Полярность аккумулятора — это свойство, которое определяет направление потока электрического тока внутри аккумулятора при его зарядке или разрядке. Представлена в виде расположения клемм на корпусе АКБ относительно края или передней части.
Ниже рассмотрим, почему стоит уметь распознавать полярность, как ее правильно определить, какая она бывает.
Почему это важно знать
В каждом аккумуляторе есть два электрода — положительный и отрицательный. Когда аккумулятор разряжен, на его электродах нет разницы потенциалов и направление тока не определено.
Однако, при подключении внешнего источника электрической энергии ток начинает течь через аккумулятор, что приводит к разделению зарядов на электродах и возникновению полярности.
При этом положительный электрод становится более заряженным, чем отрицательный, а направление тока всегда идет от положительного электрода к отрицательному.
Когда вы знаете полярность аккумулятора, вы можете правильно подключить зажимы к соответствующим клеммам на автомобиле. Если вы перепутаете «плюс» и «минус», может произойти короткое замыкание, повреждение системы зажигания, электрики, а также возможно, выйдет из строя сам аккумулятор.
Как правильно определить полярность АКБ
В зависимости от марки и модели автомобиля аккумуляторная батарея может устанавливаться по-разному. Устройство может крепится боком, с небольшим разворотом, выводами к себе или от себя.
Для проверки сделайте следующее:
- Разверните АКБ (мысленно) таким образом, чтобы выводы были ближе к вам.
- Посмотрите, где находится «плюс». Если с левой стороны, полярность является прямой, а с правой — обратной.
Прямая полярность
Особенность прямой полярности в том, что «плюс» находится с левой стороны, а «минус» справа.
Такой вариант размещения используется на машинах многих стран-производителей:
- Россия — Ваз, Уаз, Газ.
- Китай — Черри, Лифан и т. д.
- США — Додж, Крайслер, Хаммер и другие.
Обратная полярность
Особенность обратной полярности в том, что «плюс» находится справа, а «минус» слева.
Такой вариант расположения выводов является более редким явлением. Встречается на машинах производства Европы, Японии и Корее.
Универсальная полярность
Этот тип полярности характерен для специальной техники или моторных лодок. Особенность батарей в том, что выводы находятся на продольной оси или разных углах.
Если провод не дотягивается до требуемой клеммы, достаточно повернуть АКБ на 180 градусов.
Как определить полярность? Народные лайфхаки
Бывают ситуации, когда на аккумуляторе нет маркировки, и определить полярность не удается.
Подключите мультиметр к клеммам в режиме вольтметра. Если на дисплеи будет цифра с минусом, значит красный провод подключен к минусовой клемме, а черный к плюсовой. Если цифра без минуса, значит, наоборот.
При отсутствии под рукой мультиметра можно использовать несколько альтернативных методов проверки.
Если АКБ установлен на машине:
- Обратите внимание на кабель, подключенный к положительному выводу аккумулятора. Обычно он красного цвета, а провод, который идет к отрицательному выводу — черного.
- Попробуйте запустить автомобиль. Если батарея установлена неправильно, двигатель не заведется, или может сработать система защиты от обратной полярности.
- Проследите, к чему подключаются провода с выводов. Минусовой кабель идет к массе, а «плюсовой — к генератору.
Если АКБ не установлено на авто:
- Найдите более крупный вывод. Более толстая клемма, как правило, является «плюсом», а тонкая — «минусом». По европейскому стандарту толщина «плюса» составляет 19.5 мм, а «минуса» — 17.9 мм.
- Отыщите сырую картошку и разрежьте ее пополам. Воткните в каждую из половинок провода, подключенные аккумулятору. Расстояние между проводами должно быть от 30 до 50 мм. Смотрите на место, в которое установлен провод. Если оно становится зеленым, это «плюс».
- Подготовьте лимонную кислоту и растворите ее в банке. Прикрутите по тонкому проводу каждый из выводов, опустите оголенные края в тару с кислотой без замыкания. Провод, у которого начинается электролиз и появление пузырей — «минус». Второй, соответственно — «плюс». Тоже самое можно проделать с простой водой.
- Обратите внимание на подключение проводов. «Минус» всегда подключается к кузову.
- Использование кулера. Возьмите любой рабочий кулер от компьютера с поддержкой 5 – 12В. Подключите красный и черный провода к АКБ (любые другие провода игнорируйте, к примеру, желтый – датчик оборотов). Если лопасти начали вращаться, значит красный провод подключён к плюсовой клемме, а черный к минусовой. В ином случае вращение лопастей не будет.
Ответы на часто задаваемые вопросы?
Мы подготовили ответы на часто возникающие вопросы.
Как подключить аккумулятор другой полярности?
Во избежание проблем важно покупать АКБ соответствующей полярности. В крайнем случае, можно использовать удлинитель из проводов подходящего сечения.
Что будет, если подключить аккумулятор с другой полярностью?
Результатом такого шага будет короткое замыкание. Сразу после подключения появятся искры, а оборудование начнет щелкать.
Что будет, если перепутать «плюс» и «минус» в аккумуляторе?
Ситуация схожа с описанной выше. Если в момент установки машина была заведена, сгорит диодный мост. На машинах с ЭБУ выпадет ошибка. Для устранения неисправностей придется провести диагностику и выявить поломку.
Что будет, если перепутать плюс с минусом при зарядке аккумулятора?
При ошибочном подключении страдает само ЗУ. Если устройство имеет высокое качество и цену, сгорают только вставки плавкие.
При ошибочном подключении контактов в китайских моделях может сгореть все устройство.
Многие зарядные устройства имеют защиту от такой ситуации, здесь важно изучить характеристики устройства.
Итог
Зная полярность аккумулятора, можно сэкономить время при выборе новой батареи и избежать необходимости возврата неподходящего устройства. Кроме того, вы исключаете риски ошибочного подключения с последствиями для автомобиля или зарядного устройства.