Одной из составляющих ходовой части любого автомобиля является сцепление. Данный узел отвечает за соединение и последующее разъединение коленвала двигателя и силовой передачи, обеспечивая переключение соответствующих скоростей.
Поскольку сцепление постоянно находится под высокой нагрузкой, постепенно оно изнашивается.
Процесс износа еще больше ускоряется, если водитель неправильно работает педалью сцепления. Например, отпускает ее не до конца или часто держит нажатой.
Водители со стажем регулярно диагностируют работу сцепления. Это позволяет им заблаговременно определять неполадки в самом их начале, ведь гораздо легче устранить проблему, когда она еще не переросла в поломку.
Неполадки со сцеплением можно условно разделить на такие основные группы:
- Пробуксовка привода;
- Ситуация, когда сцепление полностью не выключается.
Именно эти две поломки можно продиагностировать, не выходя из гаража.
Как диагностировать узел сцепления
1. Когда сцепление включается в работу не полностью, то есть, буксует.
Это означает, что контакт между контактирующими дисками, которые должны плотно смыкаться, не обеспечен.
Признаками такого отказа являются неудовлетворительный разгон, плохая тяга при движении на гору, внезапно появляющийся запах гари.
Причины неполного включения сцепления:
- фрикционные накладки, расположенные на ведомом диске, подгорели или стерлись;
- на поверхность данных накладок попало масло;
- педаль сцепления заедает.
Убедиться в наличии данного отказа можно таким способом.
Автомобиль, поставленный на стояночный тормоз, необходимо завести.
Выжмите сцепление и включите передачу. Нажимая очень плавно на педаль газа, традиционно плавно отпускайте сцепление.
По всем законам исправный двигатель должен заглохнуть. А при сохранении нормальных параметров работы двигателя можно сделать вывод о том, что сцепление пробуксовывает.
Что делать в этом случае?
Мероприятия следует провести такие:
- отрегулировать ход педали;
- проверить, не появилось ли на фрикционных накладках масло. При его наличии масло нужно удалить с помощью уайт-спирита. Убедитесь также в причинах его появления и устраните данную причину;
- поменять фрикционные накладки, если они протерлись.
2. Когда сцепление не выключается.
На практике это означает, что при нажатии водителем на педаль, диски не расходятся как положено, а остаются в некотором зацеплении друг с другом.
Причины, по которым сцепление может не выключаться:
- Неисправности гидросистемы. В систему проник воздух или имеет место утечка из системы жидкости;
- Неисправности механической части.
Перечислим их более подробно:
- поврежден нажимной диск;
- повреждены накладки на ведомом диске;
- ступица ведомого диска работает с заеданиями;
- погнулся ведомый диск;
- свободный хода педали нарушен;
- ослабла нажимная пружина;
- фрикционные накладки на ведомом диске протерлись.
Провести диагностику работы сцепления на предмет его неполного выключения достаточно просто.
Если на холостых оборотах, при нажатом сцеплении, первая скорость включается тихо и без усилий, то сцепление выключается хорошо.
Если возникают сложности с включением первой скорости или слышен посторонний шум в этот момент, то существует проблема неполного выключения.
Также читайте почему может провалиться педаль сцепления.
Что нужно делать водителю в этом случае:
- удалить воздух из гидросистемы методом ее прокачки;
- проверить качество соединений гидравлических трубопроводов и их целостность;
- проверить работу гидроцилиндров;
- отрегулировать ход педали;
- заменить ведомый диск;
- поменять на колодках фрикционные накладки;
- проверить работу нажимной пружины;
- очистить и смазать шлицы диска.
Помимо этих основных поломок, могут произойти и другие отказы:
- если при бросании педали сцепления вы отчетливо слышите какой-то шум, то следует заподозрить поломку пружин демпфера или вилки включения, нарушение целостности пластин, соединяющих между собой кожух и нажимной диск;
- если шум слышен при нажатии педали, то, вероятнее всего, пришел в негодность управляющий (выжимной) подшипник.
Как мы видим, некоторые из этих поломок можно определить методом самостоятельной диагностики, особенно, если в плане ремонта авто у вас имеется некоторый опыт.
Как правило не сложно диагностировать неисправность сцепления на автомобилях ВАЗ любой серии, но вот на современных иномарках скорее всего придется обращаться к специалистам.
Таблица диагностирования неисправностей сцепления автомобилей ВАЗ.
Таблица диагностики сцепления автомобилей BMW 5 серия (Е28, Е34) (1981-1993).
Подходит и для ряда других иномарок.
Всем удачи. И напоследок предлагаем просмотреть видео.