Еще совсем недавно по-настоящему умный автомобиль, способный принимать самостоятельные решения, можно было увидеть только в кино.
Но, как известно, все фантазии гениальных людей рано или поздно находят свое отображение в реальном мире.
Технический прогресс шагнул так далеко, что появление уникальных роботов-помощников в автомобиле уже никого не удивляет.
А ведь действительно, переоценить пользу каждой из описанных в статье системы очень сложно.
Все они рассчитаны в первую очередь на обеспечение безопасности водителя, пассажиров и других участников движения.
Итак, приступим.
Volvo City Safety
Разработчики концерна Volvo всегда славились своими уникальными разработками. Не разочаровали они своих поклонников и в этот раз.
Вы должны помнить тот уникальный прорыв, когда в первые годы двадцать первого века появилась система City Safety.
С ее помощью планировалось решить множество проблем с аварийностью на небольшой скорости (на перекрестках, пешеходных переходах и так далее).
Впервые система была смонтирована на Volvo V40, но ее актуальность еще не утрачена. Многие современные модели оборудуются City Safety и сегодня.
Принцип работы системы очень прост. Между зеркалом заднего вида и лобовым стеклом устанавливается специальный радар, который анализирует наличие препятствий впереди транспортного средства.
Контролируемое расстояние – не более шести метров. Как только препятствие впереди зафиксировано системой City Safety, водитель должен принять решение – сделать маневр или притормозить.
Если действий не предпринято, тогда система действует сама – сбрасывается газ и активирует тормозную систему.
Последний этап – включение «аварийки». Предупреждение водителя об активации производится путем звукового оповещения.
Разработчики компании Volvo уверяют, что с помощью данной системы можно уйти от аварийности на небольших скоростях. Но стоит отметить, то разница не должна быть больше 15 км/ч.
При большей скорости (до 30 км/ч) столкновение вероятно, но последствия для участников ДТП будут минимальными, ведь система сделает все необходимое для снижения скорости.
При движении авто на скорости больше 50 км/ч City Safety отключается автоматически, ведь ее эффективность в этом случае нулевая.
Как показывает практика, в условии пробок, когда автолюбитель может задуматься, потерять бдительность или случайно перепутать педаль – это настоящее спасение.
Система обнаружения пешеходов
Над этой разработкой также хорошо потрудились шведские мастера. Но разработка получилась уже более современной и появилась на автомобилях только с 2010 года.
По сути, система Pedestrian Detection стала неким продолжением City Safety. Задача такого «робота» — своевременно распознать человека впереди машины, сбросить скорость и таким способом минимизировать силу удара.
Данная идея сразу же была подхвачен и появилось три ее подвида (у разных производителей):
- Pedestrian Detection System от Вольво;
- Advanced Pedestrian Detection System от TRW;
- Automotive EyeSight от Субару.
Принцип работы прост. При этом все указанные выше системы очень похожи по конструкции и программному обеспечению.
Роль обнаружителей пешеходов выполняет радар и видеокамера. При этом в последней версии от Субару радара нет вовсе.
Все три системы способны обнаруживать человека на расстоянии до 40 метров.
Самое интересное, что система обрабатывает траекторию движения пешехода и рассчитывает вероятность аварии.
И снова-таки Pedestrian Detection (или другой ее вид) ждет, будет ли водитель предпринимать какие-либо действия. Если нет, то система останавливает автомобиль самостоятельно.
Разработчики уверяют, что данная разработка показывает максимальную эффективность на скорости до 35 км/час. в этом случае столкновения можно избежать совсем.
Если же скорость больше, то, как минимум, снижается тяжесть последствий от ДТП.
Единственный минус такой системы — в ночной «слепоте». В условиях недостаточной освещенности она может попросту не распознать силуэт на дороге.
Система автоматической парковки
До сих пор в сети попадается множество роликов с самыми различными историями парковки.
И действительно, многие автолюбители никак не могут научиться парковать машину (особенно, в условиях плотного транспортного потока). Как же работает данная система?
Здесь все просто. В основе системы три блока – блок датчиков (чаще всего они работают на принципе ультразвука и расположены по периметру транспортного средства), блок управление (на него приходят данные и производится их обработка), а также непосредственно исполнительные устройства.
Задача последних – поворачивать руль и своевременно открывать дроссельную заслонку.
Работает система в два основных этапа. Сначала осуществляется поиск подходящего места для машины. Далее – происходит сам процесс парковки.
Для выполнения первой задачи хватает одной системы – ультразвуковых датчиков. Далее подключается несколько основных блоков – они задают направление, скорость и траекторию движения транспортного средства.
Преимущества системы неоспоримы – даже новичок за несколько минут справляется со сложной парковкой, и ему совсем не нужно краснеть перед другими автолюбителями.
Система все делает сама – быстро и без аварий. К слову, испытания показали, что профессиональные автолюбители все равно могут припарковать автомобиль намного качественнее.
Больше читайте — как работает система автоматической парковки Park Assist.
Адаптивный круиз-контроль
Казалось бы, сама система круиз-контроля – это уже чудесная разработка. Но производители компании Volvo (и снова шведы отличились) пошли дальше – они дополнили уже существующего робота.
Система адаптивного круиз-контроля также стала популярной и начала использоваться в других авто под самыми различными названиями.
К примеру, у Фольцвагена, Ауди и Хонды – это Adaptive Cruise Control, у Мерседеса — Distronic (Distronic Plus), у Митсубиши — Distance Control, у Тойота — Radar Cruise Control.
Все системы очень похожи, и по конструкции, и по принципу действия. В основе три блока – исполнительная система, блок управления и датчик расстояния.
Датчик смонтирован на переднем бампере – его задача измерять расстояние до автомобиля, который движется спереди.
Преимущества инфракрасного устройства – сравнительная дешевизна и отсутствие боязни к негативным природным факторам.
К слову, для определения расстояния часто используется и радар.
Информация с датчиков поступает к управляющему блоку, где фиксируются следующие параметры – радиус кривой движения, боковое ускорение, величина угла поворота руля, а также скорость основной машины и транспортного средства, которое идет впереди.
Этих данных достаточно, чтобы круиз-контроль принял правильное решение и при необходимости затормозил авто.
Для чего нужна такая система? Здесь все просто. На загруженной трассе от «круиза» мало пользы, ведь перед фурой или «чайником» приходится переходить на ручное управление.
В этом отношении адаптивная система по-настоящему спасает. При этом она эффективна в довольно широком скоростном диапазоне – от 30 и до 180 километров в час.
Некоторые более прогрессивные версии могут похвастаться и вовсе идеальным диапазоном – от 0 до 200 км/час.
В условиях плотного потока на трассе с помощью такой системы можно вообще забыть о педалях.
Системы автоматического управления
Еще недавно самостоятельно перемещающийся автомобиль был из разряда фантастики и увидеть такое чудо можно было только в кино. Но две компании – Гугл и РобоСиВи решили воплотить смелый замысле в реальность.
К примеру, Google уже подходит к окончательной стадии разработки беспилотных автомобилей.
О данной разработке известно пока очень мало, ведь ее еще нет в серийных моделях. Но кое-что уже есть. В основе «робота» два блока – так называемое техническое зрение и ГЛОНАСС.
Принцип работы прост. Здесь работают управляющие системы, блок управления и три блока-датчика.
Естественно, что в столь сложной системе количество датчиков должно быть большим:
- видеокамеры (для отслеживания пешеходов и недвижимых объектов);
- оптические датчики (создают трехмерную картинку в радиусе 60 метров);
- датчик GPS (для оценки местоположения автомобиля);
- радары (фиксируют объекты вокруг);
- датчик движения (определяет скорость, направление и наличие крена машины).
Конечно, до внедрения системы в жизнь еще далеко, но сама задумка говорит о серьезных перспективах.
При этом разработчикам пока не удалось решить проблему с плохой погодой, к примеру, дождем или туманом, когда система может не распознать те или иные дорожные знаки. Но работа ведется, и результаты радуют все больше.
Выводы
Сегодня уже сложно предположить, что будет дальше, ведь великим умам человечества уже удалось очень многое.
Пройдет несколько десятков лет и понятие водитель вообще может исчезнуть из нашего обихода. Тенденция уже сегодня видна невооруженным глазом.