Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) предназначен для синхронизации системы впрыска и зажигания.
Устройство в определенный момент времени передает сведения о рабочем угле коленвала на ЭБУ с последующей подачей команды от блока управления к транзисторам форсунок для осуществления впрыска топлива в нужный момент в нужном количестве.
Другие основные функции устройства
Еще одна функция ДПКВ – расчет среднего количества оборотов, которые нужны ЭБУ для формул расчета разных данных, а также и для работы других датчиков автомобиля, к примеру, отображение число оборотов двигателя на панели приборов.
Следующее назначение – определение с каким ускорением нужно сделать подкрутку коленвала после зажигания смеси в каждом цилиндре.
Дело в том, что, когда горючая смесь загорается, давление в цилиндрах повышается и коленчатый вал, под давлением газов, разгоняется, и чтобы поршень в следующем цилиндре подошел к верхней мертвой точке с нормальной скоростью вращение каленвала замедляется.
Именно по ускорению подкрутки ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра и для равномерной их работы происходит выравнивание подкрутки по каждому цилиндру изменяя длительность впрыска для каждой форсунки.
Следующая функция – выполняется одновременно с датчиком распредвала и определяет синхронизацию работы коленвала и распредвала путем сравнения сигналов с двух датчиков.
Принцип действия
Принцип действия построен на контроле маховика и реакции на отсутствие одного-двух зубцов с учетом типа ДВС.
Датчик «видит» синхронизирующий диск, по кругу которого находятся зубцы из металла.
Датчики могут работать на эффекте Холла, оптическом или индукционном принципе.
К основным признакам неисправности стоит отнести:
- снижение мощности ДВС;
- повышенный расход горючего;
- уменьшение динамических параметров и детонацию.
При полной поломке мотор отказывается работать из-за неправильной синхронизации.
Существующие типы датчиков
ДПКВ бывают трех типов по принципу действия:
- Магнитно-индукционные. Работают на базе магнитного поля — эффекте Холла. Как только перед ДПКВ проходит пустой участок маховика без зубцов, появляется постоянное напряжение и подается к электронному блоку управления. Как правило, напряжение питания 5В, но в старых датчиках 12 В.
- Оптические. Принцип действия построен на базе приема света через зубцы синхронизирующего диска. При пропадании света на определенное время ЭБУ получает сигнал об определенной позиции коленчатого вала с дальнейшей подачей команды.
- Индуктивный. Внутри находится постоянный магнит, стержень с индукционной обмоткой (катушка), которая реагирует на электромагнитное поле. В случае изменения этих параметров фиксируется отметка, показывающая конкретную позицию шкива на валу. Принцип действия – магнит создает магнитное поле, задающий диск с зубьями это поле меняет, переменное магнитное поле наводит в катушке ЭДС в виде синусоиды (аналоговый сигнал), который в ЭБУ преобразуется в цифровой.
Индуктивный тип ДПКВ считается наиболее распространенным и устанавливается на все современные авто с инжектором. Кроме позиции коленчатого вала, он определяет скорость вращения и отличается большей функциональностью.
На каких машинах чаще всего выходит из строя
ДПКВ считается надежным устройством с большим сроком службы. В реальности ничего не бывает вечным, и даже эта деталь может поломаться.
Чаще всего проблема проявляет себя на машинах ВАЗ 2107, 2110, 2112, 2114, 2115. Также она характерна для Опель Омега Б, УАЗ Патриот, двигателя ЗМЗ-409, Шкоды Октавии, Приоры на 16 клапанов, Калины на 8 клапанов и Нивы Шевроле.
Данный перечень не полный, но именно у этих моделей часто возникают проблемы с этим датчиком. Многое зависит от типа устройства, завода изготовителя и условий, в которых эксплуатируется машина.
Расположение датчика коленвала
Во всех автомобилях ДПКВ выполняет одну задачу, но его положение может отличатся.
Расположение зависит от марки / модели машины, а также типа установленного двигателя.
Рассмотрим основные варианты.
Место установки |
|
ВАЗ 2110, 2111 и 2112 |
На крышке маслонасоса возле шкива генераторного ремня. |
Напротив задающего диска для мотора F16MF или на шкиве коленвала для силовых агрегатов A15MF, G15MF и A15SMS. |
|
Рено Логан с двигателями на 1.4 и 1.6 л |
Около блока цилиндра, в нижней части. Для получения доступа к устройству нужно снять трубку воздухозаборника. Саму деталь легко опознать по крепежной пластине с парой монтажных отверстий. |
Хендай Соната |
Под крышкой ремня ГРМ в нижней части в области ролика-балансира. ДПКВ легко распознать по фишке, идущей к корпусу крышки клапанов. |
Встроен в крышку маслонасоса напротив задающего диска на генераторном шкиве. |
|
На крышке привода ГРМ. Для доступа необходимо снять грязезащитный щиток двигателя. |
|
Расположен вертикально на корпусе МКПП, в задней части блока цилиндров. |
|
Ниссан Альмера Н16 |
Возле кронштейна задней подушки двигателя. Для демонтажа требуется снятие защиты ДВС, а доступ осуществляется снизу. |
Хендай Солярис |
Установлен на крышке маслонасоса. |
Хендай Акцент (версии МС, RB) |
Смонтирован в моторном отсеке над грязезащитным козырьком с торца. Для LC и X3 она находится над корпусом термостата. |
Смонтирован в задней части блока цилиндров ДВС напротив маховика. |
|
Находится на специально предусмотренном кронштейне, у шкива коленвала для 8-клапанной, и под масляным фильтром для 16-клапанной версии (в блоке цилиндров ближе к маховику). |
Признаки неисправностей, полный перечень
Признаки неисправности датчика коленвала, которые встречаются чаще всего:
- Повышение расхода горючего.
- Невозможность запустить двигатель.
- Уменьшение мощности мотора, что сказывается при движении на подъем на загруженном авто.
- «Плавание» оборотов двигателя.
- ДВС неожиданно глохнет уже после нагрева.
- Появление ошибки Р 0336, что является симптомом нарушения производительности / диапазона мотора на высоких оборотах.
- Дергание машины на холостых оборотах или в движении.
- Замедленная реакция авто при нажатии на газ.
- Детонация силового агрегата на высоких оборотах.
Рассмотренные выше признаки являются наиболее распространенными и могут свидетельствовать о повреждении других датчиков. Для выявления неисправности необходимо выполнить и их проверку.
Связанные проблемы
При выявлении дефектов необходимо убедиться в отсутствии других неисправностей, имеющих непосредственную связь с ДПКВ.
Если датчик «прозванивается», а претензии к целостности контактной группы отсутствуют, неисправность может быть связана с отсутствием зубцов на задающем диске. Или зуб может быть обломан частично и срабатывание может быть не на одном участке зуба, как должно быть, а на двух и даже трех.
Контролирующее устройство фиксирует пропуски и передает команды на ЭБУ, тем самым путая управляющий блок. Такую проблему можно диагностировать на СТО, а для ремонта нужен венец маховика.
Вторая связанная причина — сбои в работе ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).
В его функции входит определение расхода воздуха, а функционально он оказывает влияние на ДПКВ. Для диагностики и выявления неисправности также необходимо обратиться в сервисный центр.
Следующая потенциальная проблема — появление «восьмерки» на маховике, из-за чего ДПКВ начинает работать неправильно. В таком случае необходимо поменять поврежденную деталь.
Как проверить
Проверка датчика коленвала проводится после выполнения предварительных шагов:
- Подготовьте прибор для измерения индуктивности или сопротивления (в зависимости от применяемого метода), к примеру, для измерения сопротивления подойдет обычный мультиметр.
- Демонтируйте датчик коленвала с ДВС.
- Осмотрите его внешнее состояние.
- Выполните проверку одним из доступных методов (рассмотрены ниже).
При осмотре обратите внимание на состояние сердечника, контактной колодки или корпуса.
При загрязнении зачастую достаточно почистить контакты / сердечники для решения проблем. При отсутствии явных дефектов выполните проверки других узлов.
Прозвонка мультиметром / омметром
Суть методики состоит в измерении сопротивления обмотки датчика. Нормальным считается параметр в диапазоне от 550 до 750 Ом (изучите инструкцию к автомобилю, цифры могут отличаться). Для более точного измерения необходимо поставить прибор на верхний уровень до 2 кОм.
Отражение меньшего значения свидетельствует о повреждении изоляции и необходимости его замены.
Если никакие данные не показываются, это говорит о обрыве цепи и невозможности применения датчика.
При отсутствии под рукой мультиметра можно воспользоваться омметром.
Для проверки сделайте следующее:
- Заглушите двигатель.
- Снимите ДПКВ.
- Прикоснитесь омметром к контактам.
- Посмотрите параметр, который должен быть в рассмотренном выше диапазоне.
Завышенное сопротивление свидетельствует о наличии помех, а низкое — о повреждении обмотки.
Комплексный контроль
Метод подразумевает применение сразу нескольких приборов:
- Мегаомметр / омметр. Помогает измерить сопротивление.
- Измеритель индуктивности. Оптимальный параметр — 200-400 мГц.
- Цифровой вольтметр или обычный прибор.
- Сетевой трансформатор.
Результаты замеров позволяют получить ответ об исправности / неисправности ДПКВ.
Контроль гаечным ключом
При отсутствии под рукой измерительных приборов проверку датчика можно выполнить с помощью гаечного ключа.
Для этого сделайте такие шаги:
- Отключите зажигание.
- Откройте капот и выкрутите фиксирующий болт датчика.
- Достаньте устройство и почистите его от грязи.
- Демонтируйте сиденье на 2-м ряду, чтобы услышать работу бензонасоса.
- Не доставая фишку контакта, приложите к торцу датчика гаечный ключ.
- Попросите помощника, чтобы он прислушивался к работе бензонасоса (последний должен включиться).
Суть проверки состоит в искусственном срабатывании катушки и имитации прохождения шкива. При включении бензонасоса при каждом контакте металла контроллер реагирует на позицию коленвала. Если же запуска устройства не слышно, симптом точно укажет на поломку.
Применение осциллографа
Для проверки ДПКВ осциллографом применяется два метода, позволяющих судить об исправности контроллера:
- Заглушите двигатель и отключите зажигание. Достаньте датчик и приложите к контактам осциллограф (без учета полярности). Далее перед торцевой частью сенсора проведите металлическим предметом. Катушка срабатывает на металл, что видно по кривой на осциллографе.
- Включите мотор и подключите осциллограф к выводам.
- Посмотрите на кривую и подходы работы контроллера.
Нормальной считается амплитуда, у которой ровные границы сверху и снизу и такие же разделительные периоды.
При наличии большого количества и / или искривление краев осциллограммы можно говорить о повреждении некоторых зубцов маховика. Это, в свою очередь, ведет к неправильной работе сенсора.
В таком случае можно говорить о механических сбоях в работе и необходимости замены венца маховика.
Диагностический сканер
Опытные автовладельцы выделяют еще один метод, как проверить ДПКВ с помощью сканера для диагностики типа OBD 2. Он вставляется в разъем автомобиля и связывается с блоком управления. К примеру, автосканер ELM 327.
Далее с помощью ноутбука, мобильного устройства или ПК выполняется сопряжение по Блютуз и Вай-Фай.
Для диагностики применяется специальная программа, позволяющая увидеть ошибки.
В список кодов неисправности при повреждении датчика коленвала должны входить Р 0336 и Р0335.
Суть применения диагностического сканера состоит в наличии сигнала от ДПКВ и способности выявлять имеющуюся метку.
Более подробно вы можете почитать по ссылке — https://autokrepost.ru/remont/958-kak-proverit-datchik-kolenvala.html.
Устранение неисправности
Если датчик вообще не определяет позицию коленвала, единственным выходом является его замена. В случае, когда поменять его не удается, попробуйте починить.
Сделайте следующее:
- Почистите устройство от грязи, которая налипает и закрывает сенсорный механизм. Сверху появляется пыль, песок и металлическая стружка, что создает помехи для работы устройства. Для решения проблемы нужно достать ДПКВ, очистить его от грязи и поставить на место.
- Устраните обрыв. Распространенная ситуация, когда происходит повреждение провода. Такая неисправность чаще всего характерна для фишки. Здесь провода часто изгибаются, что приводит к их повреждению. Внешне определить проблему не всегда удается, ведь изоляция остается исправной. Для ремонта необходимо снять разъем, найти повреждение, зачистить изоляцию и восстановить контакт. При наличии паяльника необходимо выполнить пайку.
- Почистите контакты. Сверху на ДПКВ предусмотрен уплотнитель, который со временем становится более жестким и пропускает влагу, грязь и пыль. Как результат, появляется ржавчина, негативно влияющая на контакт. Как результат, датчик перестает нормально работать, и двигатель глохнет. Для устранения неисправности почистите контактную группу с помощью наждачной бумаги или надфиля. Параллельно удалите пыль, восстановите контакт и попробуйте завести ДВС.
- Проверьте зазор между датчиком и задающим диском с зубьями, как правило, он должен быть 0.5 мм.
Как обмануть датчик и завести машину
Бывают ситуации, когда ДПКВ вышел из строя и не дает запустить двигатель. В таком случае необходимо знать, как обмануть устройство и доехать до сервиса без срочного ремонта.
Сделайте следующие шаги:
- Найдите кусок тонкой медной проволоки, к примеру, из реле. Потребуется длинный кусок.
- Намойте на датчик два витка картона / бумаги.
- Сделайте вокруг корпуса 150 оборотов тем самым создав обмотку.
- Уберите бумажку, чтобы проволока стала на место.
- Сведите остаток к фишке, которая подключается к устройству.
- Вставьте концы в разъем, с которого идут контакты на ДПКВ.
- Попробуйте завести мотор.
Если двигатель не завелся, поменяйте местами контакты фишки. Для фиксации тонких проводов в разъеме используйте спички. При этом не злоупотребляйте поездками с такой конструкцией. По возможности необходимо поменять поломанный ДПКВ.
Рассмотренный выше подход позволяет восстановить электромагнитную индукцию за счет создания новой обмотки. Ее создание позволяет функционировать детали, обеспечит подачу команды на ЭБУ и успешный пуск мотора.