Сегодня мы проговорим про ШРУС автомобиля, для чего он нужен, его устройство и принцип работы.
Сделать приводными колеса автомобиля, имеющие независимую подвеску, было бы невозможно без использования особых сочленений, способных передавать вращение без потерь от коробки передач к ведущим колесам даже при значительных углах между элементами сочленения.
Попытка использовать шарниры неравных угловых скоростей, примером которых могут служить рулевой шарнир или шарнир карданного вала, успехом не увенчались. Они просто не могли передавать вращение при значительных углах.
Также при больших углах элементы шарнира испытывали сильные нагрузки, что приводило к быстрому выходу его из строя.
Выходом из ситуации стало создание шарниров равных угловых скоростей, они же ШРУСы, «Гранаты».
ШРУС – сочленение в приводе ведущих колес, имеющих независимую подвеску, позволяющих совершать передачу вращения без потерь с углом до 70 град. между осями.
Первые шарниры такого типа появились еще в 20-годах прошедшего века.
Типы шарниров равных угловых скоростей
Шарниров равных угловых скоростей, как было создано, несколько, и все они в той или иной мере использовались на автотранспорте.
Одним из таких сочленений является «Тракта».
Состоит он из втулок и фасонных кулаков, каждого из элементов – по два.
На основе данного шарнира позже был создан кулачково-дисковый шарнир, состоящий из вилок, кулаков и диска. Эти сочленения зачастую устанавливаются на грузовики.
Еще одним ШРУСом является «Веисс» — шариковый шарнир с делительными канавками.
Состоит он из кулаков, рабочих шариков, центрирующего шарика и фиксаторов штифтового типа.
Следующий шарнир имеет название «Рцеппа». Этот шариковый ШРУС состоит из обойм, рабочих шариков и делительного рычага.
Самое большее распространение на легковых авто получил ШРУС «Бирфильд». Данный ШРУС тоже является шариковым, с делительными канавками. Состоит он из двух обойм, сепаратора и шариков. В дальнейшем рассматривать будет его.
На каждый приводной вал устанавливается по два ШРУСа – внешний и внутренний.
Внешний ШРУС.
Обеспечивает передачу вращения даже под углом, в случае ШРУСа «Бирфильд» — это до 45 град. Но в результате смены углов, приводной вал обязан менять свою длину.
На современных авто это обеспечивает еще один тип ШРУСа – GKN (смотрите рисунок выше).
Конструктивно он схож с «Бирфильд», но имеет удлиненную внешнюю обойму, что позволяет внутренней, соединенной с приводным валом, перемещаться внутри внешней обоймы.
Важно почитать: Замена пыльника внутреннего ШРУСа на популярных моделях автомобилей.
Но это влияет на величину угла между осями, у GKN угол не превышает 20 град.
Конструкция и принцип работы
Более подробную конструкцию и принцип работы ШРУСов рассмотрим на примере авто ВАЗ-2199.
Данное авто обладает передним приводом, поэтому в конструкции привода задействованы ШРУСы.
Внешний элемент у этого авто выполнен по типу «Бирфильд».
На конце приводного вала, идущего от коробки передач, имеется внутренняя обойма с 6 канавками.
Внешняя обойма на внутренней поверхности имеет канавки. Сама обойма соединена с валом, на котором имеются шлицы, вставляющиеся в ступицу колеса.
Внутренняя обойма входит во внешнюю и в имеющиеся канавки обеих обойм помещены металлические рабочие шарики. Чтобы шарики не выпадали, они вставлены в сепаратор.
Работает этот ШРУС так: при движении колесо за счет независимой подвески постоянно перемещается относительно кузова авто, при этом угол между приводным валом и валом, вставленным в ступицу, постоянно изменяется из-за неровностей дороги.
Шарики, перемещаясь по канавкам, обеспечивают постоянную передачу вращения при смене угла.
Конструкция внутренней «гранаты», которая у данного авто имеет тип GKN, та же, что и внешней, но внешняя обойма несколько длиннее, это и обеспечивает изменение длины приводного вала.
Наезжая на кочку, угол на внешнем ШРУСе меняется, а само колесо идет вверх. При этом смена угла влияет на длину самого приводного вала.
В случае применения GKN ШРУСа, внутренняя обойма вместе с шариками может заходить вглубь внешней обоймы, тем самым изменяется длина вала.
Конструкция шариковых шарниров с делительными канавками очень надежна, но при одном условии. Они очень чувствительны к загрязнению.
Попадание внутрь «гранаты» пыли и песка приводит к ускоренному износу канавок и шариков.
Поэтому внутренние элементы данного сочленения должны быть прикрыты пыльниками.
Повреждение пыльника приведет к вытеканию смазки ШРУСа и попаданию внутрь песка.
Выявить проблему с данными элементами очень просто – при полном повороте колес и начале движения со стороны приводных колес будут слышны характерные щелчки.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Почему хрустит ШРУС, диагностика и устранение неисправностей.
Выбор шарнира
Выбор нового ШРУСа, при обнаружении выхода старого из строя – дело серьезное.
Приобретать нужно только сертифицированные элементы хоть и стоимость их может быть дороже, но это исключит возможность приобретения восстановленного шарнира или сделанного с несоответствующего материала.
Сразу же следует проверить пыльники на наличие повреждений.
Если покупка «гранаты» производится для иномарки, то важно учитывать также и технические характеристики силовой установки.
Ведь на зарубежное авто может устанавливаться несколько типов силовых установок, с разными мощностными показателями.
Если не брать это в расчет, то возможно, что новый ШРУС будет не рассчитан на работу с двигателем, который установленный на конкретную марку машины.