Система старт-стоп — технология, которая автоматически выключает двигатель автомобиля, когда он останавливается, например, на светофоре, и снова запускает его, когда водитель снимает ногу с тормоза или нажимает на акселератор.
Разработана для экономии топлива, снижения выбросов CO2 в атмосферу и уменьшения уровня шума в условиях города.
На каких автомобилях устанавливается
Опция старт-стоп может быть предусмотрена на широком спектре машин, как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями. Обычно она устанавливается на новых автомобилях как стандартная или в качестве дополнительной.
У каждого производителя название системы может отличаться, но принцип работы в большинстве случаев не меняется.
Для наглядности сведем информацию в таблицу ниже.
Производитель авто |
Название системы |
Micro Hybrid System (mhd) |
|
Intelligent Stop and GO system (ISG) |
|
Когда появилась система Start/Stop?
Первые попытки применить систему Старт-Стоп пришлись на 1970-е годы. Представители компании Тойота установили устройство на модель Crown. Его целью было отключение мотора через 1.5 секунды с момента начала работы.
В 1993-м Volkswagen поставила Старт-Стоп на модель Polo Eco, которая выключала двигатель при остановке на светофоре и автоматически запускала его при нажатии на педаль газа.
В 1994-м на Фольксваген Гольф была установлена система Экоматик, которая не получила популярности.
Параллельно компания Ситроен на своих моделях С2 и С3 в 2006-м предусмотрела систему Start & Stop. Она работала в едином блоке с генератором и стартером. В роли производителя выступила компания Valeo (Франция) и Denso (Япония).
В 2007-м Mercedes-Benz начала использовать устройство на автомобилях класса C, которое автоматически выключало двигатель при остановке и запускало при отпускании тормоза.
Спустя год компания БМВ и подразделение Мини использовали Старт-Стоп в пределах программы Efficient Dynamics. Разработчики приняли решение установить более мощный стартер от компании Бош, способный выдерживать множество пусков, и аккумулятор с хорошей производительностью.
Также была использована система рекуперативного торможения, благодаря которой тепловая энергия от торможения переходит в электричество и заряжает АКБ.
Сегодня такую опцию можно встретить на моделях почти всех зарубежных производителей.
Устройство
По конструкции Start-Stop представляет собой устройства, которые работают как один механизм для пуска и остановки ДВС, а также систему управления этим процессом, которая в свою очередь делится на две подсистемы: управлением запуском и остановки мотора.
При создании ее учитывалось несколько аспектов:
- применение более мощного стартера;
- стартер-генератор с реверсивной функцией;
- подача топлива в цилиндры и зажигание смеси.
Базовые элементы:
- Усиленный стартер. Имеет повышенную мощность и способен выдерживать множество запусков ДВС. Отличается расширенным сроком службы, комплектуется маломощным устройством привода. Конструкция такого стартера обеспечивает надежность, высокую скорость и бесшумность запуска ДВС.
- Система управления. Предусмотрена для остановки и пуска мотора, а также контроля заряда АКБ.
- Входные датчики. Контролируют частоту вращения колес и коленвала, положение педали газа, нейтральную позицию КПП (для «механики») и т. д.
- Блок управления (используется ЭБУ двигателя).
- Исполнительные узлы — система впрыска, форсунки подачи топлива, стартер и катушки зажигания.
Как работает систем Старт-Стоп
Start&Stop функционирует циклично и выполняет возложенные на нее задачи в следующих случаях:
- остановка ДВС;
- нажатие на тормоз для машин с АКПП;
- перевод ручки трансмиссии в нейтраль и отпускание сцепления (для авто с МКПП).
Принимая решение о необходимости остановки, система анализирует следующие сведения:
- частота оборотов мотора;
- температура антифриза;
- уровень заряда АКБ;
- режим работы климат-системы и т. д.
Процесс работы Старт-Стоп имеет следующий вид:
- Система контролирует частоту вращения коленвала и параметры датчика скорости.
- Как только машина перестает двигаться, Start&Stop переводит потребителей энергии на питание от АКБ.
- После отпускания тормоза на машине с АКПП или нажатия на сцепление на авто с МКПП питание оказывается на стартере.
- Двигатель запускается.
Особенности систем разных производителей
Для каждого завода-изготовителя имеются индивидуальные особенности, касающиеся работы Start&Stop.
Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
БМВ
Компания устанавливает опцию с 2008-го, а ее главной целью стало снижение расходов на потребление топлива.
Представители компании решили заменить встроенный стартер-генератор ISG на более современное устройство, созданное компанией Robert Bosch GmbH.
Из-за повышенных нагрузок на источник питания представители компании установили особый вид аккумуляторов, которые выдерживают частые пуски и выключения.
Фольксваген
Устанавливает систему Старт-Стоп в моделях Поло, Гольф и Пассат (Blue Motion). На 2023-й опция входит в состав всех машин Фольксваген, включающим пакет BlueMotion.
Ситроен
Завод-изготовитель установил Start&Stop на своих моделях С2 и С3 в 2006-м. Параллельно работает КПП под названием Senso Drive, а также стартер-генератор, изготовленный по технологии ISG.
Фиат
В 2009-м компания представила систему Start-Stop от Robert Bosch GmbH. Первой машиной, которой получила опцию, стал Фиат 500.
С сентября 2009-го Альфа Ромео также стал устанавливать Старт-Стоп в машинах Мито с 1.4-литровым турбированным мотором.
Хендай / Киа
В Киа Рио 3 с новым 4-цилиндровым 1.6-литровым мотором устанавливается ISG-система. В РФ такие авто не продаются.
Особенность системы в том, что при большой нагрузке на ДВС генератор выключается, а при торможении включается и заряжает АКБ.
Мазда
Японский производитель предусматривает систему SSIS, которая сама определяет позицию поршня и запускает мотор в 2-х цилиндрах со сжатым горючим.
Такая особенность позволяет минимизировать применение стартера и экономить энергию.
Смесь зажигается от свечей зажигания, а после поршни перемещаются вниз. В результате на пуск мотора уходит не больше 0.35 секунд.
В 2011-м было объявлено о создании i-Loop, применяющей генератор переменного напряжения.
В задачи последнего входит преобразование кинетической в электрическую энергию в момент нажатия на тормоз.
В случае применения устройства вместе с i-Stop System можно уменьшить расход на 10%.
Другие производители:
- Рено. Производители компании устанавливают опцию на все машины, предназначенные для продажи на территории Европы.
- Тойота. Производитель использует опцию на своих автомобилях с 2009-го. Касается машин, которые были произведены в пределах программы DRIVE.
- Опель. В 2011-м завод-изготовитель стал устанавливать систему Старт-Стоп в пределах EcoFlex. Опция идет с бензиновыми ДВС на Family I и 0, а также на авто с дизелями Circle L, MultiJet и Family B.
Когда включается функция Старт-Стоп?
Функция автоматически активируется при работе двигателя автомобиля и глушит мотор, когда машина остановлена и переведена в режим простоя.
Кроме того, в большинстве машин с функцией старт-стоп есть возможность отключить ее вручную при необходимости.
Как работает система старт-стоп на светофоре?
Происходит это следующим образом:
- Автомобиль остановлен на светофоре — система старт-стоп автоматически отключает двигатель, чтобы снизить расход топлива и выбросы вредных веществ в атмосферу.
- Светофор переключается на зеленый — водитель отпускает тормоз (на авто с АКПП) или жмет сцепление (на машине с МКПП). После этого старт-стоп обеспечивает плавный и быстрый запуск двигателя, чтобы автомобиль мог продолжить движение.
Как работает система старт-стоп на автомате?
Когда автомобиль с системой старт-стоп находится в режиме движения, и водитель останавливает его на светофоре или в пробке, система автоматически отключает двигатель.
Когда водитель снова нажимает на педаль газа или отпускает педаль тормоза, система автоматически запускает двигатель, и машина готова к движению.
Для предотвращения включения системы старт-стоп в нежелательных ситуациях (выполнение маневров на парковке, движение в гору или, когда аккумулятор автомобиля недостаточно заряжен) система может отключаться.
Особенности системы старт-стоп с рекуперацией
Рекуперация — процесс восстановления кинетической энергии, которая обычно теряется при торможении и преобразования в электрическую энергию. Затем она используется для зарядки батареи автомобиля.
Особенности системы старт-стоп с рекуперацией:
- Большой акцент на повышении эффективности работы двигателя и снижении расхода топлива путем улучшения технологий и использования рекуперации энергии при торможении.
- При остановке автомобиля на светофоре или в пробке система старт-стоп с рекуперацией автоматически отключает двигатель, но в то же время продолжает работать насос гидроусилителя руля и другие системы. Они используют электроэнергию, которая была восстановлена при торможении.
- При очередном запуске двигателя система старт-стоп с рекуперацией автоматически подает больше мощности, чтобы запустить двигатель и начать движение.
- Рекуперация позволяет управлять энергией, которая потребляется системами автомобиля, и распределять ее между различными компонентами, чтобы уменьшить потребление топлива и снизить выбросы вредных веществ.
Что такое реверсивный генератор, и как он работает
Реверсный генератор (RSG) — ключевой компонент системы старт-стоп с рекуперацией. Является электрической машиной, которая используется для зарядки батареи автомобиля и параллельно выполняет функцию стартера. Преобразует кинетическую энергию, которая обычно теряется при торможении.
Вращение осуществляется постоянно через приводной ремень и натяжитель, передающих усилие в 2-х направлениях.
Устройство работает без шума и обеспечивает более быстрый пуск мотора. К примеру, в обычном режиме на заводку двигателя уходит 0.8 секунд, а с RSG — 0.4 сек.
Управление происходит через ЭБУ.
Система старт-стоп с реверсивным генератором работает в пяти режимах:
- При нажатии на кнопку Старт ЭБУ подает напряжение на реверсивный генератор, который запускает двигатель.
- Машина движется в обычном режиме. Реверсивный генератор заряжает АКБ и обеспечивает электрикой все системы авто, т.е. функционирует в как обычный генератор.
- При начале торможения, когда скорость движения опускается ниже отметки 8 км/час, двигатель глушиться системой Start/Stop, которая получила команду от ЭБУ.
- При отпускании педели тормоза, ЭБУ подает напряжение на реверсивный генератор, который в режиме обычного стартера запускает двигатель.
- При полной остановке (гараж, парковка), ЭБУ глушит двигатель.
Какой стоит аккумулятор и в чем отличие от обычных АКБ
В автомобилях с системой Start-Stop устанавливается другой вид аккумулятора, который обладает повышенной емкостью и выдерживает большие нагрузки.
Рассмотрим особенности каждого из них подробнее.
AGM
Absorbent Glass Mat — тип герметичных необслуживаемых свинцово-кислотных аккумуляторов, в которых пространство между пластинами заполнено веществом изготовленном на основе стекловолокна.
- Герметичный корпус, который не требует обслуживания и не пропускает электролит, что делает AGM-аккумуляторы безопасными для использования.
- Высокая плотность энергии. Это означает, что АГМ-аккумуляторы могут обеспечивать большую емкость на единицу объема, чем традиционные свинцово-кислотные АКБ.
- Устойчива к глубоким разрядам.
- Большая скорость зарядки и разрядки.
- Низкий саморазряд, что означает, что AGM-аккумуляторы могут дольше хранить заряд.
- Более длительный срок службы в сравнении со стандартным АКБ.
- Могут устанавливаться в любом положении, не бояться сильных наклонов.
- Более высокая стоимость, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
- Чувствительность к перезарядке, что может привести к снижению срока службы.
- Боязнь высоких температур, которые также могут сократить ресурс.
EFB
Enhanced Flooded Battery — тип свинцово-кислотных аккумуляторов, который является улучшенной версией традиционных аккумуляторов с применением дополнительных материалов. Пластины в таких АКБ помещены в пленку из микроволокна.
- Улучшенная конструкция, которая делает аккумулятор устойчивым к повреждениям, и более надежным.
- Использование дополнительных материалов, таких как полипропилен в структуре аккумулятора, чтобы повысить его прочность и устойчивость к вибрациям.
- Большее количество пластин, что увеличивает поверхность контакта электрода и электролита, повышая эффективность зарядки и разрядки.
- Более долговечный, чем традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы.
- Устойчив к глубоким разрядам, к повреждениям и вибрациям, что может быть особенно важным для автомобилей с высокой степенью вибрации.
- Более эффективная зарядка и разрядка, что может быть полезно в условиях повышенного энергопотребления.
- Дешевле AGM аккумуляторов.
- Более высокая стоимость, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
- Чувствительность к перезарядке, что может привести к снижению срока службы аккумулятора.
Можно ли ставить на систему старт-стоп обычный аккумулятор
Система старт-стоп автоматически выключает двигатель автомобиля, когда он не используется, и снова запускает его, когда водитель начинает движение. Это приводит к большой нагрузке на аккумулятор, поскольку он должен постоянно запускать мотор. Обычный свинцово-кислотный аккумулятор может быстро разрядиться и выйти из строя при таком режиме эксплуатации.
Они обладают более высокой емкостью, длительным сроком службы и лучшей способностью к быстрой зарядке и разрядке, что делает их более подходящими для автомобилей с системой старт-стоп.
Как правильно заряжать аккумулятор с системой старт-стоп
При выборе зарядного устройства важно смотреть, чтобы оно могло использоваться применительно к типу установленного АКБ — AGM или EFB.
Для AGM-аккумуляторов действуют другие правила:
- напряжение — от 14.2 до 14.4 В;
- ток — 0,1 от емкости аккумулятора.
Особенности зарядки аккумуляторов EFB:
- рекомендуемые ЗУ — отечественные «Кулон-715d» и «Вымпел-27», зарубежные Smart Power SP8N, Аirline или их аналогичные;
- напряжение — 14,8 В;
- ток — 0,1 от емкости АКБ.
Можно ли установить своими руками
Установка системы «старт-стоп» на автомобиль может быть сложным процессом, требующим опыта и знаний в области электроники и автомобильных систем.
Общая инструкция имеет следующий вид:
- Изучите руководство по эксплуатации автомобиля и ознакомьтесь с его электрическими схемами, чтобы понимать, какие компоненты и где расположены.
- Приобретите комплект для установки системы «старт-стоп», который соответствует марке и модели автомобиля.
- Отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и других повреждений электронных компонентов.
- Установите новый стартер, если он включен в комплект. Это может потребовать удаления старого узла, настройки и подключения к системе питания машины.
- Смонтируйте датчик, который будет отслеживать движение авто, а после включать или выключать двигатель. Это может потребовать подключения датчика к существующим системам.
- Поставьте новые кабели и разъемы, если они включены в комплект. Это может потребовать удаления старых кабелей и разъемов, а затем подключения новых.
- Подключите систему «старт-стоп» к центральному блоку управления автомобиля и проверьте, работает ли она правильно.
- Замените аккумулятор с учетом рекомендаций в статье.
Когда не работает система старт-стоп?
Система на автомобиле может не работать по различным причинам:
- Неисправна.
- Аккумулятор недостаточно заряжен или неисправен.
- Выключатель системы отключен или находится в неисправном состоянии.
- Температура двигателя слишком высокая или низкая.
- Двери, капот или багажник не закрыты.
- Низкая температура в салоне (если установленный на климат-контроле параметр на несколько градусов больше текущей температуры).
- Неисправность генератора.
- Руль повернут на большой угол, к примеру, после завершения маневра.
- Угол наклона машины превышает нормативный, к примеру, машина стоит на подъеме.
Ошибка системы старт-стоп, основные неисправности
Ошибка системы «старт-стоп» на автомобиле может указывать на различные проблемы в работе.
Выделим основные неисправности:
- недостаточный заряд аккумулятора;
- проблемы с датчиком тормоза и неправильная выдача сигнала;
- неисправность датчика положения педали газа;
- высокая или низкая температура двигателя;
- ошибки в работе системы зарядки или электронной системе управления двигателем.
В большинстве случаев неисправность устраняется путем замены вышедших из строя элементов.
Как отключить систему старт-стоп и нужно ли это делать
Если нет желания использовать эту функцию, ее можно временно отключить на каждой поездке, нажав на специальную кнопку на панели управления или в меню настроек автомобиля.
Второй вариант — программное выключение, которое можно реализовать только на СТО. В таком случае мастера используют специальное оборудование и ПО для внесения изменений.
Иногда водители заказывают выключение ECO Start Stop в следующих случаях:
- после остановки машины мотор выключается, что не позволяет резко набрать скорость;
- во время маневров мотор выключается в самый непредвиденный момент.
Отключение системы старт-стоп может увеличить расход топлива и выбросы вредных веществ, особенно в городском режиме езды, поскольку двигатель будет работать на протяжении всей поездки.
При намерении использовать машину в длительных поездках, где большую часть времени движение происходит по трассам или скоростным автодорогам, отключение старт-стоп может быть оправданным решением для повышения комфорта водителя и пассажиров.
Для примера, приведем алгоритм действий по отключении системы на двух моделях авто: БМВ 3 серии (F30) и Toyota Passo.
Как отключить функцию старт-стоп на БМВ?
В зависимости от модели BMW процедура отключения функции старт-стоп может отличаться. Обычно это делается путем нажатия на соответствующую кнопку на панели управления машиной.
На БМВ 3 серии (F30) кнопка отключения функции старт-стоп находится рядом с клавишей запуска двигателя и имеет значок «A» с кругом вокруг него.
При желании выключить функцию на постоянной основе требуется перейти в меню настроек автомобиля. Обычно, это делается через сенсорный экран на центральной консоли автомобиля. Здесь найдите пункт Auto Start Stop Function и выберите вариант «Выкл».
Процедура отключения функции старт-стоп может отличаться на разных моделях и годах выпуска БМВ, поэтому перед выполнением работы стоит обратиться к руководству пользователя или официальному дилеру БМВ для получения инструкции.
Как отключить старт-стоп Тойота Пассо
Для отключения функции необходимо использовать специальную кнопку на панели управления автомобилем.
Пример процедуры на Toyota Passo:
- Включите зажигание, не запуская двигатель.
- Найдите кнопку «ECO» или «Auto Idle Stop». Она может находиться на левой или правой стороне руля в зависимости от модели.
- Нажмите на клавишу и убедитесь, что функция старт-стоп отключена.
Можно использовать альтернативные варианты:
- Найдите черный разъем возле АКБ, где провод идет через кольцо. Разъедините и изолируйте его. Значок при этом начинает мигать. Сканер показывает три ошибки, которые ни на что не влияют. Ошибка двигателя не светится. Больше выполнять какие-то действия не нужно.
- Второй вариант — отключение разъема у концевика капота. В таком случае авто считает, что капот открыт, и не будет активировать систему.
Ответы на вопросы
Приведем ответы на часто задаваемые вопросы.
Чем вредна для двигателя система старт-стоп?
Наличие системы старт-стоп может привести к более быстрому износу двигателя.
Также возможны другие негативные последствия:
- более быстрый износ АКБ;
- снижение срока службы машины;
- потенциальная опасность для турбины;
- износ стартера;
- повышенное потребление энергии авто.
Столько топлива экономит система старт-стоп?
Конкретное количество топлива, которое можно сэкономить с помощью системы старт-стоп, зависит от многих факторов, включая тип двигателя, объем и мощность, а также условий эксплуатации автомобиля.
Экономия тем больше, чем чаще водитель встречается со светофорами на дороге, и чем дольше ему приходится стоять в пробках.
В среднем, система старт-стоп может уменьшить расход топлива на 5-10%, в зависимости от условий эксплуатации. К примеру, на BMW 5 series 535 xdrive реальная экономия составляет около 2-4 %.
Как правильно заводить машину с старт-стоп?
Процесс пуска машины с системой Start-Stop проходит в несколько этапов и может немного отличатся в зависимости от модели авто.
В большинстве случаев он выглядит так:
- Поднесите брелок к иммобилайзеру.
- Жмите на кнопку старт-стоп.
- Дождитесь появления звукового сигнала.
- Два раза жмите на эту кнопку для активации электроники.
Что будет, если во время движения нажать старт-стоп?
Если при движении на скорости до 50 км/ч нажать кнопку старт-стоп, двигатель будет автоматически выключен, а все электронные системы в автомобиле продолжат работать от батареи.
Плюсы и минусы
В завершение выделим преимущества и недостатки этой системы.
- Снижение потребления горючего и выбросов CO2 на малых скоростях в условиях городского движения.
- Уменьшение шума и вибрации при остановке двигателя.
- Повышение комфорта водителя и пассажиров за счет снижения уровня вибраций и шума.
- Дополнительная нагрузка на аккумуляторную батарею и систему зарядки.
- Увеличение количества циклов запуска двигателя, что может привести к повышенному износу и сокращению срока службы.
- Возможность задержки запуска мотора при переключении с «стоп» на «старт», что может затруднить движение при необходимости быстрой реакции.
- Снижение динамики разгона авто при старте на светофоре (перекрестке) в два и более раз.
- Необходимость привыкания водителя к функционированию системы старт-стоп и управлению ею в определенных ситуациях (например, при необходимости отключения).
- Высокие расходы на ремонт в случае поломки. К примеру, если не брать в внимание стартер-генератор с ременной передачей, обычные устройства имеют более мощные опорные подшипники, измененный материал бендикса, многослойные щетки, все это значительно влияет на конечную цену изделия и усложняет его ремонт.
- Усложнение механизма из-за установки большого количества датчиков.
- Возможное отключение кондиционера, что негативно влияет на комфорт.
- Чтобы компенсировать затраты за наличие этой системы экономя топливо, придется отъездить не одну сотню тысяч километров, без учета затрат на ее ремонт.
Внедрение ряда технических решений, без которых система не будет работать, привело к удорожанию автомобиля, а это:
- Так как при использовании системы Start/Stop возросла нагрузка на коленчатый вал пришлось усилить коренной подшипник, а для снижения трения на коренные и шатунные вкладыши нанесено полимерное покрытие, что улучшило проворачиваемость коленвала.
- Для снижения вибрации были усилены подушки крепления двигателя.
- В двигателях с турбонаддувом пришлось внедрять ряд технических решений, которые сделали авто еще дороже, к примеру, установка дополнительных датчиков на турбокомпрессор, наличие электрических масляного насоса и помпы, которые обеспечивают подачу смазки охлаждающий жидкости к турбине даже после того, когда мотор был остановлен.
Общим выводом можно сказать, что система старт-стоп имеет ряд преимуществ и недостатков, и для каждого автомобиля и водителя может быть более или менее эффективной в зависимости от условий эксплуатации и стиля вождения.
Да, она у меня постоянно активированная
100%
Нет, постоянно выключаю
0%
Да, больше плюсов чем минусов
0%
Нет, больше минусов, чем плюсов
0%
Проголосовало: 1