признаком неисправности являются ошибки, которые выдает ЭБУ. Подробнее по типу кодов и их расшифровке мы остановимся в отдельном разделе.
Как проверить ДТОЖ
При появлении подозрений на неисправность датчика можно обратиться на СТО или сделать работу самостоятельно.
При выборе последнего варианта доступно два пути:
- Проверка без термометра со снятием и прямо на авто.
- Проверка с термометром со снятием и прямо на авто.
Проверка без термометра со снятием и прямо на авто
Если под рукой нет измерителя температуры, действуйте следующим образом:
- Осмотрите ДТОЖ на факт потеков охлаждающей жидкости или ржавчины.
- Снимите разъем с датчика или демонтируйте устройство полностью. При выборе второго варианта отключите клеммы-контакты и убедитесь в подаче питания.
- Подключите щупы мультиметра к выводам датчика и измерьте сопротивление на холодном двигателе. Для обеспечения нужной температуры может потребоваться выкручивание датчика и окунание ДТОЖ в холодную воду.
- Запустите мотор и дождитесь момента запуска вентилятора. Если датчик выкручен, окуните его в кипяток.
- Еще раз измерьте переходное сопротивление.
- Сравните полученные данные с теми, что приводит завод-изготовитель.
С термометром
Более распространенный вариант — проверка ДТОЖ путем снятия и с применением термометра.
Алгоритм такой:
- Дайте двигателю остыть до 40-50 градусов Цельсия.
- Снимите клемму «минус» с АКБ.
- Отбросьте колодку питания от ДТОЖ.
- Открутите датчик (немного жидкости может пролиться).
- Наберите чайник воды и нагрейте последнюю.
- Опустите в теплую воду часть датчика, которая проводит измерения;
- Подключите мультиметр на выводах ДТОЖ и переключите устройство в режим омметра.
- Опустите в воду электронный термометр.
- Измеряйте показания омметра и термометра с шагом где-то 5 градусов.
- Делайте записи в специальном документе.
- Сравните данные с информацией к мануалу автомобиля.
Зажимать устройство необходимо с помощью ключа до упора без фанатизма, после подключить его и залить охлаждающую жидкость.
Можно ли отключить датчик
В задачу датчика ДТОЖ входит обеспечение стабильной работы мотора. От правильности функционирования прибора напрямую зависит работоспособность автомобиля. Снимать датчик и ездить без него нельзя.
Нарушение этого правила может привести к сбоям в системе охлаждения и ряду других последствий:
- повышение температуры выше допустимого уровня;
- перегорание прокладки;
- увеличение расхода горючего;
- трудности с пуском мотора «на холодную»;
- появление ошибки обрыва цепи от ЭБУ.
Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости
Одним из первых на сбои ДТОЖ реагирует блок управления автомобиля. В нем формируются ошибки, по которым можно узнать причину неисправности и устранить нее. Ниже приведем список основных ошибок, их причины и способы устранения.
Р0115 — «ДТОЖ — неисправность электрической цепи»
Появление ошибки свидетельствует о выходе напряжения за пределы 0.14 — 4.91 В, что соответствует температурному диапазону от -40 до +140 градусов Цельсия.
Причины появления кода в следующем:
- КЗ в цепочке ДТОЖ;
- нарушение целостности внутренних элементов;
- повреждение изоляции проводов;
- обрыв электрической цепи.
Ошибка Р0115, как правило, появляется со следующими неисправностями:
- трудности с пуском двигателя на «холодную»;
- включение блоком управления аварийного режима и прием температуры ОЖ на уровне +80 градусов Цельсия (может отличаться в зависимости от марки / модели авто);
- колебания оборотов до прогрева силового агрегата до +80 градусов Цельсия.
При появлении кода Р0115 можно продолжать пользоваться авто, но лучше устранить проблему сразу при появлении неисправности.
Р0116 — «ДТОЖ, диапазон / производительность»
Также причиной может быть сохранение одинакового напряжения с момента остановки силового агрегата до следующе запуска.
В большинстве случаев неисправность объясняется поломкой ДТОЖ или термостата.
Распознать ошибку Р0116 можно по ряду симптомов:
- неустойчивая работа мотора до прогрева;
- принудительный перевод ДВС в аварийный режим;
- сложности с пуском силового агрегата на «горячую» или «холодную».
Для решения сбоев, связанных с ошибкой Р116, придется отремонтировать или поменять термостат, проверить ДТОЖ.
Появление такого кода не критично и позволяет продолжать эксплуатацию авто. При этом затягивать с посещением СТО не стоит.
Р0017 — «ДТОЖ, низкий уровень сигнала на выходе»
В большинстве случаев ошибка появляется, если от датчика к ЭБУ приходит напряжение меньше 0.14 В. Для многих случаев этот параметр является пороговым, но для каждого авто он может отличаться.
- обрыв одного или более проводов, которые идут от датчика к блоку управления;
- нарушение целостности электрического разъема датчика;
- поломка ДТОЖ;
- окисление контактов;
- КЗ между сигнальными контактами.
Неисправность можно распознать по следующим симптомам:
- сложности пуска двигателя на холодную;
- работа вентиляторов без остановки;
- колебания оборотов мотора до выхода на оптимальную температуру.
Р0118 — «Высокий уровень сигнала»
Код фиксируется в ЭБУ, если напряжение на выходе датчика больше 4.91 Вольт в течение 0,5 с и более. Причины, симптомы и способы устранения аналогичны тем, что характерны для Р0117. В большинстве случаев причиной является обрыв цепи ДТОЖ.
Р0119 — «Ненадежный контакт электрической цепи»
Появление ошибки свидетельствует о том, что от ЭБУ на ДТОЖ приходит ошибочный или обрывистый сигнал. Это может объясняться плохим контактом или нарушением целостности изоляции.
Определить неисправности можно по следующим признакам:
- трудности с пуском двигателя, который не прогрет;
- нестабильная работа холодного мотора.
Также стоит пошевелить проводами для выявления КЗ и почистить контактные соединения.
Датчик температуры ОЖ — конструктивно простой, но важный узел. От правильности его работы зависит функционирование двигателя, качество подготовленной горючей смеси и экономичность.
Повреждение детали может привести к сбоям в работе и даже поломки силового агрегата. Для предотвращения таких проблем важно вовремя реагировать на симптомы поломки и устранять их.