Для того чтобы ездить на автомате важно знать особенности и режимы работы трансмиссии, понимать принципы ее работы и правила переключения. В ином случае АКПП может выйти из строя буквально через несколько тысяч километров пробега.
Особенности машин с АКПП, их плюсы и минусы, отличие о механики
Автоматическая коробка передач кардинально отличается от механической трансмиссии. Она может быть вариаторной, роботизированной и классическим гидроавтоматом.
За время выпуска такие трансмиссии значительно усовершенствовались:
- увеличилось число скоростей от 3-х до 8-ми;
- улучшилась динамика;
- уменьшились задержки при переключении;
- повысилась экономичность и т. д.
Ручка АКПП используется не для переключения скоростей, а для установки оптимального режима работы трансмиссии. Для начала движения водителю достаточно нажать на тормоз, включить режим «D» (Drive) и выжать педаль газа.
- быстрая скорость разгона на трансмиссиях DSG от Фольксваген с 6-ю и 7-ю ступенями, а также двумя дисками сцепления;
- удобство и легкость управления, простота начала движения;
- увеличение ресурса двигателя и коробки-передач;
- наличие автоматики для контроля трансмиссии;
- экономия топлива (только для современных вариаторов и коробок-автомат), на старых машинах с такой трансмиссией расход топлива, как правило, выше, чем на автомобили с механикой.
- не лучшая динамика для старых АКПП;
- более высокий расход для большей части коробок-автомат;
- потребность в больших объемах ATF масла;
- необходимость более длительного прогрева двигателя зимой;
- более высокая цена машины;
- дополнительные расходы на ремонт;
- запрет буксировки на гибкой / жесткой сцепке (почти для всех АКПП);
- опасность повреждения при частых нагрузках из-за применения прицепа;
- сложность обслуживания.
Основные режимы работы коробки-автомат
Перед началом движения на автомобиле с АКПП необходимо разобраться с режимами работы.
Если посмотреть на ручку, можно увидеть следующие буквы:
- «Р» (Parking) — режим парковки. Предусматривает разъединение мотора с коробкой передач и блокировку колес / вала. Перевод в это положение применяется для пуска мотора или его использования вместо ручника.
- «N» (Neutral) — режим нейтрали. Аналог нейтрального положения на автоматической коробке передач. Мотор отключается от КПП, а ведущие колеса не блокируются. Рекомендуется к включению при остановке на небольшой промежуток времени или при неисправности авто для буксировки.
- «R» (Reverse) — режим движения назад. Используется в качестве задней скорости. Перевод ручки в позицию «R» возможен после полной остановки.
- «D» (Drive) — режим движения вперед. Заменяет все скорости на АКПП. Применяется для движения вперед.
- «М» (Manual) — режим РКПП. Предусмотрен на нескольких машинах и позволяет перейти на механическое управление. Используется при движении в сложных условиях.
- «S» (Sport) — спорт-режим. Актуален для автомобилей со спортивным «характером». Гарантируют лучшую динамику за счет раскрутки двигателя до более высоких оборотов.
Указанные выше режимы являются основными и устанавливаются на большей части автомобилей.
Дополнительные режимы
Во многих современных авто могут встречаться расширенные версии АКПП с дополнительными режимами работы.
На ручке трансмиссии можно встретить следующие значки:
- «D», «O/D» (Over Drive). Опция, обеспечивающая автоматическое включение на более высокую скорость. Применяется при движении за городом. В большинстве случаев имеет вид кнопки на коробке передач.
- «D3», «O/D» Off. Отключает рассмотренную выше опцию. Для 4-ступенчатых автоматических трансмиссий при включении этого режима выключается четвертая скорость, что защищает муфту от многих блокировок. Опция применяется для движения в городе или торможения мотором.
- «L», «1». Режим 1-й скорости, включение понижающей передачи.
- «S», «2», «W». Включение диапазона более низких скоростей, а именно 1-й или 2-й. Актуален при движении в зимнюю погоду.
- «E». Режим уменьшенной экономии топлива. Обеспечивает плавное ускорение и движение.
Для наглядности сведем информацию в таблицу.
Название режима |
||
Паркинг, необходим для пуска мотора |
||
Нейтральная передача. Используется при остановке на небольшой промежуток времени |
||
Движение назад |
||
Движение вперед |
||
Режим, предусматривающий езду на 1-й — 3-й скорости |
||
Включение понижающей скорости |
||
Переключение скоростей вручную |
||
Спортивный режим |
||
Опция для безопасного движения зимой |
Что такое кикдаун (Kick Down)
Кикдаун в АКПП — опция, предусматривающая быстрое повышение оборотов за счет снижения скорости на более низкую. Срабатывает автоматически при резком нажатии на газ, к примеру, при попытке обогнать впереди идущий автомобиль, быстро начать движение на светофоре или на гонках.
Кикдаун не несет опасности для коробки-автомат. Если производитель, предусмотрел такой режим, значит, АКПП рассчитана на такую нагрузку.
При включении режима блок управления анализирует многие факторы:
- количество оборотов;
- скорость;
- позиция заслонки дросселя и т. д.
Это значит, что все действия контролирует электроника. Она не допустит ошибок и будет действовать с учетом двух факторов: выполнение задачи водителя и сохранение безопасности для АКПП.
Исключения:
- старые коробки-автомат, которые имеют большой срок службы и могут не выдержать нагрузок;
- сбои в работе АКПП;
- злоупотребление таким режимом и частое применение кикдауна.
Можно ли переключать режим скоростей на ходу
Изменение положения ручки АКПП во время движения разрешено лишь в некоторые позиции:
- «N». Перевод в нейтраль возможен, но не рекомендуется из-за потенциальных рисков. В таком случае происходит разрыв между передачей момента вращения от мотора и колесами. Результат — хаотичное вращение каждого их элементов, что на скользкой дороге или бездорожье может привести к заносу.
- Пониженная / повышенная передача. Такое переключение не несет негативных последствий для трансмиссии. Водитель может перемещать ручку тогда, когда это необходимо с учетом дорожных условий.
- «M». Переход в режим механической КПП также не запрещен. После перевода ручки в соответствующую позицию можно переключать скорости «вверх» и «вниз» с помощью соответствующих кнопок.
- «Р». Перевод селектора трансмиссии в эту позицию на ходу часто ведет к повреждению АКПП.
- «R». Включение задней скорости допустимо только на стоящем автомобиле. Нарушение правила также может привести к неисправности.
Как завести машину с автоматом
Запуск двигателя на автомобиле с автоматической трансмиссией проходит по следующей инструкции:
- Переведите ручку АКПП в позицию «Р» или «N» (первый вариант более предпочтительный). Завести мотор при нахождении ручки в любом другом положении не получится.
- Жмите на тормоз. При включенном режиме парковки этот этап можно пропустить, а при установленной «нейтральной скорости» он обязательный. Для безопасности лучше всегда нажимать на тормоз, ведь при переводе ручки в позицию «D» после пуска машина начнет двигаться.
- Заведите мотор.
На следующем шаге можно перевести селектор АКПП в позицию «D», отпустить тормоз (если он был нажат) и начинать движение.
Нужно ли прогревать автомат перед поездкой
В условиях холодов прогрев коробки-автомат перед началом движения крайне рекомендуется. Оптимально, чтобы температура масла достигла рабочего уровня.
Для этого необходимо сделать следующее:
- Заведите машину по рассмотренной выше схеме.
- С нажатой педалью тормоза постепенно перемещайте ручку во все позиции. Останавливайтесь на каждом положении в течении 5-10 сек.
- Активируйте требуемый режим и оставайтесь на нем с нажатым тормозом 2-5 минут.
- Начните движение, и первые 100-200 метров двигайтесь без ускорений.
Как трогаться на автомате
Для начала движения требуется сделать следующее:
- Переместите ручку в позицию «Р».
- Жмите на тормоз и заведите мотор.
- Поставьте рукоять в положение «D».
- Включите сигнал поворота.
- Убедитесь, что нет помех в виде машин и пешеходов.
- Плавно уберите ногу с педали тормоза и двигайтесь в нужном направлении.
Как правильно останавливаться на АКПП
Если вы решили прекратить движение, сделайте следующее:
- Остановите машину путем нажатия на тормоз.
- Оставляя ноги на педали, включите ручник.
- Переведите ручку в положение «Р».
- Уберите ногу с тормоза.
- Отключите зажигание.
Движение задним ходом
Для движения назад сделайте следующие шаги:
- Жмите педаль тормоза, чтобы зафиксировать авто.
- Заведите двигатель автомобиля.
- Переместите ручку селектора в позицию «R».
- Отпустите педаль тормоза, чтобы машина начала движение.
- Ускорьте машину путем нажатия на педаль газа.
Как обгонять на автомобиле с автоматической трансмиссией
Принцип обгона на машине с АКПП мало отличается от выполнения аналогичных шагов на «механике».
Алгоритм, следующий:
- Убедитесь в безопасности обгона и отсутствии транспорта на полосе встречного движения.
- Нажмите на газ для набора необходимой скорости и совершения маневра. При необходимости быстрого обгона жмите на педаль полностью до срабатывания кикдауна.
- После обгона вернитесь в полосу и выровняйте скорость до необходимого уровня.
Езда в пробках
Наличие АКПП в автомобиле упрощает движение в городском режиме, когда нужно часто останавливаться и начинать движение.
Как только впереди идущая машина двинулась, или загорелся разрешающий сигнал светофора, необходимо поднять ногу с тормоза и продолжить движение.
Движение в горку на автомате
На автомобилях с автоматической коробкой передач при начале движения в гору необходимо «играть» со сцеплением или использовать ручной тормоз.
- Ручка АКПП находится в позиции «Р». Для начала движения достаточно нажать тормоз, перевести селектор в положение «D» и отпустить педаль. Машина начинает движение, после чего достаточно добавить газ для ускорения до необходимого уровня.
- Селектор коробки автомат устанавливается в положение «N», и включается ручник для ограничения движения автомобиля. После нужно нажать на тормоз, завести машину, перевести ручку в позицию «D», убрать ручник и ногу с педали тормоза. Для ускорения достаточно нажать на газ.
Остановка на уклоне
При необходимости остановить автомобиль под уклоном достаточно нажать на тормоз и перевести ручку АКПП в позицию «Р». Для более надежной и долгой фиксации рекомендуется применение ручника.
Алгоритм действий такой:
- Жмите на тормоз.
- Установите ручник в верхнюю позицию.
- Отпустите педаль тормоза.
- Выберите позицию «Р».
Для снятия машины с ручного тормоза необходимо действовать по обратному алгоритму:
- Переведите ручку в позицию «D».
- Жмите на «тормоз».
- Верните ручник на место.
- Начните движение.
Зачем нужен ручной режим на автомате
Далее с помощью «+» и «-» можно повышать и понижать скорость соответственно.
Существуют следующие варианты применения механического режима «М»:
- Проезд сложных участков, где колеса могут буксовать, к примеру, на скользкой или заснеженной дороге. В таких обстоятельствах автоматическая трансмиссия не очень эффективна, а применение ручного варианта может помочь.
- Движение с горы. Если отпустить педаль газа в автоматическом режиме, машина начинает тормозить двигателем. Чтобы этого не происходило, достаточно перевести ручку АКПП в позицию «М». В таком случае машина будет дольше катиться на передаче и позволит сэкономить топлива.
- Обгон больших фур. Включение ручного режима позволяет проводить выполнить маневр с лучшим ускорением и самому контролировать частоту оборотов двигателя.
- Привычка. Многие автовладельцы привыкли ездить на машинах с МКПП, поэтому наличие механического режима позволяет управлять автомобилем вручную и быстрей приспособиться к новой версии машины.
- Вхождение в поворот на скорости. Переход в режим «М» позволяет избежать нажатия на тормоз и пройти маневр. Суть метода в том, что авто как бы тормозит коробкой передач.
- Движение в пробках. Для экономии топлива многие автовладельцы переводят ручку АКПП в позицию «М», включают 2-ю скорость и начинаю движение. Некоторые трогаются даже с 3-ей скорости. При использовании варианта сильно нажимать на газ нельзя, ведь эти передачи не созданы для такого режима.
Нейтральная передача на АКПП
Режим «N» — аналог нейтральной передачи на «механике». В случае с АКПП владельцев авто интересует актуальность применения опции. Для вариатора и роботозированной КПП использование режима «N» не так критично.
Более того, на коробке-робот переход в нейтральное положение может осуществляться в позицию «N».
К примеру, когда авто заглохло, его нужно докатить до СТО или затянуть на машину-эвакуатор. Для города или движения по трассе опция не нужна.
При переводе ручки в положение «N» гидротрансформатор вращается, но не связан с коробкой передач. Чтобы произошло зацепление, необходимо включить режим «D». После этого пакет фрикционов сжимается и происходит жесткая сцепка с валом.
Если часто переводить ручку с «N» на «D» в движении, в АКПП постоянно происходят удары, а это негативно влияет на состояние коробки передач и снижает ее ресурс.
Как тормозить двигателем на автомате
Возможность торможения двигателем зависит от типа транспортного средства и вида трансмиссии.
Рассмотрим один из вариантов торможения:
- Включите овердрайв путем перевода ручки АКПП в позицию «O/D».
- Дождитесь, пока скорость не уменьшится до 90 км/ч.
- Включите 2-ю скорость D2.
- Двигайтесь до момента, пока скорость не упадет до 50 км/ч.
- Активируйте режим «L» (об этом режиме ниже).
В таком случае трансмиссия будет сама переключаться скорости после отпускания педали газа.
Как правильно буксировать автомобиль с АКПП
Машины с автоматической трансмиссией запрещено буксировать с отключенным двигателем. Это обусловлено тем, что АКПП работает только при работающем моторе. Исключение — включение режима «N» и пуск двигателя.
Если рассмотренный вариант невозможен, к примеру, из-за неисправности мотора, единственный выход — вызов эвакуатора. Погрузка машины осуществляется полностью или только передними колесами.
Исключение — некоторые модели немецкого бренда, которые можно перевозить на расстояние до 50 км и на скорости до 50 км/ч.
Можно ли с АКПП буксировать другие машины
В мануале к автомобилям с коробкой-автомат нет ограничений по использованию машины в качестве буксировочного средства.
Главное правило — брать на буксир машины, вес которых меньше, чем у вашего транспортного средства. Если нарушить правило, высок риск перегрева гидротрансформатора.
Как быстро перейти с «механики»
Главная сложность для новичков и опытных водителей при переходе на АКПП — приспособиться к отсутствию педали сцепления.
Для изменения режима трансмиссии достаточно нажать на тормоз, после чего можно перемещать ручку в интересующую позицию.
Учтите, что в машинах с АКПП у водителя работает только правая нога. Также необходимо контролировать правую руку, чтобы она лишний раз не тянулась к селектору трансмиссии.
Запретные табу
Мы не будет разбирать все нюансы езды на АКПП, мы разберем запретные табу, которые нельзя делать при езде на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Осторожно с паркингом
В отличие от езды на автомобилях с МКПП, когда многие водители с горы едут накатом, что бы сэкономить автомобильное топливо, ездить на АКПП, таким способом не рекомендуется.
Стояние на светофоре
При езде на МКПП, обычно водители ставят рычаг включения и выключения коробки передач в нейтральное положение, в принципе, это правильно. На светофорах, при езде на машинах с коробкой автомат, останавливаться нужно по-другому.
В данном случае не желательно включать положение «нейтраль», так как это приводит к уменьшению срока службы трансмиссии.
Дело в том, что когда автомобиль стоит на передаче в коробке автомат работает только гидротрансформатор и насос. При постановке на «нейтраль» начинают работать очень много элементов трансмиссии, которые изнашиваются.
Начало движения зимой
При езде на автоматической трансмиссии зимой есть тоже некоторые особенности. Это не нагружать коробку в мороз хотя бы первые 10 км, пока масло в ней не прогреется. Так же после запуска двигателя, дождитесь, пока обороты двигателя не упадут хотя бы до отметки 1200 — 1500 об/мин.
Частые ошибки или что лучше не делать с автоматом
В процессе эксплуатации АКПП многие автовладельцы допускают ошибки, которые могут привести к проблемам или неисправности трансмиссии.
- движение накатом в режиме «N» может привести заносу на скользкой дороге;
- кратковременные нажатия на газ при нахождении селектора на нейтральной передаче;
- перевод селектора АКПП в позиции «R» или «P» во время движения;
- езда на спуске на нейтральном режиме и переход на «D» что может привести к перегреву трансмиссии;
- одновременное нажатие педалей акселератора и тормоза;
- включение режима «P», а после ручного тормоза;
- буксирование прицепов с весом, который превышает допустимый;
- «светофорные» гонки с резким ускорением и пробуксовкой;
- задержки по срокам замены масла, как правило, проводить процедуру нужно каждые 60 – 80 тыс. км. пробега;
- пуск машины «с толкача» или буксировка с помощью троса;
- резкий старт с «двух педалей» — это когда, водитель, выжимая педаль тормоза, одновременно газует сильно повышая обороты двигателя, затем резко поднимает левую ногу начинает движение с сильным ускорением.
Советы опытных водителей
Лучшим помощником для людей, купивших машину с коробкой автомат, являются советы экспертов.
- Для плавного набора скорости и снижения расхода жмите на педаль газа не больше, чем на 50% от полного диапазона. Чтобы ускориться максимально быстро и включить режим кикдаун, давите педаль в пол.
- Используйте позицию «N» только для перекатывания авто вручную при отключенном моторе или для буксировки на небольшие расстояния. При движении в пробках переводить ручку с «D» в «N» не нужно.
- В зимний период прогревайте АКПП с двигателем в течение пяти минут до начала движения. Для ускорения процесса нажмите тормоз и поочередно переместите селектор коробки-автомат во все положения.
- При движении на подъем фиксируйте авто с помощью ручного или ножного тормоза. Нельзя подгазовывать, ведь это чревато перегревом АКПП. При медленном заезде на парковку педаль газа лучше вообще не трогать, ведь машина в режимах «R» и «D» итак будет двигаться. Останется только менять скорость с помощью тормоза.
- Для выезда из глубокого снега используйте фиксированную скорость. Для этого подходят режимы «1», «2» или «L». Предварительно выключите стабилизацию ESP.
- Чтобы исключить замерзание колодок в мороз, паркуйте машину на ровной платформе и включите «Р». Использовать ручной тормоз не обязательно.
Знание рассмотренных выше правил помогает научиться ездить на автомобиле с коробкой автомат, разобраться с ее особенностями и нюансами эксплуатации.
Если избегать главных ошибок, можно продлить срок службы трансмиссии и сэкономить деньги на дорогостоящем ремонте.