Неравномерный износ шин автомобиля, ухудшение управляемости, снижение уровня комфорта и повышение расхода топлива — все это может свидетельствовать о нарушении геометрии колес автомобиля.
В чем особенности развала и схождения? Какие параметры считаются нормой? Как производится регулировка? Эти и другие вопросы обсудим в статье.
Что такое геометрия колес?
Геометрия колес — распространенный термин, который в обиходе автолюбителей и на СТО носит название «развал-схождения».
Этот параметр влияет на следующие параметры машины:
- Управляемость;
- Скорость износа шин;
- Устойчивость.
Регулировка угла развала-схождения обязательна для всех автомобилей, а сама работа должна выполняться мастерами с применением специального оборудования.
Когда необходима регулировка геометрии колес?
Колесо — узел, который выполнен с применением разных материалов, каждый из которых обладает индивидуальными химически и физическими свойствами (весом, центром тяжести, плотностью и так далее).
Если в параметре регулировки нет отклонений, то автомобиль имеет:
- Отличную управляемость;
- Небольшой износ шин;
- Достаточную маневренность;
- Хорошую устойчивость;
- Минимальное потребление топлива;
- Отсутствие дополнительного торможения при движении накатом;
- Низкую склонность к заносам во время поворотов.
Регулировка геометрии колес потребуется в следующих случаях:
- После ремонта ходовой, а именно замены рычагов подвески, шаровых опор, рулевых тяг, маятниковых рычагов и рулевых наконечников. Также рекомендуется сделать развал-схождение после установки новых амортизаторов или стоек, пружин или сайлентблоков. В последних случаях повторная проверка развал-схождения рекомендуется через две-три тысячи километров.
- После выполнения работ, связанных с корректировкой дорожного просвета — установки проставок, замены амортизаторов или пружин на более короткие или длинные.
- После «переобувки» автомобиля. Проверка развал-схождения особенно важна, если шины хранились с нарушением правил (лежа на боку).
- Через каждые 18-20 тысяч пробега или ежегодно (здесь все зависит от того, что наступит раньше).
- После наезда на препятствие или после ДТП.
- После завершения обкатки или в случае покупки б/у автомобиля.
Как распознать нарушение углов развал-схождения, и чем это чревато?
Нарушение параметров развал-схождения легко распознать по следующим признакам:
- Авто уводит в сторону или руль самопроизвольно меняет свое положение при движении по прямой трассе;
- Машина не держит дорогу, из-за чего приходится ее «ловить»;
- В процессе торможения авто тенят в одну из сторон. На скользкой дороге это часто приводит к неконтролируемому заносу;
- Реакция на поворот рулевого колеса затормаживается, руль становится чрезмерно легким или «тупым»;
- Покрышки быстро изнашиваются;
- Руль перестает возвращаться в первоначальную позицию.
Как видно, нарушение геометрии колес негативно влияет на управляемость и устойчивость транспортного средства на дороге.
При появлении любого из перечисленных признаков стоит обратиться на СТО для регулировки развал-схождения. В противном случае возрастает риск потери управляемости, а покрышки износятся много быстрее.
Что такое схождение, нормативные показатели (цифры), как регулируется?
Схождение — параметр, отражающий угол между плоскостью, где вращается колесо, и направлением движения. Другими словами, это отношение двух параметров — расстояния между передним и задним краем колеса.
При правильной установке и отсутствии отклонений, считается, что схождение равняется «нулю», т.е. правильное.
Параметр схождения для каждого автомобиля индивидуален и единой нормы не существует. Измеряется в миллиметрах или градусах/минутах.
Неправильная регулировка приводит к следующим проблемам:
- Быстрому износу шин. Если схождение 5 мм и более, то уже через 1000 километров рисунок на покрышке будет «съеден».
- Ухудшению управляемости (растет склонность к заносу) и устойчивости.
Как упоминалось, параметр схождения бывает двух видов:
- Отрицательным — в этом случае шины изнашиваются с внутренней стороны.
- Положительным — рисунок покрышки истирается с наружной стороны.
На новых автомобилях, оборудованных независимой подвеской, часто предусматриваются регулировочные узлы, позволяющие регулировать угол схождения на задних колесах.
При этом последствия отклонения схождения на передних и задних колесах одинаково влияют на эксплуатацию и управляемость машины.
Что такое развал, нормативные показатели (цифры), как регулируется?
Развал — параметр, отражающий угол наклона колеса по отношению к вертикальной плоскости.
Развал бывает:
- Положительным. В этом случае верхняя сторона колес отклоняется в стороны (наружу).
- Отрицательным — верхние части колес сведены вовнутрь.
Главное назначение развала — гашение вибраций рулевого колеса в случае наезда на препятствия. Вибрации не передаются через рулевую трапецию, а гасятся, благодаря упругости колес.
Нарушение развала приводит к следующим последствиям:
- Ухудшению контакта шины с дорогой;
- Снижение устойчивости на крутых поворотах;
- Ускорение износа покрышек;
- Изменение радиуса обката.
В большей части машин, кроме тех, на которых установлена подвеска «МакФерсон», развал равен 0-45’ (иногда до двух градусов).
На машинах, оборудованных подвеской «МакФерсон» развал отрицательный или нулевой, что обусловлено особыми конструктивными особенностями транспортного средства.
Что касается конструктивных особенностей авто с подвесками МакФерсон, то в них регулировка углов схождения не предусмотрена.
Распространенные причины нарушений развала:
- Нарушение целостности рычагов;
- Разрушение резинометаллических шарниров;
- Деформация ступичных узлов и стоек.
Такое возможно при попадании в ямы или открытые люки, при сильном ударе о бордюры.
Если развал имеет небольшое отклонение, то производится его регулировка. Для этого придется откручивать два болта соединяющие кронштейн стойки амортизатора и поворотный кулак и путем сдвигания последнего добиться нормативных показателей.
Не забудьте поставить метки на болтах, чтобы запомнить их положение.
Такая регулировка характерна в основном для отечественных автомобилей и некоторых иномарок.
Если отклонения очень большие и не поддаются регулировке, то замена амортизатора позволяет вернуть показатель в норму. Если же параметр расходится больше (от 2 градусов и выше), то проверьте ступицу и цапфу.
Угол продольного наклона оси поворота
Угол кастера — параметр, который присущ только для передних подвесок. Он отвечает за управляемость машины во время прохождения крутых виражей.
По сути, это угол, характеризующий наклон поворотной оси колеса назад и вперед.
Угол кастера бывает положительный, отрицательный и нулевой.
На спортивных авто угол кастера может достигать семи градусов. Главная причина отклонения — выход из строя (деформация) нижнего поперечного рычага.
Благодаря углу кастера, рулевое колесо возвращается в исходное положение (если параметр правильно отрегулирован).
На обычных машинах размер угла продольного наклона является положительным (к примеру, у Mitsubishi Outlander XL этот параметр равен 2,35 градуса).
Способы регулировки геометрии колес
Регулировка развал-схождения давно перестала быть проблемой для автолюбителей. Почти на каждом СТО установлено оборудование, выполняющее требуемый объем работ по настройке геометрии колес.
Современные стенды, на которых выполняются работы, бывают нескольких видов:
- Лазерные;
- Компьютерные;
- Оптические.
Оборудование обеспечивает быструю и точную настройку геометрии колес с выдачей результатов автолюбителю на руки (что было до ремонта, и как стало после). При этом общее время настройки занимает не большее нескольких минут.
Главное — найти СТО, где работают опытные специалисты, умеющие обращаться со специализированным оборудованием.
Часто владельцы автосервисов закупают технику для установки развал-схождения, а грамотных мастеров для его обслуживания нет.
Многие автолюбители настраивают геометрию колес своими руками.
Здесь может применяться один из методов:
- С помощью лазерного указателя;
- С применением телескопической линейки.
Наиболее распространенный вариант — с помощью телескопической линейки и отвеса.
Также для выполнения работ необходима обычная линейка, мел и набор гаечных ключей.
Сначала регулируется развал колес, а после — схождение.
Все операции производятся в условиях гаража, что экономит деньги и нервы. Недостаток — высокая погрешность измерений — 1 мм в одну и другую сторону.
Больше по этой теме читайте тут https://autokrepost.ru/remont/513-razval-shozhdenie-koles-svoimi-rukami.html.
На автомобилях ВАЗ 2101, 2103 данные работы выполняются так.
Итоги
Настройка геометрии колес — важная работа, которая должна своевременно выполняться с привлечением специалистов своего дела. Главное, чтобы проверка производилась на современном оборудовании с помощью квалифицированного и обученного мастера.
В завершение выделим следующие советы.
Проверяйте даже новый автомобиль. Покупая машину из салона, вы получаете транспорт со всеми необходимыми настройками. Но через определенный километраж происходит просадка всех деталей, из-за чего параметры развал-схождения меняются.
Чтобы избежать проблем, рекомендуется загонять машину на стенд после двух тысяч километров.
В случае ремонта или замены элементов подвески желательно проверить и отрегулировать геометрию колес. Единственное, что не влияет на этот параметр, так это установка новых втулок стабилизатора.
Изменение геометрии чаще всего происходит при ударе колеса о препятствие или при попадании в яму.
В случае повреждения колес или элементов подвески (передней или задней) должна быть произведена компьютерная диагностика.