Сегодня мы поговорим про роботизированную коробку передач, ее устройство, принцип работы, возможные неисправности и порядок технического обслуживания.
Различие между АКПП и РКПП
Несмотря на то, что обе трансмиссии облегчают водителю управление автомобилем и имеют схожий функционал, они отличаются по конструкции, и соответственно, в обслуживании.
Отличия представлены в таблице.
Используется масло ATF в большом количестве, может достигать и 10 литров. |
Масла используется на много меньше |
|
Обеспечивает мягкое переключение передач |
По сравнению с АКПП переключение передач не такое мягкое и плавное |
|
Коробка тяжелая, тяжело поддерживает динамическое движение, увеличивается расход топлива |
Наоборот, позволяет уменьшить расход, хорошо поддерживает динамическое движение, имеет высокую скорость переключения. |
|
Фрикционы служат долго |
Диски сцепления служат меньше фрикционов |
|
Автомат не позволяет вручную переходить на повышенное или пониженное передаточное число |
РКПП, наоборот, при ручном управлении позволяет это делать. |
|
Высокая стоимость технического обслуживания |
Стоимость обслуживания меньше, чем в АКПП |
Принцип работы роботизированной коробки передач
Роботизированную КПП собирают в алюминиевом корпусе, внутри картера находится три набора шестерен планетарной передачи.
Главная передача соединена с дифференциалом, который позволяет колесам двигаться с разной скоростью, за счет этого узла машина может без проблем поворачивать.
В зависимости от того, какие именно шестерни соединены в данный момент, образуется определенное передаточное число, и автомобиль двигается с заданной скоростью.
Исполнительный электронный механизм не только переключает передачи, но также и выжимает сцепление.
В основном коробкой управляют электрические актуаторы, но иногда встречаются и гидравлические механизмы.
Неисправности роботизированной коробки передач
Все неисправности роботизированной трансмиссии делятся на два вида:
- проблемы, связанные с электроникой;
- механические поломки.
Различного рода поломки обычно сопровождаются характерными признаками:
- на панели приборов автомобиля загорается лампа, фиксирующая неисправность в КПП;
- начинает буксовать сцепление;
- машина двигается с рывками;
- во время движения возникают различные шумы;
- при увеличении оборотов двигателя автомобиль не набирает скорость.
Поломки в механической части коробки-робота случаются такие же, что и в МКПП:
- ломаются зубья шестерен;
- изнашиваются вилки переключения передач;
- начинают шуметь подшипники.
В электронике РКПП все неисправности можно разделить на три основных вида:
- нарушения режим работы блока управления;
- выход из строя электроприводов;
- отказ датчиков.
В процессе эксплуатации в масло попадает различный мусор, образующиеся вследствие износа фрикционов, забивается фильтр, и соленоиды выходят из строя.
«Сухое» сцепление из-за повышенных нагрузок нередко перегревается, и поломка может случиться достаточно рано.
Техобслуживание роботизированной трансмиссии
Чтобы роботизированная коробка передач прослужила как можно дольше, ее необходимо с периодичностью примерно один раз в 50 тыс. км пробега обслуживать и диагностировать на станции ТО, где есть специальное оборудование и квалифицированные специалисты.
Если не соблюдать регламент, трансмиссия выйдет из строя раньше времени, и в этом случае ремонт обойдется дороже.
Самостоятельный ремонт РКПП проводить настоятельно не рекомендуется – неквалифицированный подход к делу может погубить коробку окончательно, и тогда ее придется полностью менять.
Обслуживание и ремонт роботизированной коробки следует производить только в специализированных автомастерских – только там можно получить реальные гарантии на выполненные работы.