Главная проблема дизельных двигателей — высокие выбросы углеводорода и оксида азота, что негативно влияет на экологичность. Кроме того, в выхлопе старых дизелей много сажи, которая попадает в дыхательную систему человека и оседает в легких. Если верить статистике, именно этот фактор повышает риск злокачественной опухоли.
Мочевина в дизельном двигателе (AdBlue) — один из способов решения проблемы экологичности. Компания Daimler AG одна из первых создала систему Blue Tec, обеспечивающую очистку выхлопных газов и повышение безопасности при использовании дизельных моторов.
Зачем нужна мочевина в двигателе простыми словами
Задача мочевины в дизельных двигателях — очистка выхлопных газов и повышение экологичности до уровня Евро-4, 5 и 6. Дополнительным фактором успеха стала экономичность технологии SCR про которую пойдет речь ниже, что сделало продукт еще более популярным.
Применение специального реагента позволяет свести к минимуму количество вредных выбросов при работе дизеля.
Что такое система BlueTec
Технология BlueTec — разработка компании Daimler AG, которая использует ее для установки на авто с дизельными моторами. Это универсальная и выносливая система, которая очищает выхлопные газы и снижает потребление топлива.
Двигатели с BlueTec имеют такую же периодичность технического обслуживания, как обычные силовые агрегаты с Euro-3.
- легкость монтажа без необходимости выполнения серьезных доработок;
- ликвидность на вторичном рынке из-за соответствия требованиям экологичности;
- получение льгот при движении по платным магистралям, что важно владельцам тяжелых и коммерческих грузовиков;
- возможность въезда в крупные города;
- низкие расходы на ремонт и т. д.
Система появилась на фоне ужесточения требований экологичности до Евро-5. Производители машин стали устанавливать катализаторы, а в Daimler AG пошли еще дальше и предложили BlueTec.
- емкость с BlueTec-реагентом и нагревателями, которые защищают от замерзания;
- форсунка и смеситель для подачи мочевины;
- SCR-блок, обеспечивающий управление;
- набор трубок с нагревательными узлами (до 3-х контуров);
- каталитический SRC-преобразователь (оптимизированный катализатор);
- датчик NOx (окиси азота).
Элементы конструкции имеют большой срок службы и просты в обслуживании.
- Подача AdBlue-реагента (мочевины) в выхлопные газы малыми порциями.
- Смешивание с выхлопными газами.
- Прохождение нейтрализатора, где происходит преобразование газов в азот и воду.
В результате процесса происходит удаление или уничтожение сажи, устранение оксида азота, углеводородов и иных вредных элементов.
BlueTec сводит процент вредных элементов к минимуму и обгоняет по эффективности катализаторы.
Особенность системы от Daimler AG — простота и достижение экологичности дизельного ДВС без внесения существенных изменений в конструкцию.
Что такое AdBlue и ее ключевая роль в системе
AdBlue или мочевина — специальная жидкость, которая используется в качестве реагента для очистки выхлопа.
- международный — ISO 22241;
- немецкий — DIN 70070;
- российский — ГОСТ Р ISO
Ее особенность состоит в смешивании с деминерализованной водой, прошедшей специальную обработку.
При покупке мочевины необходимо смотреть, чтобы реагент находился в герметичной упаковке, имел пломбу и контрольное кольцо.
На российском рынке многие жидкости AdBlue не соответствуют заявленным требованиям. Также в их составе имеются добавки, которые не рекомендуются официальным заводом-изготовителем.
Представители Daimler AG не рекомендуют заливать AdBlue, которая не соответствует требованиям, ведь это может привести к неисправностям. Подробнее на этом вопросе остановимся ниже.
Из чего делают мочевину для дизеля
Реагент состоит из двух компонентов:
- 5% мочевины, прошедшей глубокую очистку;
- 5% воды, предварительно очищенной от минералов.
Как делают AdBlue
В Европе мочевина делается под контролем VDA, которая предоставляет лицензии фирмам-производителям. Некоторые продукты отправляются на рынок РФ, где с названием AdBlue продается около 50% товара.
При изготовлении мочевины используется один из следующих методов:
- Прямой. Производство происходит непосредственно на Азотном заводе.
- Вторичный. Используется технология блендинга, предусматривающая смешивание гранул мочевины с водой.
Мочевина (карбамид) делается на химических предприятиях. Часто выпускается в виде гранул, которые впоследствии смешиваются с водой для получения готового продукта.
В прямом методе приготовление реагента происходит прямо на заводе без превращения изделия в гранулы.
Некоторые производители используют вторичный метод производства реагента. Они покупают гранулы мочевины, а потом смешивают их с деминерализованной водой.
Недостатком способа является более низкое качество из-за риска попадания посторонних примесей.
Компании, делающие мочевину по прямому или вторичному методу, должны иметь лицензию. Если ее нет, продукция производителя не может называться AdBlue.
В качестве хитрости продукт могут назвать как-то по-другому, к примеру, «Блю» или «Лучший Blue», но по факту это будет подделка.
На 2022 год в РФ существует только четыре производителя AdBlue, которые выпускают легальный и качественный продукт.
Свойства реагента
При использовании мочевины важно знать ее параметры.
- доля реагента — от 31.8 до 33.2%;
- показатель преломления — от 1.3817 до 1.3843;
- температура кристаллизации — минус 11.5 градусов Цельсия;
- теплопроводность — от 0.57 Вт/м*К;
- удельная теплота плавления — 270 Дж/г;
- плотность при 20 градусов Цельсия — от 1.087 до 1.093 г/куб. см;
- удельная теплоемкость — 3.51 Дж/г*К;
- вязкость — 1.4 мПа*с.
Чтобы опустошить трубки после отключения мотора, применяется специальная помпа. Она работает в прямом и обратном направлении. Перед длительным хранением насос откачивает лишнюю мочевину для предотвращения замерзания.
Как работает мочевина в двигателе
В выхлопных газах дизельного мотора находится два наиболее вредных элемента:
- сажа;
- оксид азота.
Для очистки выхлопа от сажи применяется специальный фильтр. Он принимает на себя загрязнения и не пропускает их в атмосферу. В случае с оксидом азота проблема решается с помощью SRC.
Мочевина находится в баке и подается под давлением 4.5-8.5 бар через инжектор.
После контакта с отработавшими газами происходит разделение газов на два компонента:
- изоциановая кислота (HNCO);
- аммиак (NH3).
В дальнейшем HNCO снова проходит этап гидролиза и разлагается на СО2 и аммиак.
Последний, в свою очередь, используется для устранения вреда от оксида азота (NOx) посредством селективной каталитической нейтрализации.
Первоначально SRC применялась только на грузовиках, но впоследствии стала популярной на легковых машинах с дизельными моторами.
В комплексе с DPF фильтром (сажевым) и каталитическим нейтрализатором удается повысить уровень экологичности до Евро-5 и Евро-6.
Процесс переработки проходит в несколько этапов:
- мочевина (NH2)2CO преобразуется в NH3+HNCO;
- гидролиз HNCO с H2O позволяет получить NH3 и CO2;
- каталитическая нейтрализация при T от 250 градусов Цельсия — 4NO+4NH3+O2 преобразуется в 4N2+6H2O;
- катализация при температуре от 170 до 300 градусов Цельсия: NO+NO2+2NH3 преобразуется в 2N2+3H2O.
Потребление
Мочевина заливается в отдельную емкость, расположенную возле топливного бака. Отверстие для заливки находится возле крышки, в багажнике или подкапотном пространстве.
В процентном отношении потребление имеет следующий вид:
- 5% от расхода дизельного топлива для легковых машин;
- 6% — для грузовиков.
Хранение
Раствор AdBlue не несет риска для человека с позиции безопасности и токсичности. Недостатком является вероятность появления ржавчины на металле, поэтому хранение должно осуществляться в сухом месте и с хорошим проветриванием. Не допускается попадание прямых солнечных лучей.
Легковые автомобили, использующие AdBlue
Как уже стало понятным, мочевина AdBlue применяется не только в грузовиках, но и во многих легковых автомобилях.
К основным стоит отнести:
- Ауди и дизельными моторами Clean Diesel;
- Мерседес-Бенц с дизелями CDI BlueTec;
- БМВ с моторами BluePerformance;
- Порш Кайен, Макан и Панамера 2.0 и 3.0 (оба TDI);
- Шевроле Круз и Equinox;
- Рено с дизельным мотором Blue dCi;
- Ягуар F-Pace, XE, XF;
- Опель — Insignia, Astra, Combo, Corsa, Zafira, Antara, Crossland X, Mokka, Vivaro с силовыми агрегатами3 CDTi, 1.5 CDTi, 1.6 CDTi, 2.0 CDTi;
- Мазда 3, 5, 7, СХ-7, Bongo — Skyactiv Diesel;
- Тойота Fortuner, Hilux, Land Cruiser, Hiace, Highlander, ProAce;
- Ситроен / Пежо с дизелями BlueHDi;
- Шкода Fabia, Octavia, Rapid, Felicia, Kodiaq, Superb, Yeti с двигателями 1.4 TDI, 1.6 TDI, 2.0 TDI;
- Фольксваген с дизелем BlueMotion (Blue TDI).
Если готовы расширить данный список пишите в комментариях под статьей.
Плюсы и минусы системы
- существенное повышение мощности ДВС;
- небольшой расход мочевины и редкость заправки;
- работа только на авто с дизельными двигателями;
- уменьшение налога на применение авто;
- отсутствие штрафов из-за несоответствия уровню экологичности.
- добавление новой системы, что увеличивает риск поломки и усложняет техническое обслуживание;
- дополнительные траты на эксплуатацию (канистра мочевины стоит около 500 р);
- сложность эксплуатации при сильных морозах;
- повышение стоимости авто на первичном и вторичном рынках;
- множество подделок;
- увеличение требований к качеству горючего;
- необходимость постоянной дозаправки;
- повышение нагрузки на бортовую сеть зимой из-за наличия системы подогрева;
- возможные поломки: в случае повреждения сначала зажигается лампочка на приборной панели, а потом блокируются двигатель.
Система является достаточно сложной и состоит из множества элементов: насос, датчики, клапаны, трубопроводы, форсунка и другие. В случае нарушения многие автовладельцы не заморачиваются, а ставят целью удаление всех элементов целиком.
В Европе машины успешно комплектуются такой системой, а потом продаются в РФ. Такое оборудование полезно путешественникам, которые часто ездят в страны Европы. Если же авто не соответствует требованиям экологичности, можно получить крупный штраф.
Неисправности BlueTec и можно ли отключить систему
Система Assist Plus в автомобилях производителя Daimler AG позволяет контролировать уровень AdBlue и своевременно выполнять доливку. Если водитель игнорирует указания, ЭБУ переводит мотор в аварийный режим.
По желанию систему можно отключить, но в таком случае снижается норма экологичности.
Причиной проблем с AdBlue является периодическое повреждение устройства.
- отложение элементов мочевины в каталитическом нейтрализаторе;
- ограничение мощности мотора командой ЭБУ;
- повреждение элементов дозирования, требующих ремонта;
- блокирование выхлопной системы;
- увеличение количества NOx в системе.
Полный выход из строя выхлопной системы — редкое явление, но теоретически это возможно. В таком случае может потребоваться замена группы комплектующих и серьезные затраты.
Первые неисправности могут появиться после пробега в 100 000 км и более. Поломка может коснуться насоса и форсунок. Возможны проблемы с датчиками и фильтрами.
6 способов как отключить AdBlue на автомобиле
На текущий момент времени выделяется шесть способов отключения мочевины на авто с дизельным мотором:
- «Заморозка».
- Прошивка ЭБУ на Евро-3.
- Корректировка параметров блока управления, связанных с SCR и NOх-датчиком.
- Прошивка на Евро-4 и Евро-5 с сохранением настроек.
- Программирование после снятия ЭБУ.
- Использование эмулятора.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Прошивка ЭБУ двигателя на Евро-3
Метод опасен для автовладельцев, ведь в Евро-4 и Евро-5 топливная система работает по иному принципу. Если после изменения ПО на Евро-3 в машине повысился расход горючего, рекомендуется сразу ехать на СТО и возвращать старую прошивку.
Опасность метода в том, что горючее может сгорать не полностью, что приводит к повреждению клапанов и поршней.
В 2014-м такой метод часто применялись для грузовиков MAN. Через время появились жалобы о прогорании поршней. Мастеров, которые делали перепрошивку, уже тяжело было найти и владельцам пришлось восстанавливать машины за свои деньги.
- доступность;
- простота реализации;
- быстрый результат.
- риск повышения расхода топлива;
- вероятность прогорания элементов ЦПГ и необходимости ремонта.
Поэтому данный метод мы не рекомендуем.
«Заморозка»
Суть метода — установка резистора вместо датчика температуры AdBlue. В таком случае ЭБУ думает, что на улице мороз. Как результат, система не использует мочевину и останавливает насос.
«Заморозка» используется для систем 1-го поколения. В более новых SCR через 500 км после установки сопротивления появляется ошибка «Longterm». Для ее удаления придется подключать диагностическое оборудование, но через время она появляется вновь.
- низкая цена;
- эффективность для SCR первого поколения;
- минимальные расходы.
- проблемы в работе кондиционера, ведь система думает, что на улице мороз;
- невозможность применения на SCR второго поколения из-за риска ошибок.
В общем сомнительный метод, который большинству автовладельцев не подойдет.
Изменение параметров, которые отвечают за датчик NOx и SCR-систему
Владельцы грузовых автомобилей Мерседес активно применяют метод и отмечают его эффективность. Машина продолжает работать с обычным ПО, которое нужно слегка отредактировать.
Способ подходит и для Скании, но есть два минуса:
- появление 1000 об/мин при включении ручника;
- зажигание лампы «Check».
Чтобы избежать последствий, важно привлекать профессионала, имеющего опыт перепрошивки и знающего особенности модели.
- эффективность;
- гарантия результата;
- сравнительно небольшие расходы.
- строгие требования к квалификации мастера;
- подходит не для всех авто.
Способ не дешевый, требующий квалифицированного подхода, но рабочий.
Снятие ЭБУ и изменение ПО
В некоторых грузовиках и спецтехнике изменение прошивки возможно только после снятия ЭБУ. Это необходимо для получения доступа к EEPROM и Flash.
Процедура безопасна, если привлекать к ней профессионалов. Нельзя доверять ЭБУ людям, которые в этом не разбираются. Если поручить работу новичкам, последствия для работоспособности оборудования могут быть непредсказуемыми, а иногда и фатальными для самого блока управления.
- эффективность;
- универсальность.
- сложность реализации;
- строгие требования к квалификации мастера.
Рабочий, но сложный в реализации и дорогостоящий способ.
Прошивка на Евро — 4/5 и сохранение калибровки
Метод применяется для автомобилей из РФ и Беларуси с моторами Камминз. Для них можно использовать прошивку на Евро-3 со снижением срока службы или использовать оригинальную настройку для Евро-4.
Сегодня это единственно рабочий метод для машин Маз, Паз, Камаз, Лиаз и других.
- эффективность для отечественных грузовиков;
- минимальные риски;
- наличие достаточного количества мастеров;
- сохранение заводского ПО.
- ограниченная сфера применения.
Эмуляторы
Наиболее безопасный способ, как отключить AdBlue — установить «пустышку». На рынке существует большой выбор эмуляторов, от выбора которых зависит результат.
Они бывают:
- Китайские. Копии европейских моделей без имитации работы NOx-датчика. Отсутствует контроль качества, что приводит к большому количеству брака. При установке на авто не должно быть ошибок. Если повреждена проводка или датчик, мотор уменьшает крутящий момент. Для монтажа используется рама, которая не защищена от посторонних элементов. В случае поломки получить техническую поддержку не получится, поэтому надежные компании такие эмуляторы не ставят. Здесь привлекает только доступность, низкая цена. Но минусов больше — появление ошибок после удаления нейтрализатора, риск брака отсутствие помощи от производителя.
- Европейские. Ставятся на авто с работоспособным датчиком NOx и SCR. Перед установкой эмулятор «обучается», поэтому в случае поломки одного из элементов мощность не ограничивается. Монтаж осуществляется на раме, что делает девайс доступным для попадания разных загрязнений с дороги. Специалистов по установке мало, поэтому рассчитывать на помощь не приходится. Чаще всего встречаются эмуляторы из Литвы и Польши. Их платы не защищены, а емкости не имеют запаса по напряжению. Это доступное, но временное решение.
- Отечественные. На рынке можно найти российские эмуляторы, к примеру, ТракСистемс. Они имитируют работу датчика и имеют более мощную «начинку». В продаже имеются универсальные устройства, которые подходят под разные модели автомобилей. При желании можно отключить эмулятор и продолжить эксплуатацию в обычном режиме. При посещении ТО дилеры видят рабочую SCR и не будут ограничивать гарантию.
Но здесь лучше не экономить, ведь установка непроверенных вариантов чревата падением мощности или повреждением элементов системы.
Как проверить уровень мочевины
Подходы к проверке уровня AdBlue зависят от марки / модели автомобиля.
К примеру, на автомобилях Вольво XC90 работа проводится следующим образом:
- На приборной панели войдите в приложение «Состояние автомобиля».
- Жмите на «Статус», чтобы увидеть уровень жидкости. Каждая метка составляет 25% от бака. Если в емкости меньше 25%, цвет меняется на желтый, а при снижении ниже 10% — на красный.
В случае снижения уровня реагента его необходимо долить в специальный бак.
Как выбрать мочевину для дизеля
При поиске AdBlue на рынке учтите ряд моментов:
- Изготовление мочевины в кустарных условиях невозможно. Жидкость продается отдельно и применяется в качестве удобрения или иных сферах. Главная сложность — поиск деминерализованной воды, которую можно получить только в специальных условиях. Пытаться сделать такую жидкость своими руками не желательно из-за риска навредить двигателю.
- Почти половина AdBlue на рынке РФ — подделка, которую нельзя использовать в автомобиле.
Чтобы избежать последствий, важно ответственно подойти к выбору:
Следуйте простым правилам:
- Покупайте AdBlue проверенных брендов. На товаре должен быть торговый знак и надпись, свидетельствующая о соответствии стандарту ISO 22241-1. Такой продукт не опасен для мотора в отличие от фальсификата.
- Допускается покупка мочевины, которая производится под брендами заводов-изготовителей. На практике такие товары идентичны и отличаются только названием. Сами производители осуществляют выпуск продукта с возможностью использования жидкости на машинах своих марок.
- Мочевина для грузовиков и легковых машин ничем не отличается. Это идентичные жидкости, которые подходят для использования на всех видах транспорта с дизельным мотором.
- Параметры оригинальной отечественной и зарубежной мочевины AdBlue идентичны. При выборе продукта из РФ стоит убедиться, что он соответствует ГОСТ Р ISO 22241 (хотя написать могут все что угодно).
При покупке AdBlue стоит знать, как выявить подделку.
Учтите следующие рекомендации:
- требуйте сертификат качества, который должен идти с каждой партией;
- обратите внимание на качество упаковки и наличие пломбы;
- смотрите на дату выпуска и срок годности, который не должен истечь;
- требуйте, чтобы в комплекте был специальный гибкий носик для заливки жидкости в бак;
- обязательно используйте маркировку DIN 70070 и ISO 22241;
- проверяйте правильность названия реагента, чтобы в нем не было ошибок.
Как правило, мочевина продаются в емкостях от 1.9 до 200 л. В продаже имеются как оригинальные жидкости, так и неоригинальные иностранного производства.
Последний вариант более бюджетный, но 7 из 10 товаров являются подделкой. Заливка такого реагента в авто может привести к серьезным последствиям.
Ответы на часто задаваемые вопросы
При покупке мочевины или в процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с вопросами и нуждаются в ответах. Выделим основные.
Можно ли ездить без AdBlue, не заливая мочевину в двигатель?
При отсутствии мочевины в баке и двигателе ЭБУ активирует аварийный режим. В таком случае ехать можно, но мотор теряет до 40% мощности, а это выливается в снижение динамики. Единственный выход — отключить систему полностью.
Как влияет мочевина на расход топлива?
Эксперты утверждают, что наличие или отсутствие мочевины не влияет на расход топлива. Это связано с тем, что реагент подается в выхлопную систему и не влияет на процесс сжигания топлива в цилиндрах.
Как влияет отключение мочевины на расход топлива?
Если отключение AdBlue выполнено программно, никаких изменений в расходе топлива не будет. В случае, когда причиной является отсутствие мочевины, одновременно с падением мощности повышается потребление горючего.
Когда надо заливать AdBlue?
В среднем расход мочевины составляет 3-6% от объема применяемого топлива. По регламенту многих заводов-изготовителей доливку проводится раз в 10 000 км.
Что будет, если в место мочевины залить дизель?
Мотор не получится завести или он продолжить работать, но с меньшей мощностью (включается аварийный режим).
Что произойдет, если залить воду вместо AdBlue?
Готовую мочевину нельзя разбавлять водой, ведь она замерзает при температуре ниже 0 градусов Цельсия. Это может привести к повреждению элементов системы.
Сколько стоит отключить систему в автомобиле?
Стоимость услуги по отключению мочевины зависит от политики СТО, марки / модели автомобиля и других особенностей. В среднем цена составляет 10-15 тысяч рублей.
В чем отличие AdBlue от DEF Blue?
Модификация DEF Blue — аналог мочевины AUS 32. Она также выпускается под названием AdBlue и соответствует требованиям VDA.
Зачем дальнобойщики заливают мочевину?
Некоторые задают и такой вопрос, хотя ответ очевиден. Использование AdBlue позволяет улучшить экологичность двигателя до Евро-4 — Евро-6 и избежать штрафов при движении по Европе.
Сколько стоит 1 л мочевины?
Средняя стоимость 1 л AdBlue составляет от 30-35 рублей в зависимости от продавца. К примеру, мочевина от производителя «Обнинскоргсинтез (Россия) стоит 50 рублей за 1 л. Изделие соответствует стандарту ISO 22241.
Как залить на заправке?
На большинстве АЗС достаточно оплатить товар карточкой, выбрать пункт AdBlue, открыть люк и достать заправочный пистолет. После необходимо вставить последний в бак для мочевины и заправить машину.
Заключение
Система BlueTec разработана для повышения экологичности дизельных моторов. Она отличается простотой исполнения и надежностью, эффективностью и продуманной конструкций.
Задача автовладельца в том, чтобы следить за уровнем реагента и своевременно выполнять доливку. Несмотря на качество, элементы системы периодически выходят из строя и требуют замены.
С более сложной ситуацией сталкиваются жители России. В условиях холодной зимы система работает со сбоями или вообще не функционирует.
В таких обстоятельствах нужно задуматься об отключении системы с помощью одного из рассмотренных выше методов. В ином случае ЭБУ будет включать аварийный режим, а это чревато падением мощности. Или не приобретать автомобили с такой системой.