Новые правила технического осмотра введены совсем недавно и работают пока не для всех автовладельцев, но уже сейчас возникают ситуации, которые нельзя назвать типичными.
При прохождении техосмотра зачастую наблюдаются очень странные моменты: проверка работы фар по линии с отметками, нарисованной на одной из стен, отказ в услуге из-за отсутствующих передних брызговиков.
Не всегда в этих странностях виновна неопытность или недостаток квалификации, иногда сотрудник стремится вынудить водителя приехать на техосмотр ещё раз, чтобы получить оплату ещё и за повторную проверку.
Именно поэтому будет не лишним знать, какие придирки могут возникнуть у экспертов, и как бороться с незаконными отказами.
Какими аргументами руководствуются автотехники при отказе
После введения новых правил на форумах и сайтах, ориентированных на автомобилистов, то и дело появляются истории о том, с какими сложностями пришлось столкнуться автолюбителям при проведении технического осмотра.
Первая история, могла бы показаться курьёзной, если бы не проблемы, которые она доставила владельцу авто.
Эксперт-техник остался недоволен спойлером и накладками на пороги в автомашине, причём и то и другое являлось частью заводского обвеса, который владелец, разумеется, не менял.
Стандартная тонировка, не пропускающая всего 12% солнечных лучей и сделанная на заводе-производителе, также вызвала у техника вопросы, хотя никаких нарушений тут и быть не могло.
К счастью, документ о прохождении технического осмотра мужчина всё же получил, хотя нервы ему ощутимо потрепали.
Сотрудник, проводивший диагностику, мотивировал это тем, что не все изменения уже вступили в силу, поэтому хозяину автомашины просто пошли навстречу.
Ещё одному хозяину транспортного средства вменяли в вину отсутствие регулировки фар. Специалист утверждал, что одна из них светит сильнее, чем разрешено правилами.
Диагностику, что интересно, проводили методом разглядывания света, падающего на ворота. Естественно, на СТО мастер не нашёл никаких ограничений.
Третьему автовладельцу удалось получить диагностическую карту только со второй попытки, так как не было задних брызговиков.
При этом на руках у владельца была официальная бумага из автосалона, в которой красовалась запись: «задние брызговики не предусмотрены конструкцией авто».
Оператор написанному не поверил и автовладельцу пришлось повторно посетить пункт ТО.
В итоге картина выходит неприятная, но ожидаемая. Ещё до принятия новых правил автоэксперты начинали сомневаться в их эффективности.
Еще тогда они были уверены, что практически никто не сможет получить диагностическую карту с первой попытки, ведь это не выгодно тем, кто их выдаёт.
Гораздо больше прибыли принесёт отказ по надуманной причине, ведь водитель будет вынужден приехать повторно.
Кроме того, автовладелец, не желающий заново проходить всю процедуру, вполне может согласиться заплатить недобросовестному оператору.
Шкуматов констатирует, что подобное отношение окончательно подрывает доверие к процедуре, которая на таких условиях теряет всякий смысл.
Независимые автоэксперты рассказывают о схеме, которая используется уже длительный период времени: техник цепляется к какой-либо мелочи, не мешающей получить разрешение на эксплуатацию авто.
Далее водителю предлагается самостоятельно устранить дефект и приехать повторно или «решить вопрос на месте».
Вряд ли есть люди, которые готовы тратить своё время на разборки, поэтому, как правило, вымогатели добиваются своего.
Существует еще один способ обмана, когда сотрудник фальсифицирует результаты проверки в свою пользу, уверяя владельца транспортного средства в том, что состояние его движимого имущества далеко от идеального.
Чаще всего некорректно оценивают работу тормозной системы и фар, пользуясь тем, что не каждый хозяин машины в состоянии определить достоверность таких утверждений.
Как должны работать специалисты станций ТО
Требования, предъявляемые к автомашинам, нельзя назвать простыми, но эксперты-техники обязаны знать их все.
Учитывается целый ряд документов:
- технический регламент Таможенного союза;
- положения о допуске к эксплуатации транспортных средств;
- законодательные проекты, регламентирующие безопасность дорожного движения;
- законы о техосмотре и подзаконные акты к ним;
- перечень условий и неисправностей, при которых запрещено пользоваться машиной.
Также техники обязаны знать какие комплектации автомобилей существуют.
К сожалению, на данный момент далеко не каждый сотрудник ТО обладает нужными профессиональными качествами.
Связано это с тем, что последние несколько лет процветала подпольная торговля диагностическими картами, в результате эксперты-профессионалы оказались невостребованными.
Нехватку опытных кадров признали и в Госавтоинспекции. Сейчас среди работников пунктов ТО много людей, которые не имеют нужного опыта или растеряли его.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), лишь 85% экспертов-техников дали положительный ответ о готовности к новым правилам.
Раппа Ахъядов, председатель совета директоров ГК «Техностайл» уверен — по причине того, что долгое время отрасль не развивалась, честные операторы до сих пор испытывают проблемы, в то время как нечестные продолжают разваливать техосмотр.
Во время проведения данной процедуры техник должен проверить, безопасно ли использование данного автомобиля, кроме того, в его обязанности входит проверка работоспособности всех влияющих на этот фактор систем.
Соответственно, элементы, от которых не страдает надёжность, не проверяются. То есть придирки к накладным порогам, декоративным накладкам на глушитель, передним брызговикам или спойлерам, не выступающим за габариты, не являются законными.
Они даже не указаны в диагностической карте и необходимости в их установке или демонтаже нет.
С тонировкой всё ещё проще — единственный критерий, на который могут обратить внимание, это светопропускаемость. Она должна быть от 75% для лобового стекла и от 70% на боковых. Если эти параметры соблюдены, её наличие допускается.
Что касается тех деталей, которые есть в перечне, например, обвес, то заставить что-либо с ним сделать имеют право только если он не внесён в конструкцию производителем. Любые комплектующие, сертифицированные производителем, менять не требуется.
В качестве примеров можно привести АвтоВАЗ, который для некоторых своих авто сертифицировал газобаллонное оборудование, УАЗ «Патриот» с комплектацией «Экспедиция» — в ней присутствует лебёдка, багажник и силовые бамперы, а также некоторые модели УАЗ со встроенным ГБО. Во всех этих случаях дополнительного внесения в СТС и ПТС не требуется.
Отличается процедура, касающаяся улучшений, не предусмотренных изготовителем и выступающих за габариты автомобиля. Их придётся узаконить самостоятельно, по имеющимся правилам до визита в пункт ТО.
Признаки того, что оборудование соответствует требованиям безопасности
Бывают случаи, когда автовладелец сомневается, что модификация машины сертифицирована. Если он приобрёл её с рук, то на дополнительный элемент может не быть никаких документов.
В этом случае понадобится изучить форму оценки соответствия транспортного средства.
Сертификаты, которые в ней перечислены, включают все разрешённые детали конструкции. Этот документ можно запросить у дилера или скачать из сети. Если же в перечне нужный элемент отсутствует, его придётся либо убрать, либо узаконить.
Когда дополнительные компоненты предлагают установить при покупке, в самом автосалоне, его сотрудники обязаны предоставить сертификат соответствия, который гарантирует безопасность. Этот документ передают покупателю, и он должен его сохранить.
Иногда бывают случаи, когда дилерский центр навязывает подобную установку, несмотря на уже заключенный предварительный договор.
Подобное поведение незаконно и является нарушением закона «О защите прав потребителей».
Возможна и другая ситуация — не задокументированные элементы устанавливают на машину ещё до продажи.
Часто владельцы дилерских центров устанавливают родственные детали, поставляемые той же страной, но другого бренда. Однако автозаводы вряд ли сертифицируют автодетали партнёров по бизнесу в качестве разрешённых.
В результате этих действий покупатель получает массу проблем при первом же техосмотре.
Чтобы этого избежать, стоит перед приобретением «железного коня» внимательно изучить параметры выбранной модели и список входящего в неё заводского оборудования.
Есть ли шанс оспорить ошибочное заключение?
Если автовладельцу было отказано в выдаче разрешения на эксплуатацию из-за отсутствия передних брызговиков или наличия заводского оборудования, необходимо в обязательном порядке пожаловаться на работу оператора.
Для этого нужно получить диагностическую карту, в которую внесена «неисправность» (она выдаётся в пункте ТО) и обратиться к независимому эксперту.
Получив заключение о том, что компонент не предусмотрен или соответствует требованиям, необходимо составить жалобу.
Адвокаты советуют отправить её и в ГИБДД, и в РСА. Первые несут ответственность за работу специалиста ТО, а вторые отвечают за аккредитацию организации. Подобные меры помогут навести порядок в данной сфере деятельности.
Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков согласен с таким подходом, он советует: «Если возникает подобная ситуация, то гражданам необходимо жаловаться в ГИБДД, ведь техосмотр проводят с нарушением правил».
Госавтоинспекция знает о сложившейся проблеме и уверена, что сможет принять меры для её решения. Ими планируется ввести обязательное подтверждение и повышение квалификации для экспертов станций ТО.
Что касается компаний, проводящих технические осмотры, то они рекомендуют в спорных случаях связаться с руководством, воспользовавшись телефоном или электронной почтой, всегда имеющейся в каждом пункте ТО.
Они не сомневаются, что любой конфликт можно оперативно решить на месте.
А что Вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.