Газобаллонное оборудование пятого поколения, это еще одна ступень к более рациональному использованию топлива в автомобилях.
В этой статье мы поговорим про устройство ГБО 5 поколения, особенности его работы и чем оно отличается от своих старших собратьев.
Постоянное совершенствование силовых установок автомобилей только положительно сказывается на их производительности. Показатели по мощности увеличиваются, а потребление топлива при этом снижается.
Достигается это зачастую путем улучшения системы подачи топлива.
Но порой даже этого недостаточно, чтобы автомобиль являлся очень экономичным, тем более в условиях постоянного увеличения стоимости бензина.
Альтернативой этому топливу всегда выступал газ, но особенностью этого топлива является больший расход по литрам, чем бензина.
Но и производители газобаллонного оборудования не прохлаждаются, а постоянно ищут пути минимизировать разницу в расходе газа и бензина силовой установкой.
Одним из путей сокращения такой разницы стало обеспечение подачи газа в жидком состоянии вплоть до впускного коллектора.
Работа в этом направлении привела к появлению принципиально новой конструкции газобаллонного оборудования, которое стало обозначаться, как ГБО 5 поколения.
ГБО 5 поколения
Официальное обозначение данного поколения оборудования — Liquid Propane Injection, или же LPI.
Основным отличием этого оборудования от предыдущих поколений – распределенная подача газа во впускной коллектор в жидком состоянии, что обеспечивает высокую точность дозирования, и как следствие более экономичное потребление газа.
Чтобы этого добиться, конструкторам пришлось практически по новой создавать оборудование, поскольку элементы ГБО предыдущих поколений технологически обеспечить подачу газа в жидком состоянии уже не могли.
Дополнительно ряд нововведений в конструкцию оборудования привело к тому, что ГБО 5 поколения в обслуживании уже не нуждается.
Конструкция и принцип работы
Конструкция ГБО 5 поколения довольно интересная. Чтобы осуществлялась подача газа в жидком состоянии, в конструкцию пришлось включить насос высокого давления для подачи сжиженного газа.
Чтобы снизить общее количество элементов оборудования, насос высокого давления разместили прямо в газовом баллоне.
А чтобы он не вышел из строя из-за механических примесей, имеющихся в газе, на универсальном заправочном устройстве при заправке используется переходник с установленным в него керамическим фильтром.
Как и раньше, из баллона газ, но уже под высоким давлением, посредством магистралей подается в подкапотное пространство.
Материал изготовления этих магистралей тоже заменили, если раньше применялись трубопроводы из меди, то сейчас от бака идут две одиночные магистрали, сделанные из синтетического волокна.
Одна из магистралей обеспечивает подачу газа в подкапотное пространство, вторая обеспечивает возврат неиспользованного газа обратно в бак, так называемая «обратка».
Поскольку газ подается в жидком состоянии, то и редуктор-испаритель в таком оборудовании уже не нужен. А вот регулировать давление и распределять газ все же нужно, и эти функции в ГБО 5 поколения возложены на блок клапанов с регулятором давления.
Заключительным элементом механической составляющей газобаллонного оборудования 5 поколения являются форсунки, установленные во впускной коллектор, которые и производят дозировку и подачу газа, все еще в жидком состоянии, в камеры сгорания.
Причем расположение форсунок имеет строго определенное положение, чтобы обеспечивалось точное направление подаваемой струи газа в коллектор.
За правильное функционирование всех элементов оборудования отвечает электронная составляющая, состоящая из электронного блока управления.
Он подключается к блоку управления штатной системой питания и преобразует сигналы, идущие от него под правильную работу оборудования.
В итоге, получается, что основная задача по требуемому функционированию ГБО лежит на штатной системе питания авто.
Принцип работы.
Он довольно прост. Насос высокого давления подает газ в жидком состоянии в блок клапанов. Там происходит регулировка давления и распределение его по каналам, идущим к форсункам.
Электронный блок газобаллонного оборудования получает сигнал от штатного блока и передает его на форсунки. Этот сигнал и регулирует время открытия форсунки для подачи газа в коллектор. А поскольку газ жидкий, дозировка его производится более точно.
Достоинства и недостатки ГБО 5 поколения
Но есть у этого оборудования и один существенный недостаток.
Чтобы ГБО пятого поколения правильно функционировало, нужно чтобы газ оставался в жидком состоянии и подавался только под давлением.
А все потому, что пропан-бутан имеет очень низкую температуру испарения, поэтому небольшой простой авто, когда насос высокого давления не работает, приводит к тому, что в магистралях газ переходит газообразное состояние, и образуются газовые пробки.
Чтобы их выгнать из магистралей насосу нужно полностью прокачать систему, чтобы эти пробки попали опять в баллон и газ снова перешел в жидкое состояние.
А для этого нужно время, поэтому переход от использования бензина на газ производится не моментально.
Но в этой ситуации есть и положительная сторона. Конструкторы обеспечили включение насоса в работу сразу после открытия двери авто.
К моменту запуска силовой установки газобаллонное оборудование уже полностью заполнено жидким газом.
Это дает возможность произвести запуск авто с использованием газа, а не бензина, что нельзя было делать на оборудовании более ранних поколений.
А все потому, что газ подается в жидком состоянии и не нужно прогревать двигатель, чтобы в редуктор начал переводить газ в газообразное состояние для дальнейшей подачи в цилиндры.
Имеющийся недостаток проявляется только, если движение началось все же на бензине, и только после был переход на использование газа.
Ну и еще одним недостатком является стоимость этого оборудования – оно очень дорогое и использование его на малолитражных авто может быть экономически не целесообразным.
Зато, ели это оборудование установлено на авто, потребление газа будет практически на уровне потребления бензина, при этом будет отсутствовать потеря мощности силовой установки, а также не потребуется проведение обслуживания этого оборудования.
Единственное, что может потребоваться, так это своевременная замена переходника с фильтром.