Если вспомнить школьную программу физики, то гидроудар — это кратковременное резкое изменение скорости, направления движения, давления в потоке жидкости, которое может возникнуть в замкнутом пространстве в результате закрытия или открытия створок (задвижек, клапанов). Он может быть положительным (при закрытии створок) и отрицательным при их резком открытии.
К привязке к двигаетелю
Если этот термин привязать к двигателю, то гидроудар происходит при попадании воды в камеру сгорания и ее дальнейшем сжатии поршнем, т.е. резко меняется направление движения жидкости в противоположную сторону от изначального и создается большое давление.
Чем опасен для двигателя, возможные последствия
Гидроудар двигателя может вызвать следующие последствия:
- деформация вкладышей;
- клин мотора;
- повреждение поршневых колец;
- искривление коленвала, распредвала и кривошипно-шатунных механизмов.
Если инерции достаточно для дальнейшего движения, происходят более серьезные разрушения, вплоть до деформации головки блока цилиндров.
Основные причины гидроудара двигателя
Наиболее распространенная причина — попадание воды в камеру сгорания при движении через глубокое водное препятствие (глубока лужа, брод и т.д.). Как правило, жидкость проходит через воздуховод в моторном отсек.
Возможны и другие причины гидроудара, которые не связаны с попаданием воды в двигатель:
- неправильная работа системы охлаждения;
- перегрев мотора, из-за чего внутри цилиндров появляются пары, а потом и вода;
- неправильно выставленный момент зажигания, из-за чего смесь зажигается раньше времени, и возникает высокое давление;
- применение некачественного топлива, в котором имеется большое содержание воды;
- попадание в камеру сгорания большого количества бензина по причине неправильной работы ЭБУ;
- ошибки в работе клапанов открытия и закрытия;
- попадание чрезмерного количества масла в камеру сгорания.
Другие причины, по которым двигатель может заглохнуть
Причиной того, что машина заглохла после проезда глубокой лужи, может быть не только гидроудар, но и другие неисправности, вызванные водой, которая может попасть на следующие элементы и узлы:
- Электрические узлы: датчик, свечи зажигания или проводка. Нужно дать машине просохнуть и попробовать завестись снова. Если это не помогло, стоит провести диагностику. Во многих случаях гидроудар проявляет себя снижением компрессии, а устранение последствий мало чем отличается от капремонта.
- Система впрыска топлива или воздушный фильтр. В результате происходит нарушение процесса смешения топлива и воздуха, а впоследствии остановка мотора.
- Система зажигания. Нарушается процесс воспламенения свечей, что не позволяет двигателю работать в обычном режиме.
Т.е. если после проезда глубокой лужи двигатель заглох, не издав посторонних звуков, скорее всего проблема связана с повреждениями в электросистеме.
Гидроудар гидроудару рознь
Последствия гидравлического удара зависят от отношения двух объемов: камеры сгорания и попавшей внутрь воды.
Здесь события могут развиваться по нескольким направления:
- Машина движется на скорости, к примеру, больше 30 км/час, и в мотор попадает большое количество воды – по причине сильной инерции произойдет гидроудар, который сразу выведет цилиндра-поршневую группу двигателя из строя.
- Небольшая скорость движения авто (до 20 км/час) при большом количестве воды в камере сгорания – незначительные повреждения, которые скорее всего тоже приведут к ремонту мотора.
- Небольшой объем воды при маленькой скорости движения – в такой ситуации можно избежать поломки деталей двигателя. Но тут есть НО.
К примеру, через несколько дней после инцидента машина глохнет, а разборка ДВС показывает повреждение шатуна, поршня, блока цилиндров или иных элементов.
Если машина находится на гарантии, владелец обращается к дилеру и требует отремонтировать двигатель. Сотрудники сервиса не торопятся делать ремонт, ведь им необходимо определить причину.
Как правило, неисправность списывается на дефект мотора, или в качестве причины озвучивается гидроудар без наличия доказательств.
В последнем случае может быть подан иск в суд, который долго рассматривает запрос и часто выносит не подходящий владельцу вердикт.
Но на практике опытный мастер может распознать последствия гидроудара, если знает его симптомы.
Признаки гидроудара
Эксперты выделяют ряд признаков, которые позволяют распознать гидроудар. Для наглядности разделим их на две группы — внешние и внутренние.
Первые можно заметить почти сразу после выполнения минимальных действий, а вторые — после разборки мотора.
Внешние
К внешним признакам гидроудара можно отнести:
- деформация гофры или следы воды на корпусе воздушного фильтра;
- странные звуки в виде скрежета или треска;
- сильные вибрации, сопровождаемые дерганьем машины;
- резкое снижение мощности мотора или полная его остановка.
Внутренние
К внутренним симптомам стоит отнести:
- следы воды на стенках воздуховодов и заслонки дросселя;
- нагар на стенке цилиндра выше места, где останавливается верхнее поршневое кольцо в положении ВМТ;
- незначительная деформация или серьезное повреждение шатуна;
- появление перекоса при работе цилиндра и заметные следы трения с одной из сторон;
- следы контакта с поршнем на цилиндре, которые легко распознать по блестящей поверхности;
- следы «диагонального» износа на вкладышах, что проявляет себя появлением «блестяшек» по бокам;
- падение степени сжатия из-за увеличения пространства после достижения ВМТ.
Что происходит при попадании воды в двигатель
При рассмотрении гидроудара важно понимать, какие процессы происходят в двигателе при попадании внутрь воды.
Ситуация развивается следующим образом:
- Вода оказывается в камере сгорания.
- Поршень направляется вверх и упирается в не предусмотренное конструкцией двигателя препятствие.
- Шатун испытывает чрезмерную нагрузку так как не может двигаться вперед.
- Но машина продолжает двигается, из-за чего поршень идет к ВТМ, несмотря на водное препятствие.
- Шатун не выдерживает созданного давления и деформируется.
- Появляются проблемы в движении поршня из-за возникшего перекоса.
- Происходит деформация юбки. При этом внешне заметить проблему не всегда удается.
Возможна и другая ситуация, когда из-за деформации шатуна поршень «садится» на противовесы коленчатого вала. Результатом становится частичное или полное повреждение деталей цилиндра-поршневой группы.
Вторая ситуация, когда внутрь попало небольшое количество воды. В таком случае жидкость вылетает через выхлопную систему, а машина продолжает движение.
Если повреждение шатуна незначительное, ситуация развивается следующим образом:
- Шатун работает при условии осевых нагрузок и дополнительных напряжений.
- Металл быстрее «устает» и через 5-7 тысяч километров пробега начинает разрушаться.
- Двигатель выходит из строя по причине отсроченных во времени последствий гидроудара.
Особенности гидроудара дизельного двигателя
Дизельные двигатели в случае попадания воды сразу выходят из строя. У них не бывает ситуации, когда проблема проявляется через несколько тысяч километров.
Последствия видны мгновенно, а результатом является капитальный ремонт.
Что делать, если случился гидроудар
При появлении первых подозрений на гидроудар сделайте следующие шаги:
- Заглушите мотор, чтобы избежать более серьезных последствий.
- Вскройте кожух воздушного фильтра и оцените состояние внутренней части. Наличие влаги на фильтре — признак несущественного гидроудара. Заводить мотор в таком случае нельзя. Аналогичная рекомендация касается случая, когда фильтр искривлен.
- Обратите внимание на внутреннюю часть воздушного фильтра и трубы, которая идет к заслонке дросселя. Если внутри воды нет, значит, она уже в камере сгорания.
- Проверьте катушку, датчики и проводку. Если вода попала на них, а воздушный фильтр не имеет признаков воды, после сушки попытайтесь повторно завести мотор.
- Уберите влагу из фильтра и воздуховодов. Используйте чистую ветошь или салфетки.
- Открутите свечи и прокрутите двигатель. Обратите внимание, вылетает ли из отверстий вода. Если коленчатый вал вращается со скрипом и посторонними звуками, самостоятельно решить проблему с гидроударом вряд ли получится.
- По возможности разберите тракт впуска, чтобы убедиться в отсутствии воды.
После вскрытия двигателя можно увидеть следующие проблемы:
- сажа на поршнях;
- вытекание воды из свечных колодцев;
- появление полос износа на вкладышах;
- образование нагара на цилиндрах и т. д.
Проверка двигателя на наличие воды
Главная задача автовладельца — проверить ДВС на наличие влаги внутри.
Работа проводится в несколько этапов:
- Осмотрите воздушный фильтр. Если он мокрый, снимите ГБЦ и коллектор впуска. Обратите внимание на щуп для изменения уровня масла. Если на нем есть вода, после устранения неисправностей поменяйте масло.
- Попробуйте прокрутить коленвал или прокатить машину на второй скорости. Если автомобиль движется, значит, сильных деформаций нет.
- Проверьте систему зажигания. Выкрутите и проверьте свечи, удалите воду из цилиндров. Снимите провода и протрите их контакты. Для удаления влаги используйте WD-40. После просушки проверьте свечи на наличие искры.
- Оцените состояние системы питания. Попадание воды может привести к замыканию, поэтому проверьте предохранитель на целостность.
Можно ли восстановить машину после гидроудара? Сколько будет стоить ремонт двигателя
После гидравлического удара может потребоваться полная или частичная разборка мотора с последующей диагностикой КШМ.
После выявления неисправностей проводится шлифование, восстановление или установка новых деталей.
Если в момент попадания воды в мотор машина двигалась с большой скоростью, с высокой вероятностью придется делать капремонт.
На практике ремонт двигателя после гидроудара мало отличается от стандартной «капиталки».
Это значит, что владельцу придется раскошелиться на замену роликов, ГРМ, шатунов, блока цилиндров и других элементов. Чтобы снизить расходы, многие автовладельцы покупают новый или контрактный мотор для замены.
Почему рекомендуется заменить шатунно-поршневую группу (ШПГ) целиком
В большинстве случаев вскрытие двигателя не показывает явных повреждений. Причина в том, чтобы глубокие лужи редко кто проезжает на большой скорости и высоких оборотах.
Чаще всего вскрытие показывает небольшую деформацию одного или группы шатунов. Для решения проблемы лучше поменять ШПГ (шатунно-поршневую группу) в комплекте.
Этому есть две причины:
- Даже при небольшом искривлении нарушается геометрия поршня.
- Выявить отсутствии дефекта «на глазок» не получится, а специальных приспособлений для этого нет. Вот почему лучше сделать замену.
Исключением являются случаи с двигателем старых авто, которым осталось недолго. В таком случае можно частично поменять элементы ШПГ.
В каких случаях замена блока цилиндров в сборе с «внутренностями» выгодна?
Новые машины комплектуются технически сложными моторами с блоком из алюминия и множеством герметичных каналов. Для таких ДВС замена ШПГ и проверка коленчатого вала — сложная работа, требующая привлечения квалифицированных мастеров. Далеко не на всех СТО есть работники, которые смогут сделать ремонт.
Что делать, чтобы не поймать гидроудар?
Для защиты от гидроудара стоит следовать следующим рекомендациям:
- будьте осторожны при преодолении водных преград;
- старайтесь избегать проезда глубоких луж, ручьев или брода;
- при невозможности объехать водное препятствие проезжайте его на минимальных оборотах, медленно и без ускорений;
- измерьте глубину препятствия и старайтесь, чтобы вода не доставала до фильтра и воздухозаборника;
- ни в коем случае не останавливайтесь посредине лужи, ведь при высоком уровне воды высок риск получить гидроудар.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Советы редакции
Гидроудар — реальная проблема, с которой сталкиваются многие автовладельцы.
Не стоит думать, что преодоление глубокой лужи обойдется без последствий. Известно много случаев, когда попадание воды в двигатель заканчивалось большими финансовыми расходами и необходимостью капремонта.
Во избежание проблем лучше дождаться уменьшения воды или выбрать другой путь. Таким способом вы потратите больше времени, но сэкономите деньги на ремонте мотора.