В удобстве управления автомобилями, оснащенными автоматическими коробками передач, сомневаться не приходится.
В условиях городского движения, с его постоянными пробками, светофорами и пешеходными переходами, использование АКПП абсолютно гармонично и дает уверенность даже молодым водителям.
Сегодня мы поговорим о том, какие разновидности автоматических трансмиссий существуют, а также дадим оценку каждому из них.
Гидравлическая автоматика
Гидравлические АКПП — это классический вариант подобных коробок. Их особенность в отсутствии связи между колесами и мотором.
Крутящие усилия в такой системе передаются через специальную гидравлическую жидкость с помощью использования двух турбин.
Эволюция коробок гидравлического типа привела к тому, что оперативное управление ими полностью отдано специальной электронике.
Это способствовало появлению различных режимов работы коробки автомат, таких как спортивный, экономичный, зимний и т.п.
Помимо этого, водители получили возможность ручного выбора нужной передачи.
По сравнению с механикой, гидравлические трансмиссии более «прожорливые» и менее динамичные.
Вместе с этим отметим, что современные гидрокоробки научились адаптироваться под стиль езды водителя, чем практически полностью нивелировали свою «задумчивость».
Роботизированные трансмиссии
Роботизированные трансмиссии — это гибридный вариант механической трансмиссии и автомата.
По своему устройству роботизированные коробки имеют неимоверное сходство с механикой, однако работа и управление переключениями осуществляется полностью автоматически.
Такой тип коробок позволил решить проблемы, связанные с излишними топливными затратами «автоматов».
Потери динамики тоже сократились, но в процессе эксплуатации выяснилась одна неприятная закономерность: чем молниеноснее разгон, тем отчетливее чувствуются переходы с одной ступени на другую.
Это явление можно было сравнить с подергиванием некачественно работающих автоматических коробок.
Автопроизводители не могли мириться с существующей проблемой.
Доработки не заставили себя долго ждать. Немецкий концерн «Volkswagen» изготовил роботизированную трансмиссию, получившую два сцепления.
Она была названа «DSG». Водители наверняка слышали эту аббревиатуру. Коробка получила пару дисков сцепления, управляющих разными передачами. Один «заведовал» четными ступенями, второй – нечетными.
Переключение скоростей благодаря этому стало практически незаметным.
К сожалению, если первые серии «роботов» можно было назвать дешевыми, то в отношении «DSG» это определение никак не подходит.
Основной «минус» современных роботизированных коробок – высокая цена.
Вариатор
Вариаторный тип трансмиссии является бесступенчатым. Эти коробки имеют возможность осуществлять плавное изменение крутящего момента.
По сути, вариатор является бесступенчатым «автоматом», у которого отсутствует постоянное значение передаточного числа.
Даже новая гидротрансформаторная коробка работает таким образом, что её циклы можно отследить по величине оборотов и рабочему звуку.
Вариаторные трансмиссии функционируют чрезвычайно размеренно, сохраняя баланс скорости и вовремя «подхватывая» момент смены передачи.
Чтобы несколько снизить монотонность, вариаторы получили виртуальные ступени, которые стали проводить имитацию переключения.
Данный факт позволил водителям ощущать максимальную схожесть с работой обыкновенных гидравлических АКПП.
Визуальное сходство работы никак не повлияла на то, что вариаторы гораздо ограниченнее потребляют горючее и имеют значительно больший КПД работы силового агрегата.
Отрицательными качествами вариаторов являются серьезная ограниченность рабочего ресурса, редко превышающая отметку двухсот тысяч километров, а также дороговизна обслуживания.
Перспективы развития
Оценивая перспективы развития различных типов трансмиссий, можно однозначно заявить, что будущее за «роботами».
Да, роботизированные коробки достаточно сложно устроены и пока весьма дорогие для внедрения.
Все предпосылки будущей массовости они имеют, а значит, эти недостатки вскоре будут доработаны.
Вариаторы тоже не будем спешить списывать со счетов. Они очень популярны в Америке и Азии, а эти рынки весьма крупные.
Единственным типом коробок, которые явно «отходят», являются гидротрансформаторные АКПП.
В условиях ограниченности ресурсов излишняя «прожорливость» делает их нерентабельными.
Если учесть, что и технически гидрокоробки явно проигрывают своим конкурентам, то предполагать можно только их постепенный сход с рынка.
Автогиганты будут серьезно сокращать количество таких трансмиссий, полностью отказываясь от их использования.
И не исключено, что перечень видов автоматических коробок передач будет только расширяться.